Ручной художественный труд со старшими дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятие 1 “Рыбки в аквариуме”

Цель. Познакомить детей с новым видом изобразительной деятельности – бумагопластикой; развивать мелкую моторику рук, творчество; воспитывать усидчивость, аккуратность, эстетический вкус.

Материалы для поделки: цветная бумага, картон формата А4 для основы, ножницы, мелкие ракушки, манка, коей ПВА, гуашь, кисти.

Последовательность исполнения. На основе (картоне) сделать фон голубого цвета, оформить аквариум – сделать водоросли, камешки, песок. Водоросли можно вырезать из белой бумаги и раскрасить (или из цветной бумаги). Водоросли посередине провести острыми концами ножниц – прожилки, согнуть и приклеить только концы вверху и внизу, приклеить камешки, ракушки (можно и натуральные). Песок можно нарисовать или наклеить манку и покрасить.

На следующем этапе делаем полуобъемную рыбку. Для этого взять два круга, сделать надрез к центру в каждом круге и склеить каждый отдельно в виде конуса. Один конус сложить пополам и приклеить нижнюю часть на основу. Это голова. Второй конус (туловище рыбки) вложить в первый вершиной вверх и приклеить по краю. Голова при этом как бы заходит на туловище. Теперь остается вырезать плавники и приклеить одним концом к туловищу (концы плавников можно спрятать под туловище). Хвост – это часть круга, сложенного гармошкой. Один конец подклеить под край туловища. Глаз – взять узкую полоску бумаги (шириной 2-3мм), скрутить в трубочку и приклеить ребром на конус – “голову”. Рыбка готова. Всю работу окантовать рамкой.

 Занятие 2 “Портрет”

Цель. Расширять знания и представления о бумажной пластике; развивать чувство формы, пространственного воображения, мышления; совершенствовать умение работать с бумагой.

Материалы для поделки: белая бумага для рисования, коробка из-под конфет или картон для основы, ножницы, клей ПВА, кисть для клея.

Последовательность исполнения. На основе можно сделать фон, а можно оставить и белым.

Взять прямоугольник белой бумаги и вырезать из него равнобедренную трапецию (это будет голова), приклеить ее в центр основы (меньшим основанием вниз). Еще один такой же прямоугольник белой бумаги сложить пополам поперек и срезать один угол. Это будет блуза.

Оформляем лицо. Для этого надо взять две узкие полоски белой бумаги (шириной 2-3мм), скрутить их в трубочку, концы склеить и обе трубочки приклеить ребром на лицо. Это глаза. Из маленького прямоугольника скрутить кулек (конус) - нос и приклеить его на место расположения носа острием вверх. Две прямые полоски (шириной 10мм) скрутить, закрепить рядом параллельно друг другу на место расположения губ.

Теперь сделаем волосы. Для этого надо взять длинные полоски бумаги (можно писчей) шириной 3-5 мм и накрутить на карандаш (или провести по ним лезвием ножниц). Один конец закрученных полосок приклеить к голове. Сверху прикрыть бантом, который складывается из прямоугольного листа бумаги, предварительно сложенного гармошкой. Далее оформляем платье.

Полоску белой бумаги сложить гармошкой, растянуть ее по длине верха платья и приклеить за концы по линии застежки. Получилось жабо.

Две небольшие прямоугольные полоски бумаги сложить гармошкой и приклеить за концы в виде воротника сверху на жабо.

Портрет готов. Если портрет выполняется не в коробке, то работу надо заключить в рамку.

Такую работу можно подарить в день рождения или на мамин день.

Занятие 3 “Петух”

Цель. Выполнить поделку на основе коробки (например, из-под мороженого), учить пользоваться шаблонами, экономно расходуя картон, ножницами; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление.

Материал для поделки: образец поделки, картон, коробочка из-под сметаны (мороженого, масла), шаблоны головы и хвоста петушка, клей ПВА, гуашь, кисти, ножницы, простой карандаш.

