Тема «Выражение позиции героя. Л.Н. Толстой. Отрочество. Глава II – "Гроза"» (анализ художественного текста)

Разделы: Литература


Цели:

  • научить воспринимать художественный текст и создавать свой связный текст;
  • углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении, выявить выразительную функцию лексических средств связи, морфологических, образно-выразительных;
  • анализ повествовательного текста от первого лица соотносится с написанием собственного рассказа от первого лица.

Девиз:

Каждое художественное слово… тем-то и отличается от нехудожественного, что вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений, объяснений.

Л.Н.Толстой.

Ход урока

Учитель: На сегодняшнем уроке нам предстоит рассмотреть текст главы II “Гроза” повести Л.Н.Толстого “Отрочество”. Особое внимание обратим на средства выражения позиции героя – повествователя и их роль в художественно-образном строе текста. Чтобы работа была интересной и творческой, вам были даны вопросы для домашней подготовки. Анализ текста в классе мы будем проводить с опорой на эти вопросы, но в тоже время эта работа предполагает решение новых задач с целью более детального рассмотрения текста.

Вопросы:

  1. Определите тему текста и её отражение в название главы.
  2. С чьей точки зрения представлена, как это выражено грамматически.
  3. Как отражается развитие происходящего в тесте во времени: что было сначала, потом и наконец.
  4. На какие части можно разделить текст. Выделите микротему каждой части. И ключевые образы.
  5. Как можно представить композицию повествования.
  6. Выделите в тексте слова и фразы, выражающие позицию героя повествователя, его чувства и оценку происходящего. Какими средствами создаётся описание (эпитеты, сравнение, метафоры).

Анализ текста в классе

Вопрос 1. Комментарий. Тема главы – гроза – отражена в названии, однако текст представляет художественный образ грозы в соотношении с чувствами главного героя, с его восприятием и оценкой.

Вопрос 2. Комментарий. Повествование ведется с точки зрения главного героя – Николеньки и представляет собой воспоминания о своем детстве. Грамматически выражено формой первого лица, местоимений Я и Мы.

Вопрос 3. Комментарий. Гроза даётся во временном развитии: сначала – томительное ожидание грозы под палящим солнцем;

Затем – появление первых признаков грозы, её назревание и развитие, и события, случившиеся во время грозы: поломка брички и появление нищего;

Наконец – завершение грозы и радость маленького Николеньки.

Вопрос 4. Комментарий. Можно разделить на пять частей:

  • 1 часть (первый абзац) – “Предчувствие грозы”; микротема – соотношение мира и человека в ожидании грозы; ключевые образы: солнце, пыль, страх, томление.
  • 2 часть (второй абзац) – “Гроза надвигается” (гнев Божий); микротема – начало грозы, ключевые образы – туча, мрак, движение, тревога, трепет, молния, гром.
  • 3 часть (третий, четвертый, пятый абзацы) – “Бричка сломалась”, ключевые образы – бричка, остановка, страх и ожидание “общей погибели”.
  • 4 часть (от слов “Тревожные чувства тоски и страха <…>до слов <…> за равномерным шумом дождя” – абзацы 6, 7, 8, 9, 10) – “Гроза в разгаре”, ключевые образы – нищий, молния, гром, ветер, дождь, страх, холодный ужас.
  • 5 часть (заключительная от слов “Но вот дождь становится мельче <…> до конца), ее микротема – конец грозы и смена чувства страха радостью. Эту часть можно озаглавить “Повеселевшая природа”, ключевые образы – солнце, свежий воздух, блеск и радость, счастье жизни, простор, лес, птицы, звуки, черёмуха.

Вопрос 5. Комментарий. В композиции выделяем завязку (часть 1), развитие действия (вторая, третья часть), кульминация (часть 4), развязка (часть 5).

Попробуем проанализировать описание, развёртывающиеся в выделенных частях; определим направленность описаний и средства художественной образности. В каждой части обратим внимание на выражение чувств героя – повествователя, его внутреннего состояния и оценки окружающего.

Вопрос 6. Комментарий. Состояние окружающего мира в первой части передается через восприятие героя:

“Солнце <…> невыносимо жгло мне шею и щеки; невозможно было дотронуться до раскаленных краёв брички”; “зловещие чёрные тени”; “мрачная туча”.

В соотношении с состоянием природы находится настроение Николеньки: описание жаркого солнца и пыльного неподвижного воздуха заканчивается фразой: “Я не знал куда деваться”.

