Достижение качества образования путем активизации мыслительной деятельности обучающихся при проведении самостоятельных работ на уроках математики

Разделы: Математика


“Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Китайская мудрость

КГБОУ НПО “Профессиональный лицей № 56” г. Красноярска готовит специалистов для автотранспортной отрасли Красноярского края и является единственным в крае учебным заведением, готовящем специалистов для городского электрического транспорта. Профессиональный лицей – одно из немногих учебных заведений, участвующих в краевой программе “Кадровое обеспечение инвестиционных проектов на территории Красноярского края”.

Задача лицея – подготовить высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. Для выполнения её необходимо, чтобы будущий специалист обладал целым набором компетенций.

Компетенция – это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Компетентность – это готовность действовать в неопределённой ситуации. Ключевыми компетенциями – универсальными – должен обладать каждый член общества. Термин ключевые подчёркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырёх элементарных компетенций:

  • информационная – готовность к работе с информацией;
  • коммуникативная – готовность к общению с другими людьми;
  • кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми;
  • проблемная – готовность к решению проблем.

Основой формирования компетенций является опыт обучающихся (компетенция = знание + опыт)

– полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, актуализированы на уроке или во внеурочной деятельности;
– новый, полученный “здесь и теперь” в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов.

Опыт может быть получен только в ходе самостоятельной работы. Поэтому в течение нескольких лет я особое внимание уделяю различным видам самостоятельных работ. Эти работы систематически провожу, на первом и втором курсах. Они способствуют развитию логического мышления, умению работать с книгой, пользоваться справочной и технической литературой, что помогает в формировании будущего специалиста.

Для улучшения качества математического образования я провожу следующие виды самостоятельных работ: обучающие, тренировочные, закрепляющие, повторительные, развивающие, творческие, контрольные.

Спецификации самостоятельных работ (Табл. 1)

Таблица 1

Спецификации самостоятельных работ

Виды работ Специфика работ Примеры
Обучающие Цель – обучение, привлечение каждого обучающегося к работе на уроке 1) 4х = 64;
2) 52х – 6 • 5х + 5 = 0;
3) 3х – 3х – 1 = –78
Тренировочные Цель – выработка основных умений и навыков, подготовка обучающихся к экзаменам 1) 9 • 81х = 27х;
2) 7х + 2 – 14 • 7х = 5;
3) 22х – 6 • 2х + 8 = 0
Развивающие Цель – развитие мыслительной деятельности и творчества обучающихся Подготовка: презентаций, докладов, участие в декадниках.
Контрольные Цель – контроль изученной темы  

При изучении темы “Решение показательных уравнений”, я провожу такую работу.

1. Обучающие самостоятельные работы. Их смысл заключается в самостоятельном выполнении обучающимися данных мной заданий в ходе объяснения нового материала.

Цель этих работ – не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить достаточно времени на уроке, привлекая каждого обучающегося к работе.

После объяснения и разбора методов решения показательных уравнений (приведение к одинаковому основанию, введение новой переменной, вынесение общего множителя за скобки), обучающимся предлагаются уравнения, решая которые надо найти способ их решения.

2. а) Тренировочные самостоятельные работы. Они в основном состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Такая работа позволяет выработать основные умения и навыки, тем самым создать базу для дальнейшего изучения материала. При выполнении тренировочных самостоятельных работ необходима помощь учителя. Также можно разрешить пользоваться учебником и записями в тетрадях, таблицами и справочниками. Все это создает благоприятный климат для слабых обучающихся. В таких условиях они легко включаются в работу и выполняют её. В тренировочные самостоятельные работы можно включить выполнение заданий по разноуровневым карточкам.

б) Закрепляющие самостоятельные работы. К ним можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают, насколько прочно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного типа я определяю количество времени, которое нужно посвятить повторению и закреплению данной темы.

в) Очень важны так называемые повторительные (обзорные или тематические) работы.

Они способствуют систематизации и повторению пройденного материала подготовке контрольным работам и экзаменам, активизируют мыслительную деятельность обучающихся, способствуют выработке самооценки и взаимопомощи.

