Урок литературы в 9–10-х классах по теме "Две жизни – два подвига" (подвиг русских женщин по произведениям Ю.Н. Куранова "Великая прекрасная княгиня" и "Ода генералу Раевскому")

Разделы: Литература


Цели урока: знать содержание произведений; увидеть красоту подвига героев, духовно-нравственные ценности, утверждаемые автором; воспитывать любовь к семье, отчему дому, родной стране.

Словарь:

  • Честь – достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности
  • Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед людьми, обществом.
  • Достоинство – сознание своих человеческих прав, моральных ценностей и уважение их в себе.
  • Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
  • Подвиг – героический, самоотверженный поступок.
  • Целомудрие – строгая нравственность, чистота.
  • Благочестие – истинное богопочитание.
  • Благочестивый – строго соблюдающий заповеди Божии.
  • Домострой – 1. Русский письменный памятник ХVI века, содержащий свод житейских правил и наставлений, требующий беспрекословного повиновения главе семьи.

Оборудование урока:

  1. Презентация, мультимедийный проектор, компьютер.
  2. Распечатки вопросов для микроисследования.

Перед уроком ребята получили задания в группах. Всем: прочитать Ю.Н. Куранова: «Великая прекрасная княгиня», «Ода генералу Раевскому». 1-3 группы готовят дом. задание по тексту «Великой прекрасной княгини». 4-я группа – по содержанию «Оды генералу Раевскому».

1-я группа.

  1. Рассказ о Великой княгине Авдотье и Дмитрии Донском.
  2. Словарь: подвиг, целомудрие, нравственность, благочестие, Домострой.
  3. Чтение гл. 25 из первой части Домостроя (духовного строения).

2-я группа.

  1. Рассказ «Главные этапы жизни Дмитрия Донского».
  2. Словарь: честь, совесть, достоинство.
  3. Выразительное чтение эпизода «Завет великого князя детям»

3-я группа.

  1. Чтение наизусть эпизода «Плач княгини Авдотьи».
  2. Рассказ по картине М.Нестерова «Великий постриг» (индивид. задание).
  3. Индивид. задание «Жизнь Великой княгини после смерти мужа, деятельность по увековечиванию его памяти» (по кн. К. Ковалёва «Савва Сторожевский»).

4-я группа.

  1. Рассказ «Жизненный подвиг М.Н. Волконской».
  2. Художественный пересказ эпизода «Пушкин в декабре 1926 года, через пять с половиной лет, встретился с Марией Волконской в доме Зинаиды Волконской».

Ход урока

1. Определение темы урока. Постановка целей и задач.

2. Вступительное слово учителя.

«Для всех, кто хочет быть личностью: матерью, отцом, настоящим гражданином своей страны, для всех нас Ю. Куранов – неиссякаемый огонь». (1)Сегодня мы вновь обращаемся к его творчеству. Дома вы прочитали два замечательных произведения «Великая прекрасная княгиня» и «Ода генералу Раевскому», познакомились с удивительными судьбами двух необыкновенных женщин.

– Назовите их.

– Как вы думаете, почему писателя так привлекала женская тема?

– Что больше всего ценил Юрий Николаевич в женщине?

Словарь: подвиг.

– Сегодня мы будем говорить о судьбах двух княгинь и их жизненном подвиге.

3. Реализация домашнего задания 1-й группы.

1) Рассказ о Великой княгине Авдотье (Евдокии) и Дмитрии Донском по плану:

  1. Замужество Великой княгини.           
  2. Отношение к браку – дело государственной важности.
  3. Долгая совместная жизнь – духовный союз супругов.
  4. Предсмертное завещание князя. Завет детям.
  5. Смерть князя. Плач княгини.
  6. Жизнь после смерти мужа.
    – Воспитание детей.
    – Жизнь в веригах.
    – Пострижение.

2) Беседа по тексту.

Слайд. «Ю.Н. Куранов славит Дмитрия Донского, великого государственного деятеля и полководца, отца и мужа».

– Вспомним главные этапы жизненного пути Великой княгини.