Нетерпения в ожидании конца пути и предчувствие грозы косвенно отражается в фразе: “Всё моё внимание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака <…>”;

Этим же состояние завершается первая часть:

“Изредка прогромыхал дальний гром. Это последнее обстоятельство более всего усиливало моё нетерпение скорее приехать на постоялый двор. Гроза наводила на меня невыразимо тяжелое чувство тоски и страха”.

Как видим, состояние природы и человека передаются с самого начала главы в непосредственной соотнесённости.

  • Какими средствами создаются ключевые образы в первой части? (Солнце, пыль, томление, страх)

За счёт эпитетов: косые жаркие лучи, густая пыль, чёрное солнце, чёрные тени, большая мрачная туча.

Для отражения впечатления нарастающей угрозы, тревоги, важно образное соотношение облаков и тучи: “ <….> облака, прежде рассыпанные по небосклону <….>, приняв зловещие чёрные тени, теперь собирались в одну большую, мрачную тучу”.

Так формируется микротема первой части – “Предчувствие грозы”.

Посмотрим, как эти образы развиваются во второй части текста.

  • Какое состояние природы передаётся в этой части?
  • За счёт чего пейзаж становится динамичным?

Во второй части мрак и тяжелая тьма, которые несёт грозовая туча, представленные в соотношении с солнцем и светом, отражено противоборство тьмы и света: “ <….> большая тёмно- лиловая туча”, “Солнце освещает её мрачную фигуру”, “но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце, вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно – мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется принимает мрачный характер”.

В дальнейшем описании свет уже будет грозовым – светом молнии: “Молния вспыхивает как будто в самой бричке, ослепляет зрение и на одно мгновение освещает <….>”.

Изображение грозы требует динамизма: в природе проявляется и в противоборстве света и тьмы, и в убыстрении движения брички (“бричка скорее катит по пыльной дороге”) и жизненных токов в человеке ( “ <….> я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах”), в разнообразном движении деревьев, травы, птиц, и самого звука грома.

Передача динамики в природе и человеке осуществляется за счёт активизации глаголов плюс указательной частицы вот, которая подчеркивает динамизм.

“ Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло <….>, осветило <….> и скрылось”; “Вот задрожала осиновая роща”, “листья шумят и вертятся”, “макушки <….> начинают раскачиваться”, “пучки сухой травы летят через дорогу”, “стрижи и ласточки реют <….> и пролетают”, “галки летают по ветру”.

В живописном представлении движения особую роль играют эпитеты, создающие образ: “<….> окрестность вдруг изменяется”, “галки <….> как то боком летают по ветру”, “края кожаного фартука начинают <….>, размахиваясь, биться <….>”.

Характер происходящего “как бы на глазах у читателя” передается активизацией форм глаголов настоящего времени.

Понаблюдаем динамику в изображении грозового грома. Каким он (гром ) изображается в начале части и в конце? Какой приём позволяет создать выразительный и точный образ грома, определяющий оценочную фразу повествователя.

Вначале части и в конце гром соотнесён с молнией, звук представлен в развитии: “<….> слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающий весь небосклон”.

Но сначала гром и молния – “вдалеке”, то в конце части звук грома раздается “в туже секунду над самой головой”.

В конце части выразительный образ грозовой грома создается за счет нарастания звука (приём градации): “<….> величественный гул <….>, как будто поднимаясь всё выше и выше, шире и шире по огромной спиральной линии, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание”.

Как видим, динамизм развертывающийся в природе грозовой стихии захватывает и душу человека: надвигается туча – “и бричка скорее катит по пыльной дороге”- мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах”; переживание грома заставляет “трепетать и сдерживать дыхание”.

Найдём в тексте второй части слова и выражения, передающие оценочный план героя повествователя, отражающие образы природы в соотношении с ним самим.

Это различные определения и характеристики: туча, “взявшаяся бог знает откуда”, мрачная фигура тучи. Особую роль играют слова с неопределенным значением: “листья становятся, какого то бело-мутного цвета”, галки “как то боком летают по ветру”, а также сравнения: “стрижи и белогрудые ласточки, как будто с намерением остановить нас, реют вокруг брички”.

Такое представление грозы обуславливает завершающую характеристику, отражающую народное определение: “гнев божий”.

Это характеристика отнесена повествователю и сопровождается его оценкой: “как много поэзии в этой простонародной мысли!”

Третья часть начинается с развертывания образа, убыстряющегося движения, представленного во второй части. Однако ее микротема (остановка в движении) определяет принцип соотношения с предыдущей частью – контраст.

