Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

I и II спряжения глаголов

Разделы: Преподавание русского языка


Цель: Познакомить учеников с двумя типами спряжения глаголов;

Задачи:

  • Образовательные: Формировать умение различать глаголы I и II спряжения по ударным окончаниям; расширить знания детей по теме “Глагол”, словарный запас учащихся, обогащая его глаголами синонимического ряда;
  • Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; речевые умения, необходимые для участия в диалоге;
  • Воспитательные: Воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету;

ТСО: Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Сергеевна. Я работаю учителем в средней школе № 1064 с такими же учениками, как и вы, четвероклассниками. Мне очень интересно провести этот урок с вами, и я надеюсь, что вам тоже будет интересно. Посмотрите на доску и отгадайте зашифрованное слово. Шифр разгадки указан ниже.

Слайд 1. См. Приложение 1

5 7 4 1 8 1 2 4 6 3 1
1-е; 2-с; 3-и; 4-т; 5-п; 6-в; 7-у; 8-ш;

(Ученики отгадывают слово.)

Д. На доске зашифровано слово “путешествие”

Слайд 2. ПУТЕШЕСТВИЕ

У. Верно. Что вы можете сказать об этом слове?

Д. Путешествие – это поездка или передвижение пешком по каким-либо местам. Это слово – существительное среднего рода. Это сложное слово, образовалось от двух слов – путь и шествие.

У. Сегодня на уроке мы совершим воображаемое путешествие в царство Глагола. Народ, живущий в этом царстве, очень трудолюбивый: все время куда-то спешит, что-то делает, чем-то занимается.

Слайд 3. Рисунок царства.

Как правило, в дороге путешественников ожидает много трудностей. Для того, чтобы их успешно преодолеть не забудьте взять с собой такие качества, как наблюдательность, активность, смекалку. Кто будет внимателен, много нового узнает, а кто невзначай уснет, тот ни с чем и уйдет.

II. Актуализация знаний учащихся

У. В руках у меня пригласительный билет в царский дворец, а в билете “глагольная” разминка. Выполнив разминку, мы с вами сможем следовать дальше. Какие же задания приготовил Его Величество Глагол?

Ответим на вопросы.

– Что такое глагол?

Д. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?

У. Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?

Д. По лицам и числам.

У. Верно. Вторая часть разминки – задание. Вставьте пропущенные буквы, укажите лицо, число глаголов. 1 вариант работает со словами первой группы, 2 вариант – со словами второй группы.

Слайд 4.

зап…шу-
расцв…тает-
задро…жишь-
уд…вляют-
пот…мнеете-
пом…гаешь-

(Ученики выполняют задание в тетрадях самостоятельно. Взаимопроверка.)

У. Что объединяет данные глаголы?

Д. Общая орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. В составе всех глаголов есть приставка.

III. Изучение нового материала.

У. Мы успешно справились с заданиями и путешествуем дальше. И встречают нас братья – глаголы ….

Слайд 5. нести, спешить, дуть, верить

У. По какому признаку эти глаголы можно объединить в одну группу?

Д. Эти глаголы в неопределенной форме.

У. Давайте проспрягаем глаголы “нести”, “спешить”. Но прежде вспомним, что значит “спрягать глагол”?

Д. Спрягать глагол – это значит изменять его по лицам и числам.

У. Молодцы. Ребята, в русском языке есть два типа спряжения. Чем отличается спряжение глаголов одного типа от другого мы сейчас постараемся выяснить.

Итак, проспрягаем глаголы и выделим окончания.

(Дети выполняют работу в тетрадях. Один ученик работает у доски.)

У. Сравните вашу работу с работой вашего товарища. Что изменялось при спряжении глаголов ?

Д. Изменялось окончание.

У. Обратите внимание на окончания глаголов в первом столбике. Глаголы, имеющие в окончании гласную –е(ё), а в форме 3л. мн. ч.- окончания – ут, -ют – относятся к I спряжению.

Напишите на свободной строке над глаголами первого столбика – I спряжение.

Посмотрите на окончания глаголов второго столбика. Отличаются они от окончаний глаголов I спряжения? Чем?

Д. Глаголы во втором столбике в окончаниях имеют гласную – и.

У. Попробуйте сами сделать вывод, какие глаголы относятся ко II спр?

(Ученики пытаются сделать вывод.)

У. Глаголы, имеющие в окончании гласную –и, а в форме 3 л. мн. ч. – окончания –ат, ят – относятся ко II типу спряжения.

Напишите на свободной строке над глаголами второго столбика – II спряжение.

У. Посмотрите на доску. (Открывается слайд 6).

Слайд 6.

несешь
несет
несете
несут
дуешь
дует
дуете
дуют
спешишь
спешит
спешите
спешат
веришь
верит
верите
верят

У. К какому спряжению относятся глаголы в первых двух столбиках? Докажите.

Д. Глаголы относятся к I спр., потому что в окончаниях видим гласные – е, а в 3 л. мн. ч., окончания – ут, ют.

У. Правильно. А глаголы третьего и четвертого столбиков? Объясните.

Д. Это глаголы II спр., так как в окончаниях видим гласный –и, в 3 л. мн. ч., окончания – ат, -ят.

У. Обратите внимание на окончания глаголов I спр. Чем они отличаются?

Д. Окончания могут быть ударными и безударными.

У. Есть ли разница в написании ударных и безударных окончаний одного и того же спряжения?

Д. Нет. Окончания пишутся одинаково.

У. Молодцы, вы очень наблюдательны. А сейчас давайте обобщим наши наблюдения и сделаем вывод, определив признаки двух типов спряжения, опираясь на схему.

(Учитель вывешивает на доску схему правила. Один – два ученика