  1. «Прекрасная и верная отроковица» «из земли Суздальской».
  2. Великая княгиня. («Целомудренная жизнь». «Нравственное знамя перед лицом всего народа». «Прекрасное русское сердце»).
  3. Вдова. («Детям за отца и мать». «Воспитательница пятерых детей – прекрасных детей, которые никогда не проявят малодушия, жестокости, жадности». «Советчица сыну, Великому князю Василию».)
  4. Монахиня Ефросинья.
  5. Святая.

Словарь: целомудрие, нравственность, благочестие.

Чем прекрасна Великая княгиня?

– Почему это «нравственное знамя перед лицом всего народа» и «прекрасное русское сердце»?

– Что необычного, на первый взгляд, можно увидеть в обычной жизни княгини?

Словарь: Домострой.

3) Чтение гл. 25 из первой части Домостроя (духовного строения) «Наказ мужу и жене, и детям, и слугам о том, как следует жить».

Вопрос перед чтением: какие правила предписывались членам семьи Домостроем?

– Видите ли вы теперь необычное в поведении и жизни княгини?

– Могла ли Великая княгиня жить по-другому?

Вывод. Великая княгиня Авдотья – это идеальный образ древнерусской жены. Она свято выполняет долг Жены, Матери, Государыни, потому-то и был «велик и прекрасен» Великий князь Дмитрий Донской.

Слайд «По мнению Ю.Н. Куранова, в стране благополучно, если на благополучии зиждется семья. Полная гармония была в отношениях Великого князя и его жены- княгини.

4. Реализация домашнего задания 2-й группы.

1) Вспомним главные этапы жизни Великого князя Дмитрия. Сравним жизненный путь княгини и её мужа.:

  1. «Княжение великое держал, отчину свою (29 лет и 6 месяцев).
  2. «Многие славные деяния совершил, победы одержал». (Мужество и победа в Мамаевом побоище).
  3. Дружба с великим наставником Земли Русской Сергием Радонежским.
  4. Мудрость государственная.
  5. Жизнь в целомудрии (22 года).
  6. Воспитание сыновей и дочерей в благочестии.

– Что общего в судьбах великого князя и его жены? Что их объединяет?

Словарь: честь, совесть, достоинство.

2) Выразительное чтение эпизода «Завет великого князя детям».

Вопрос перед чтением: как завет Великого князя характеризует его?

«…Сказал сыновьям своим: «Вы же сыны мои, плод мой, Бога бойтесь, помните сказанное в писании: «Чти отца и мать, и благо тебе будет». Мир и любовь между собой храните. Я же вручаю вас Богу и матери вашей, и в страхе перед нею пребудьте всегда. Повяжите заветы мои на шею себе и вложите слова мои в сердце ваше».

«И далее наставляет князь детей своих: «Если же послушаете – будете долго жить на земле, и в благоденствии пребудет душа ваша, и умножится слава дома вашего, враги ваши падут под ногами вашими, и иноплеменники побегут пред лицом вашим, избавится от невзгод земля ваша, и будут нивы ваши изобильны. Бояр своих любите, честь им воздавайте по достоинству и по службе их, без согласия их ничего не делайте. Приветливы будьте ко всем и во всём поступайте по воле родителя вашего».

2) Беседа по прочитанному.

Как же этот завет характеризует Великого князя?

Назовите, чем «велик и прекрасен Великий князь Дмитрий.

– Как вы понимаете слова Ю. Н. Куранова, что «Великий князь» «был велик и прекрасен» и тем, «что была за ним прекрасная и верная жена?»

Вывод. Успехи и достижения Великого князя – это успехи и его жены. Ведь они вместе «нравственное знамя перед лицом всего народа» и к браку относятся как к делу государственной важности, поэтому их совместная жизнь переросла в глубокий духовный союз. Труд жены и матери тоже подвиг.

5. Реализация домашнего задания 3-й группы.

1) Чтение наизусть эпизода «Плач княгини Авдотьи».

Вопрос перед чтением: в чём заключался смысл жизни Великой княгини Авдотьи?

– Ваши впечатления от этого эпизода?

– Что вам рассказал плач княгини?

6. Исследование.

«Как в плаче Великой княгини можно увидеть идеальный образ древнерусской жены и счастливой семейной жизни?»

– Что говорят обращения княгини в плаче об образе жизни, о взаимоотношениях в семье Великого князя?