Он подчеркивается передачей неожиданной смены быстрого движения – неподвижностью (за счет междометия “Тпру”, а также смены форм глаголов настоящего времени, формами прошедшего времени).

  • Как передано в этой части состояние героя повествователя?

Его состояние обобщено состоянием окружающих: “<….> я замечаю, что они боятся”; “Я боюсь пошевелиться и с минуты на минуту ожидаю нашей общей погибели”.

В этих фразах выражается восприятие маленького мальчика.

  • Почему четвёртую часть можно назвать кульминационной?
  • Как отражено в ней предельное напряжение состояния природы и человека?
  • Какую роль в этом играет образ нищего?
  • Какими средствами и для чего создается его портрет?

В четвёртой части напряжение состояния человека и природы достигает предела (“Тревожные чувства тоски и страха увеличивались во мне вместе с усилием грозы, но когда пришла величественная минута безмолвия, обыкновенно предшествующая раздражению грозы, чувства эти дошли до такой степени, что, продолжись это состояние ещё четверть часа, я уверен, что умер бы от волнения”).

Появление нищего еще более усиливает чувство страха Николеньки; прежде чем передать своё состояние словами, герой повествователь даёт портрет нищего, в котором мальчик подчеркивает детали, его поразившие. Употребление местоимения с неопределенным значением.

Жуткая внешность калеки и “болезненный голос” возбуждают в мальчике чувство, которое трудно передать словами:

“Не могу выразить чувство холодного ужаса охватившего мою душу в эту минуту….”.

Кроме того, нищий усиливает впечатление беззащитности и жалости человека перед грозной стихией.

Мощная власть грозы передается образами молнии и грома, для выражения которых важны слова со значением интенсивности: “<….> ослепительная молния сопровождалась таким оглушительным треском грома, что, кажется, весь свод небес рушится над нами”.

Вывод: Сравнение, завершающее этот фрагмент, гиперболизирует образ страшного грозового разряда и одновременно соотносит происходящее в природе с человеком, заостряет точку зрения героя.

Это и есть кульминация всей главы, поскольку передается наивысшее, предельное напряжение в состоянии всего мира.

Какими средствами изображается дождь?

Характер дождя передается, прежде всего, определениями (“косой дождь”), его сила выражена фразеологизмом: “лил как из ведра”.

Изображение окружающего в дожде отражает взгляд мальчика. Это он видит перед собой, это он пристально наблюдает.

Рассмотрим развитие образа грозы в последней, в пятой части текста.

  • Как эта часть соединена с предыдущей?
  • Какие образы выступают ключевыми в этой части?
  • Какими средствами передаются настроения героев?

Комментарий. Пятая часть присоединяется к предыдущей союзом и частицей (“Но вот”), за счет чего подчеркивается движение, изменение в изображаемом.

Развитие образа грозы осуществляется в обратном (зеркальном порядке по отношению к началу текста: если там облака сбиваются в тучу, а туча закрывает солнце, то здесь наоборот – “туча начинает разделяться на волнистые облака…”

Однако если в начале главы солнце палящее, знойное, то после грозы доминирует не столько свет, сколько блеск; блеск и свежесть в природе контрастны предгрозовому зною; луч “блестит в лужах…”; “освеженный душистый воздух”; поле “блестит мокрой зеленью и землю”; птицы “в мокрых кустах”.

Обновление и оживление природы передается изображением чистых светлых красок.

Перед героем открывается простор ожившей, освеженной земли. Герой не может усидеть на месте, соскакивает с брички и бежит к распустившейся черёмухе и затем к карете – поделиться радостью освобождения души от гнёта и страха. Именно отклик души на “повеселевшую”, обновленную природу отражен в оценках Николеньки: “Упиваюсь их чудным запахом”, “Посмотри, как хорошо!”, “Да ты понюхай, как пахнет”.

Безусловно, последняя часть контрастна всем частям по настроению, и по характеру образов.

Заключение

Гроза как властная, грозная стихия, в тоже время освещающая весь мир и человека. Эта динамика проявляется в передачи состояния природы настроению человека – от тоски и страха к чувству надежды и радости. Направление, развитие текста задается позицией героя; характер образа грозы отражает его восприятие, определяется его точка зрения.

Домашнее задание

Написать сочинение:

  1. Гроза как атмосферное явление и описание грозы в повести.
  2. Сочинение-описание “За моим окном гроза….”