3 а) Самостоятельные работы развивающего характера. Это могут быть задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно – творческим конференциям, в проведение дней математики в лицее.

На уроках это могут быть самостоятельные работы, в которые включены задания исследовательского характера.

б) Большой интерес вызывают у обучающихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают достаточно высокий уровень самостоятельности. Здесь ребята открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в неожиданных и нестандартных ситуациях.

По окончании “ПЛ – 56” обучающиеся применяют знания по математике для выполнения экономических расчётов при написании курсовых и дипломных работ.

4. Контрольные самостоятельные работы.

Главной – функция контроль изученной темы.

На протяжении пяти лет на первом уроке я провожу входной контроль обучающихся первого курса, который показывает, что знания по математике у вновь поступивших очень “слабые”.

Для получения обучающимися более прочных знаний и устранения пробелов на первом курсе провожу самостоятельные работы. Систематическое и планомерное проведение самостоятельных работ помогает устранить “пробелы” знаний за школьный курс и повысить уровень самооценки обучающихся. На каждом уроке отвожу время на проведение самостоятельной работы. Для того чтобы повысить уровень образованности обучающихся при объяснении темы всегда вовлекаю их в работу, задавая наводящие вопросы и требуя полные и правильные ответы.

На втором курсе продолжаю работу по проведению самостоятельной деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время. Экзамен – это основной результат изучения математики. Главная задача обучающихся подготовиться к экзамену, а моя – подготовить их к успешной сдаче. Для её выполнения я продолжаю проведение самостоятельных работ на белее высоком уровне.

Например:

  • подготовить презентацию по теме “Математика в профессии коммерсант на транспорте”, “Математика в профессии автомеханик”,
  • подготовить доклад для участия в научно – практической конференции,
  • выпустить газету к декаде общеобразовательных дисциплин.

Практический опыт показал, результаты за 2007–2009 гг.

Учитывая контингент обучающихся “ПЛ № 56”, особые усилия приходится затрачивать на мотивацию усвоения определённого материала по математике на уровне практического применения. С этой целью я провожу интегрированные уроки.

Так, например, при проведении интегрированного урока математика-экономика по теме “Ценовая эластичность”, который демонстрирует межпредметную связь между этими дисциплинами, обучающиеся знакомились с понятиями: ценовая эластичность спроса и предложения, коэффициент эластичности, эластичный и неэластичный спрос, изменение эластичности при наличии заменителей необходимых благ, соотношение расходов в семейном бюджете и времени. Для решения практических задач по этой теме им необходимы были знания, полученные на уроках математики: умение решать линейные уравнения, вычислять производную, выполнять математические преобразования. Так как экономика – это одна из компетенций их будущей специальности, обучающиеся видели практическую значимость этих знаний по математике.

Это способствовало повышению их активности и самостоятельности при решении задач. Такие уроки дают наглядный пример связи общеобразовательных дисциплин и спецпредметов, и позволяют сформировать компетенции необходимые при решении производственных проблем.

Проверка знаний по математике показала, что те разделы, которые изучались на интегрированных уроках, обучающиеся усваивают лучше. Кроме того, эти уроки вызвали больший интерес, а значит, и активность обучающихся, стремление к самостоятельному решению поставленных задач.

Без самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний. Самостоятельность неразрывно связана с активностью, что в свою очередь является движущей силой в процессе познания. При этом, безусловно, не последнюю роль играют настойчивость, увлечённость и другие качества, которые развиваются вместе с самостоятельностью.

Активизация мыслительной деятельности обучающихся при проведении самостоятельных работ помогает мне направлять их на организацию и активное участие в открытых уроках и внеклассных мероприятиях.

Самостоятельность мышления и самостоятельность целенаправленной деятельности являются важнейшими качествами человека в становлении его в профессии.

Проведение правильно организованных самостоятельных работ; открытых уроков; внеклассных мероприятий; интегрированных уроков, дающих наглядный пример связи общеобразовательных дисциплин и спецпредметов способствуют улучшению качества, образования способствуют подготовке высококлассных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.