Господин мой милый
Царь мой милый
Господин мой дорогой

Эти слова указывают на господствующее положение мужа в семье, жена должна была во всём подчиняться ему, быть терпеливой, скромной. Но согласно Домострою и муж тоже нёс ответственность за свою семью: должен был «воспитывать свою жену в том, чтобы сумела и Богу угодить, и к мужу своему приноровиться, чтобы могла дом свой получше устроить и всякий домашний обиход и рукоделье всякое знать, и слуг обучать, а самой – трудиться». Именно такой женой и была Великая княгиня.

– Что подчеркивают эпитеты «милый», «дорогой»? (Они говорят о любви к мужу).

– Что стоит за словами: «Царь мой милый, как встречу тебя и как обниму тебя или как послужу тебе»?

По ним можно судить о «прекрасном русском сердце княгини»: о её доброте, любви, милосердии, о её бескорыстии и умении «раствориться в жизни князя». Благодаря жене Великий князь мог быть спокоен за свой домашний очаг и всецело посвятить себя делам государственным.

– Какие метафоры помогают понять силу любви княгини? Какова их роль в тексте? Почему они привлекли внимание автора?

«Солнце моё, – рано заходишь, месяц мой светлый, – скоро померкнешь, звезда восточная, почему к западу отходишь»? «Свет мой светлый, почему ты померк?»

Муж – солнце, муж – месяц, муж – звезда, муж – свет… Это метафоры, несущие свет. А «свет, по мнению Ю.Н. Куранова, – «это прежде всего любовь, … освещающая и … наполняющая смыслом любую человеческую жизнь. Свет – это красота, без которой жизнь теряет всё, и особенно свою значимость». «Без света жизнь человеческая бессмысленна да и невозможна…» (2)

Муж – «гора высокая», гора, которая «так рушится». Эта метафора о потере защищённости, надёжной жизни с Великим князем, потере любви. (Сравним с пословицей «как за каменной стеной»).

Муж – «жизнь» княгини, «сердце» её, духовный союз двух очень близких и любящих людей.

Смыслом её существования было бескорыстное служении своей семье, в первую очередь Великому князю, выдающемуся государственному деятелю.

– Судьба отняла это, что же произошло?

Жизнь потеряла всякий смысл. «…Вместе с тобою жила, вместе с тобою и умру ныне, юность не оставила нас, и старость ещё не настигла».

Вывод. Плач Великой княгини Авдотьи – это рассказ об идеальной древнерусской жене.

7. Реализация домашнего задания 3-й группы (продолжение).

2) Индивидуальное домашнее задание « Жизнь Великой княгини после смерти мужа, деятельность по увековечиванию его памяти».

– Закономерен ли финал земного жизненного пути Великой княгини Авдотьи (уход в монахини)?

Со смертью мужа княгиня чувствует себя умершей, и пока она нужна детям, выполняет наказ Великого князя, когда же дети вырастают, принимает постриг.

3) Индивидуальное домашнее задание. Рассказ по картине М.Нестерова «Великий постриг».

– Закономерно ли то, что монахиня Евфросиния причислена РПЦ к лику святых?

– Можно ли жизнь Великой княгини назвать подвигом?

Это самоотверженная жизнь во имя сохранения семейных ценностей, традиций, любви к Родине.

Слайд «Страна может быть благополучной и сильной, если основу общества составляет семья. Семья, построенная на высоких нравственных опорах: любви, добре, чести. Семья, сохраняющая и передающая из поколение в поколение лучшие традиции. Семья, дающая корни самому государству».

8. Реализация домашнего задания 4-й группы.

1) Рассказ по тексту «Жизненный подвиг княгини М.Н. Волконской».

Мы побывали с вами в веке XIV, а теперь перенесёмся в век XIX. Перечитаем страницы «Оды генералу Раевскому».

2) Рассказ «Жизненный подвиг М.Н. Волконской» по плану.

  1. Юность.
  2. Замужество Марии Николаевны.
  3. Отношение к браку.
  4. Вместе с мужем и в радости и в беде. Духовный союз.
  5. Князь С. Волкнский о подвиге жены.

2) Беседа по содержанию «Оды…»

– Вспомним главные этапы жизненного пути княгини, перечитаем курановские страницы.