Последовательность исполнения. Сначала приготовим коробочку (прямоугольной или круглой формы). Её можно обклеить белой бумагой или покрыть водоэмульсионной краской, чтобы при завершении работы можно было поделку расписать гуашью. Итак, коробочка обклеена, и пока она сохнет, делаем заготовки головы и хвоста будущего петушка. Для этого шаблон кладем на картон и обводим его простым карандашом (если картон тонкий, то заготавливаем две головы и два хвоста, затем склеиваем). Когда все подсохнет, делаем прорезы в хвосте и в шее петушка вставляем коробочку в эти прорези. Петушок готов. Если части петуха сидят непрочно, то их по бокам можно приклеить полосками бумаги к коробке – “туловищу” в местах соединения. В завершение поделку можно расписать по мотивам городецкой росписи, под хохлому, или просто по желанию. Готовую поделку можно покрыть лаком и использовать как шкатулочку для вышивания или складывать в нее просто мелкие предметы, например, пуговицы.

С этой работой дети шести-семи лет справляются самостоятельно.

Изготовление поделки рассчитано на два – три занятия.

Занятие 4 “Матрешка”

Цель. Выполнить поделку методом папье-маше; развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление; расширять кругозор; воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

Материал для поделки: образец поделки, два детских ведерка, газеты, клейстер, пластилин, белая писчая бумага, баночка с водой, кисти, гуашь.

Последовательность исполнения. Взять одно ведро, поставить его вверх дном и наложить первый слой, намочив нарванные кусочки газет в воде, все последующие слои смазываются клейстером. Так сделать 4 – 5 слоев, каждый раз сглаживая пальцами. Оставить поделку для просушки.

На следующем этапе берем второе ведро, ставим его также вверх дном, на дно наложить кусок пластилина, изобразив голову. Все загладить и повторить все операции, проделанные с первым ведром. Все оставить для просушки.

После просушки все снять с форм и соединить вместе, поставив одно “ведро” дном на стол, а второе “ведро с головой” на него вверх дном и место соединения еще раз-два проклеить полосками газет. Затем взять белую бумагу, нарвать на кусочки и обклеить все изделие белой бумагой, хорошо просушить.

Матрешка готова. Остается только расписать.

Такую поделку можно изготовить и расписать при знакомстве с русской матрешкой.

Занятие 5 “В гостях у Снегурочки”

Программное содержание. Учить выполнять пейзаж и фигурки персонажей в технике оригами; развивать мышление, чувство формы, координацию движений кисти; воспитывать усидчивость, доброе отношение к животным, любовь к природе, эстетический вкус.

Материал. Лист ватмана формата А-3 тонированный, квадраты цветной бумаги: синий 15х15см, 2х2см, 4х5,5см (прямоугольник); квадрат желтого цвета для головы 9х9см; 2 квадрата оранжевого цвета для лисы; 2 квадрата серого цвета для волка; 2 квадрата белого цвета для зайца и квадраты зеленого цвета для елок; салфетки бумажные белого цвета для снега.

Ход занятия. Начинаем создавать пейзаж в технике оригами. Начнем со Снегурочки. Для изготовления Снегурочки возьмем большой квадрат синего цвета (15х15см) цветной стороной к себе и перегнем его дважды пополам (показываю). Теперь надо отогнуть узкую полоску на боковых сторонах (0,5см) и нижнюю сторону наверх полосой 2см, опустить верхние углы к средней линии сгиба. Теперь верхние стороны согнуть еще раз к средней линии, вытягивая углы с обратной стороны работы (все показываю). Верхний уголок согнуть от себя, а нижние уголки согнуть на себя и перевернуть работу. У нас получилась шубка Снегурочки. Теперь возьмем полоску (шириной 2см) белого цвета и перегнем ее пополам, затем согнем боковые стороны к центральной линии. Полученную планку поместить под воротничок и под нижнюю полоску-опушку, приклеить ее. Отложим шубку в сторону.

Физкультминутка

Сделаем рукавички.

Теперь возьмем два маленьких квадрата (2х2см) и перегнем их пополам по диагонали, боковые углы согнуть к центру заготовки. Затем отогнуть уголок на каждой рукавичке (верхний прямой угол можно согнуть на себя). Перевернуть заготовки на другую сторону. Рукавички готовы.

Изготовим шапку. Для этого возьмем прямоугольник (4х5,5см), перегнем его пополам по длинной стороне. Сложим прямоугольник пополам сверху вниз. Далее надо согнуть верхние углы к средней линии, завернуть нижние стороны, а верхний угол опустить вниз, убирая под белую полоску, и перевернуть шапочку на другую сторону.

Для головы возьмем квадрат желтого цвета (9х9см) и сложим из него базовую форму “воздушный змей”. Теперь согнем верхние стороны к средней линии сгиба. Отогнуть длинный острый угол назад. Загнуть прямой угол назад, перевернуть заготовку. А теперь раскроем карман, сгибая косу пополам (показываю). Снова перевернем деталь.

