Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Разделы: Литература


Цель: обобщить изученное по произведению А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, проанализировать главы повести, сформулировать кодекс чести, составить свой собственный герб, выработать позицию в жизни.

Ход урока

Учитель: Честь (независимость, храбрость, благородство) – основа нравственного кодекса всех людей. Хотелось бы, чтобы сегодня на уроке мы сформулировали кодекс чести, составили свой герб, выработали собственную жизненную позицию. Ответим на вопрос: “Зачем вообще нужен кодекс чести?” Оценим себя как личность. Ведь личность определяется теми моральными принципами, которые она выбирает.

1 часть (офицерская честь)

Учитель: С детства родители учат нас жизни, прививают нам понятие о чести. Так же было у героев повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”

1.

а) Какова семья героя повести П.Гринева? (Отец-премьер-майор.)
б) Какие нравственные критерии заложены отцом?
в) Какой наказ получает Петруша от отца перед отъездом в армию (Чтение отрывка.)

2.

а) В какую семью попадает Петруша Гринев? (Мироновых.)
б) Что общего в семьях Гриневых и Мироновых?
в) Кто отцы героев? (Миронов и Гринев (старший) – военные офицеры. Капитан Миронов-выходец из солдатской среды, добр, храбр, заботлив, верный долгу, присяге, терпелив, трудолюбив, человечен.)

Учитель: На таких, как Миронов, держится государство. Как вы ассоциируете в художественных образах понятие офицерской чести?

Дети первой группы демонстрируют домашнее задание: герб, символизирующий кодекс чести офицера и комментируют его.

– Прообразом Белогорской крепости в повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” является Татищево. Вы можете все хорошо представить: местность осталась прежней, такие же деревья растут на берегу Урала, а где была крепость, обозначено по углам памятными блоками из розового гранита. Это сделали неравнодушные к истории современники. После пугачевщины Татищево укреплений не имело, они были не нужны. Но в станице есть музей. Там есть все: и предметы, и документы, оружие пугачевской эпохи и гражданской войны, казачья одежда, домашняя утварь, газеты, книги, рисунки, фотографии. В этом музее все подлинное, все заставляет остановиться, задуматься, соотнести свою судьбу с судьбой людей, которые и двести, и сто, и пятьдесят лет назад брались за оружие, чтобы защитить независимость и честь Родины. И вот один стенд. На этом стенде список тех, кто пал смертью храбрых на полях Великой Отечественной войны. Огромный список. Огромный для такого по сути небольшого в масштабах русской земли места, как станица. 122 человека. 122 своих сына отдала Татищево на алтарь Победы. И опять эта крепость стояла несокрушимо на земле в ту страшную, героическую эпоху.

2 часть (казацкая честь)

Учитель: Белогорская крепость находится в сорока верстах от Оренбурга. Кто проживает в этой местности? (яицкие казаки)

Дети 2 группы дают историческую справку о яицких казаках.

  1. Чем занимались казаки в крепостях? (Чтение 8, 9 гл. – грабежи, насилие.)
  2. Кто ведет казаков за собой? (Е. Пугачев.)
  3. Где встречаемся первый раз с Пугачевым? (Метель, вожатый, ведет и выводит.)

Запись в тетрадь с комментарием: метель-смятение-мятеж. В повести А.С. Пушкина метель ассоциируется с мятежом. Чтение стихотворения А.С. Пушкина “Бесы”.

  1. Каким предстал Пугачев в первой встрече? (Сверкающие глаза, нет покорности, смелость, удаль.)
  2. Каково отношение народа к Пугачеву? (Колокольный звон, хлеб-соль, освободитель, царь-глава 9.)
  3. Как относится Пугачев к Гриневу? (Предлагает служить.)
  4. Расскажите о предпоследней встрече Гринева с Пугачевым. Почему Гринев просит Пугачева спасти Машу? (Губернатор ответил отказом, кодекс казака - помоги сироте, помоги простому человеку.)
  5. Понимает ли Пугачев свою гибель? (Да, глава11, “Улица моя тесна…”)
  6. Каков жизненный кодекс Пугачева? (Сказка о вороне.)
  7. Как Гринев-человек относится к Пугачеву? (Восхищается удалью, смелостью, честностью, добротой.)
  8. Какие методы в борьбе использует Пугачев? (Жестокость, грабежи).
  9. Чем это обусловлено? (Жестокость порождена борьбой двух смертельно враждебных классов.)
  10. Как вы представляете герб казаков, прокомментируйте его. (Ответы учащихся.)

