Урок-путешествие "Механические колебания" (9-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 9


Цели:

  • Активизация познавательной деятельности учащихся посредством разнообразных форм и методов деятельности учащихся;
  • Обобщение, систематизация знания по теме “ Механические колебания”;
  • Совершенствование навыков решения задач;
  • Расширение кругозора учащихся;
  • Формирование навыков самостоятельной работы (индивидуальной) и коллективной работы в группах;
  • Формирование навыков по моделированию и конструированию при выполнении экспериментальных заданий;

Оборудование:

Песочные часы, конверты с заданиями , лабораторное оборудование для демонстрации опытов.

План урока:

п/п

Содержание урока Вид деятельности Время

деятельности

1. Вступительное слово учителя:

постановка цели и задач урока.

  2 мин.
2. “Темная лошадка” –

решение, кодированных карточек.

(проверка знаний формул темы).

Работа в группах-

составление формул

8 мин.
3. “Литературный” – в литературных текстах – задачах

дать ответы на вопросы.

Работа с

литературными текстами

5 мин.
4. “Альпинист” – решение расчетных задач

(проверка умений и навыков по решению задач)

Решение расчетных задач 10 мин.
5. “Экспериментатор” Конструирование и моделирование экспериментальных задач 10 мин.
6. Тест “ Колебания” Индивидуальный контроль знаний и умений 5 мин.
7. Подведение итогов урока   3 мин
8. Домашнее задание. Подготовить сообщения “Колебательные системы в природе, технике, быту” – работа с дополнительной литературой, интернет 2 мин.

Учитель. Урок-путешествие, позволит сегодня побывать на различных станциях, на которых вы встретите различного вида задания. Работать будем группами по 4 человека, каждая группа будет работать по своему маршрутному листу, на котором будут предложены задания каждой группе свои. Оцениваться работа группы в целом, а также индивидуальная работа в группе самими членами группы, поэтому оценок будет две. Та группа, которая первой правильно выполнит задание на каждой станции, получит дополнительный балл. Максимальное количество баллов:

“ Темная лошадка” – 10 б; “ Литературная” – 2 б; “ Альпинист” 5б; “ Экспериментатор” – 5б;

Тест “ Колебания” – четыре варианта в группе – индивидуальные задания каждому учащемуся – оценивается индивидуально проверкой учителя.

Можно заработать бонусные баллы за сплоченность коллектива, за активную работу каждого члена группы, за оригинальность и творческий подход работы.

Дальше ставятся цели и задачи урока, вопросы учащихся.

Турбаза “ Темная лошадка”

Учитель: Наше путешествие начинается с определения уровня подготовленности, т.е. со знания формул темы “Колебания”. Задание необычное – зашифрованное, поэтому и темная лошадка. Вы должны записать так физические величины, чтобы получилась логическая цепочка, когда найденная физическая величина становится неизвестной в следующей формуле. Оформить это можно в виде таблиц. (Физические величины: А – амплитуда, Т – период, -частота, – циклическая частота, – фаза, x – координата; F – сила, m – масса, k – жесткость, l  – длина, Ек – кинетическая энергия, Еп – потенциальная энергия.)

“Литературная” станция.

Учитель: А.С. Пушкин писал: “ Точность и краткость – вот первые достоинства литературы. Она требует мыслить и мыслить – без них блестящие выражения ни к чему не служат”.Основной благородной целью художественной литературы является воспитание человека, совершенствование его качеств – смелости, доброты. Бескорыстия – и осуждение его отрицательных сторон. Художественные произведения, стремясь к полноте охвата жизни, отражают природные закономерности, различные физические явления, которые могут служить наглядным подспорьем в изучении физики. Каждая группа получает карточку – задание с отрывком литературного произведения и заданием – вопросами, на которые нужно дать ответ или объяснить явление, описанное в этих литературных отрывках. (см. Приложение 1)