Физкультминутка + гимнастика для глаз

Теперь мы соберем все, что изготовили. Приклеиваем голову к туловищу, на голову наденем шапку. К шубке приклеим рукавички. Готовую Снегурочку приклеим на заготовленный лист та, где хочется.

А сейчас приступаем к изготовлению фигурок зверят, которые будут водить хоровод вокруг Снегурочки.

Берем два квадрата оранжевого цвета. Один квадрат кладем цветной стороной к себе и складываем из него базовую форму “воздушный змей”. Отогнуть верхний уголок от себя, сгиб проходит по границе белого и оранжевого цветов. Опустить боковые углы к середине. Отогнуть уши и перевернуть заготовку на другую сторону. Верхний угол убрать назад. Голова лисы готова. Из второго квадрата складываем базовую форму “треугольник”, сделать складку-молнию (показываю). Приклеить голову к туловищу. Лиса готова. Этот персонаж приклеиваем возле Снегурочки.

Физкульминутка

Приступим к изготовлению фигурки волка. Для этого возьмем квадрат серого цвета и сложим из него базовую форму “треугольник”. Находим середину длинной стороны и от нее поднимем нижний угол. Перевернем на другую сторону. Это голова волка. Туловище волка складывается также как у лисы. Приклеим фигурку волка на поляну.

Теперь в технике аппликации сделаем глаза и нос выполненным фигуркам (или нарисовать).

Гимнастика для пальчиков

Так выполняя фигурки и постепенно приклеивая их, получим хоровод зверят вокруг Снегурочки в лесу.

Сейчас сделаем фигурку зайца. Для этого берем два белых квадрата. Для изготовления туловища надо сложить базовую форму “треугольник”. Немного отогнуть наискосок нижний острый угол (показываю). Прямой угол согнуть складкой-молнией и перевернуть заготовку. Для выполнения головы сложить из квадрата базовую форму “воздушный змей” и согнуть ее пополам. Верхний острый угол отогнуть в сторону (ушко), нижний отогнуть наверх от себя. Теперь соединить голову и туловище вместе, нарисовать глаза и нос и приклеить на большой лист. Можно сделать несколько фигурок зайца, лисы…

Физкультминутка

Приступаем к изготовлению елочек. Вдалеке сделаем менее объемные елки, а вблизи объемные, пушистые ели.

Для маленьких елочек, находящихся вдалеке, возьмем квадраты поменьше трех величин. Из каждого квадрата сложить базовую форму “воздушный змей”, затем соединить и приклеить все детали на фон. Дальние елочки можно сделать простой аппликацией.

Для больших ветвистых елей возьмем три-пять квадратов зеленого цвета, и из каждого сложим базовую форму “двойной треугольник”. Для этого надо перегнуть квадрат по диагоналям. Перевернуть на другую сторону. Затем перегнуть квадрат пополам “книжкой”. Теперь надавим снизу на центр квадрата, убирая боковые треугольники внутрь. После этого верхние треугольники отогнуть к середине. Склеить все веточки вместе, вставляя большую ветку в меньшую вершиной и приклеить на фон, расположив красиво.

Вдали расположить домик, сделав его из прямоугольника любого цвета способом гофрировки.

Теперь приступим к изображению снега, который мы сделаем из бумажных салфеток. Для этого салфетки произвольно разрываются и сминаются. Затем клеем покрывается часть листа и на него накладываются смятые салфетки. Так делаем сугробы.

Итак, пейзаж закончен.

Вопросы к детям

  1. Какую технику мы использовали при выполнении работы?
  2. На каком этапе вы испытали трудности?
  3. Что бы вы хотели внести еще в изображение полученного пейзажа?

В конце занятия спеть песню Снегурочки и поводить хоровод.

Конспект рассчитан на 7 занятий, физкультминутки проводятся на усмотрение педагога по мере необходимости.

Перечень литературы, использованной при разработке конспектов занятий

  1. Гаврина С.Е, Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.
  2. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.
  3. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997г.
  4. Соколова С.С. Сказки из бумаги. Санкт-Петербург, 1998г.
  5. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль, 1999г.
  6. Бельтюкова Н.Б. Папье-маше. Игрушки и подарки.
  7. Санкт-Петербург “Валери СПД”,2001г.
  8. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками.
  9. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997г.