Урок русского языка по теме "Прощай, осень! Здравствуй, зимушка-зима!"

Разделы: Русский язык


Цель: развитие устной и письменной речи учащихся; отработка понятий “тема” и “основная мысль текста”; формирование умения применять эти понятия на практике.

Оборудование:

  • учебник Е.И. Никитиной “Русская речь”, 5 класс.
  • репродукции картин или видеопроекционный комплекс со слайдами (И.С. Остроухов “Золотая осень”, Н.И. Осенев “Осень”, Н.И. Левитан “Октябрь”, Б.Я. Ряузов “Начало зимы”, А.А. Пластов “Первый снег”, Д.Я. Александров “Зимняя сказка”);
  • музыкальный центр с аудиозаписями стихотворения И.А.Бунина “Листопад”, фортепианного цикла П.И. Чайковского “Времена года”;
  • творческие альбомы учащихся по теме “Времена года”;

Ход урока

1. Открытие темы. Формулировка целей урока

1. Чтение учителем эпиграфа к уроку.

Учитель:

Была цветная да расписная,
Пришла белая да седая.

– Что это? Пословица, поговорка, загадка? Отгадайте ее.

Дети. Осень и зима.

2. Чтение темы урока.

– А что такое “тема”, “идея”?

Учитель совместно с учащимися формулирует тему и цель урока.

Учитель: Наш урок – это еще и урок прощания с осенью. Какой же для вас осталась в памяти эта осень? (беседа с учащимися.)

2. Выразительное чтение

Дети читают стихотворения об осени (наизусть)

А.С. Пушкин. “Унылая пора! Очей очарованье…”, А. Майков. “Осень”, Н.А. Некрасов “Славная осень!..”

3. Работа со стихотворением И.А. Бунина “Листопад”

  1. Прослушивание стихотворения в исполнении профессионального чтеца.
  2. Беседа.
  • Подумайте, какая из картин иллюстрирует данное стихотворение?
  • При помощи каких слов автор создает картину золотой осени?
  • Какие еще слова и выражения использовали другие поэты, описывая осень?
  • Зачитайте “осенние слова”, найденные вами и записанные в ваших творческих альбомах.
  1. Словарная работа.

Лиловый, золотой, багряный, бордовый, пестрый, дивная пора, лучезарный день.

  1. Сформулируйте основную мысль (идею) данного стихотворения.

Учитель: Стихотворение заканчивается строками:

Такое мертвое молчанье
В лесу и синей вышине,
Что можно в этой тишине
Услышать листика шуршанье.

– А сейчас мы с вами попробуем услышать звуки осени.

4. Прослушивание отрывка из произведения П.И. Чайковского “Времена года”

– Что вы услышали? Какие звуки показались вам знакомыми?

Выслушиваются ответы детей.

5. Работа над темами сочинений об осени

  1. Осень.
  2. Художница Осень.
  3. Золотая осень.
  4. Осиновый лес осенью.
  5. Последний лист осени.

Учитель: Какой общей темой они объединены? Чем различаются? (Отвтеы детей.) Сформулируйте основную мысль каждой темы.

6. Работа со слайдом

Учитель: Как бы вы назвали эту картину? Напишите сочинение-миниатюру на основе данной фотографии, определив его тему и основную мысль.

7. Работа с учебником

Упражнение № 40.

8. Анализ сочинения пятиклассника на тему “Золотая осень”

(Текст у каждого на парте.)

1. Выявление основной мысли сочинения на данную тему.

– Прежде чем начать читать это сочинение, давайте подумаем, какая основная мысль должна в нем раскрываться?

2. Работа в парах. Чтение текста, его обсуждение, выявление различных недочетов.

Золотая осень

Вот и подошел неслышно первый месяц осени .Рассыпал золото и багрянец по рощам и дубравам.

Осень то порадует погожими и ясными днями, то засвистит ветер и пойдет скучный и долгий дождь. Все чаще и чаще слышишь в закатном небе прощальные всклики птичьих стай. Осень одарила все деревья разными нарядами. Например, дуб стоит как грозный богатырь, одетый в желтую одежду. А березка в белом платьице, как девушка. Только елочка не меняет свой наряд, она вечно зеленая. В солнечную погоду листья кажутся золотыми. Вот подул ветер, и листья, как маленькие парашютики, полетели на траву.

Мне нравится лист осины, он весь желтый, кажется, что какой-то художник так празднично разукрасил его. Все листья пахнут по-разному. Например, береза пахнет Родиной.

Когда входишь в лес, то кажется, что входишь в ярко разукрашенный терем. Осень не только позаботилась о деревьях, но и о животных.

Все звери готовятся к зиме. Вот хотя бы рыжая белка. Тащит гриб, чтобы поскорей повесить на сучок. А вот медведь сытных припасов не делает. Как их расходовать, если всю зиму будет спать.

Все короче становятся дни.

3. Подведение итогов парной работы.

8. Слово учителя

Большую часть урока мы сегодня говорили об осени, рассматривали картины, слушали музыку, читали стихи, посвященные ей. Но наш урок еще и урок встречи другого времени года – Красавицы, Чародейки Зимы, о которой тоже много написано стихотворений, картин, музыкальных произведений. Мы можем увидеть ее за окном собственными глазами, услышать зимнее дыхание, увидеть ослепительную красоту зимнего дня. Прежде чем вы получите задание на дом, мне хотелось бы привлечь ваше внимание еще к нескольким картинам, но уже посвященным Зиме.

10. Работа с картинами, посвященными зиме

– Как бы вы сформулировали идею каждой из этих картин?

11. Домашнее задание

Закончить оформление “зимней” странички в творческом альбоме, сделать наброски к сочинению о зиме на одну из предложенных тем (“Здравствуй, Зимушка-Зима!”, “Зимняя сказка”, “Как Осень и Зима подружились”).

12. Итог урока

–Чем понравился урок? Что узнали нового? Что вспомнили?