3 часть (дворянская честь)

Учитель: А.С.Пушкин в повести противопоставляет двух дворян: Швабрина и Гринева. В повести изображены две дуэли. Расскажите о дуэльном кодексе.

Дети 3 группы представляют подготовленный материал.

  1. Кто не соблюдает правил дуэльного кодекса? (Швабрин.)
  2. Какова причина дуэли? (Оскорбление чести женщины.)
  3. Соблюдает ли П.Гринев кодекс дворянской чести? (Да.)
  4. Как защищает честь любимой девушки? (Дерется на дуэли, отказывается назвать имя Маши на суде, при аресте.)
  5. Как Гринев-дворянин относится к Пугачеву? (Отказывается присягать, служить, относится как к простому мужику, бунтарю-мятежнику, отрицает присутствие Пугачева на свадьбе в качестве посаженного отца.)
  6. Дворянин Гринев-отец как отнесся к аресту Петруши? (Глава 4. Дворянин спутался с холопами, опозорил род.)
  7. Как вы представляете дворянский герб, прокомментируйте.

4 часть (честь женщины)

  1. Кто не усомнился в порядочности Петруши? (Маша.)
  2. Какое понятие чести формировалось у девушки того времени?

Дети 4 группы сообщают о домострое.

  1. Как воспитывают Машу? (Покорность, слабость, подчинение.)
  2. Почему герои не поженились тайно, как предлагал Петруша? (Запрет родителей, подчинение воли старших.)
  3. Какое испытание выпало на долю Маши? (Смерть родителей, насилие Швабрина.)
  4. Как она их перенесла? (Оказала сопротивление, не сломилась.)

Учитель: Бессобытийная, тихая жизнь, в которой все решали за тебя, закончилась. Теперь жизнь требует мужества, стойкости, проверяет убеждения, нравственные принципы.

  1. Что предпринимает робкая, тихая Маша для спасения Петруши? (Едет к Екатерине 2.)
  2. Что просит Маша? (Милости.)
  3. А чего добивается? (Оправдана офицерская, дворянская, человеческая честь.)
  4. Чтение встречи с Екатериной 2 (Маша не согласна с приговором суда, бросила императрице: “Неправда!”)

Учитель: Третья дуэль, поединок за честь любимого, выиграна Машей. Повесть написана в 1836 году. Прошло почти 10 лет после декабристского восстания. Еще одно грозное. Образ Маши Мироновой - дань подвигу жен декабристов, которые всегда будут служить примером истинно человеческого поведения в труднейших обстоятельствах.

Прокомментируйте герб, символизирующий кодекс чести женщины. Какие символы вы использовали? (Ответы учащихся.)

5 часть (вывод)

Учитель: “ Не подведи Бог, увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”, - было написано А.С. Пушкиным. Так он бессмысленен для наших героев?

  1. Что потерял-приобрел Петруша во время этих страшных событий? (Закалился в боях, приобрел военный опыт, не потерял чести дворянина, офицера, обрел свое счастье.)
  2. Что потеряла-приобрела Маша? (События обновили ее душу, ее жизненные принципы.)

Учитель: Посмотрите на доску (на ней в процессе урока вывешивались дворянский, офицерский, казацкий и женский гербы). Вам представлены символы офицерского, казацкого, дворянского, женского кодекса. Посмотрите на эти образы-символы и попробуйте составить собственный герб, в художественных образах выразить свое собственное понятие о чести. (Выступления учащихся.)

Сегодня мы совершили еще одно путешествие в страну по имени А.С. Пушкин. Вспомнили героев, встречи, поступки-все запало в нашу душу. Наше путешествие заставило вас вглядеться в себя, ведь вы говорили о собственных принципах поведения, формулировали свой нравственный кодекс. Сегодня был ваш урок. Ваш поединок с самим собой, и выбирали вы такие понятия как Доброта, Любовь, Честность, Искренность, Верность и Преданность. Так и впредь: “Береги честь смолоду”.