  1. Счастливая, светлая, солнечная, беззаветная юность. Встреча с А.С. Пушкиным. - Чтение эпизода «О ком же это? О ком писал Пушкин… ».3) Художественный пересказ эпизода «Пушкин в декабре 1926 года, через пять с половиной лет, встретился с Марией Волконской в доме Зинаиды Волконской».
  2. Замужество по настоянию отца. («Она… вышла замуж не столько из-за любви, сколько из уважения к отцу и повиновения ему, будучи на семнадцать лет моложе своего жениха»). Жизнь «в изобилии», «изнеженной прихотливости».
  3. С мужем в Сибири. («Тем возвышеннее подвиг этой замечательной женщины, которая , может быть, единственно из чувства супружеского долга и человеческого сострадания, принадлежа к высочайшему сословию. Познав изобилие и, казалось бы, изнеженную прихотливость, с мужеством, далеко превышающим всё, что можно себе представить даже для храбреца из храбрецов, на многие десятилетия обрекла себя на нищету, притеснения, унижения и надругательства со стороны государственных бюрократов. И только ради соучастия в подвиге, может быть, уже любимого ею человека. Видно, дочь великого солдата тоже была создана из материала особого, пусть не из того, из которого «делают маршалов», но из такого, который по многолетней прочности и несгибаемости выше маршальского»).
  4. «Мария Николаевна умирала летом 1863 года… в семье дочери». («Сам князь, скованный параличом и подагрой …был в семье сына. Он не смог приехать к жене, чтобы проститься с нею, но детям своим писал: «…как жена, как мать – это неземное существо, или, лучше сказать, она уже праведная в сем мире. Смысл её жизни в самопожертвовании для нас…»

4) Чтение эпизода. О чём говорит фотография (второй портрет) княгини? («Эта фотография страшна. Перед нами утёс. Эта женщина окаменела в своём величии, окаменела в своём несгибаемом мужестве, окаменела в своей незыблемой мощи жены, матери, подруги. С таким человеком сделать ничего нельзя, его можно сделать только сильнее…Ещё мгновение и этот человек превратится в сталь… Такой становится любовь, когда перерастает в подвиг».

9. Беседа с классом.

Был ли выбор жизненного пути у княгини М.Н. Волконской?

– Почему она выбрала тяжёлую дорогу? («Наша сила произрастает на обочине наших слабостей» – А.В. Солонский).

– В чём видела смысл своей жизни княгиня?

– Подвиг ли это?

Вывод. Жизненный путь М. Волконской – любовь, самопожертвование для семьи, которые переросли в подвиг.

– Что общего в судьбах Великой княгини Авдотьи и княгини М.Н. Волконской?

Вывод. Они обе посвятили свою жизнь семье, мужу, детям; сумели подчинить свои интересы супружескому долгу. Главные их качества: любовь, доброта, преданность отчему дому, защита домашнего очага – нравственные основы, на которых держится жизнь, в том числе жизнь страны. Это курановский идеал женщины.

Таковой была его собственная супруга – З.А. Куранова, благодаря которой он стойко переносил испытания судьбы.

Домашнее задание: прочитать «Осенние рассказы» Ю.Н. Куранова.

  1. Горбенко Л. Куранов со мной. // Тепло родного очага. – Калининград, 2003. – с.515.
  2. Куранов Ю. Н. Озарение радугой. // Тепло родного очага. – Калининград, 2003. – с. 391.

Литература.

  1. Ковалёв Константин. На горе Сторожи у Москвы-реки. // Савва Сторожевский. ЖЗЛ. - М., Молодая гвардия, с 73.
  2. Куранов Ю. Н. Великая прекрасная княгиня. // Тепло родного очага. – Калининград, 2003. – с.81.
  3. Куранов Ю. Н. Ода генералу Раевскому. // Тепло родного очага. – Калининград, 2003. – с. 106
  4. Куранов Ю. Н. Озарение радугой. // Тепло родного очага. – Калининград, 2003. – с. 391.
  5. Обернихина Г. А. Домострой. //. Литература и искусство Древней Руси на уроках в школе. Владос, 2001.
  6. Воскобойников В. М. Иллюстрированная православная энциклопедия. – М., ЭКСМО, 2007.