Методическая разработка "Развитие образного мышления и восприятия у детей дошкольного возраста. Сказки дедушки Корнея"

Разделы: Работа с дошкольниками


Трудно, наверное, сейчас найти человека, который не знал бы ни одной строчки из сказок Корнея Чуковского. Заразительный ритм его стихов привлекает к себе сердца уже ни одного поколения юных читателей. Его сказки, которые любят и взрослые, и дети, стали сегодня поистине всенародными.

Сказки Чуковского - это целый мир, детский комический эпос - со своими законами и заповедями. Всё в этом мире находится в непрерывном движении. Герои сказок бегут, скачут, летят со страницы к странице к новым приключениям, битвам, подвигам, праздникам. Этот мир драматичен, в нём множество конфликтов, его героям, добрым и честным, весёлым и, порой, наивным, приходится сталкиваться с ужасным и отвратительным - угрозой тьмы и смерти, жестокостью, обманом, подлостью. Но все истории, как и положено, заканчиваются победой доброго над злым. Приходит радостное освобождение, и не только от тирана или злодея ("Тараканище", "Бармалей", "Краденое солнце"), но и от собственных недостатков, лени, бескультурия ("Мойдодыр", "Федорино горе"), от болезней ("Айболит", "Айболит и воробей"), от бедности ("Чудо-дерево"), от алогичного, иррационального сознания ("Путаница"), от глупости и гордыни ("Топтыгин и Лиса"). Во всех случаях это освобождение ребёнка от страха перед сторонней силой или собственным бессилием.

Любимый нами с детства, этот шумный, легко изменяющийся, стремительный мир, был создан не просто писателем, а учёным - психологом, филологом и, кроме того, счастливым человеком. Ведь писать для детей, по высказываниям Корнея Ивановича, могут только счастливые люди.

В дошкольной студии "Филиппок" изучению творчества писателя-сказочника К.И. Чуковского уделяется большое внимание. Через его сказки в стихах развиваем воображение, речь и будим фантазию ребёнка. Способствуем формированию понятий: "хорошее-плохое", "доброе-злое", "красивое-безобразное", учим давать характеристики персонажам сказок. Развиваем словарный запас ребёнка. Тренируем логику, мышление и память. Обращаем внимание ребёнка на ритмику стихов, дети пробуют сами рифмовать строки. Проводим упражнения на развитие внимания. Развиваем чувственную сферу ребёнка, способность формировать свое восприятие. Воспитываем чувства, формируем нравственное начало. Вашему вниманию предлагаются различные методические вопросы, задания, которые можно применять как на занятиях, так и во внеурочной деятельности, как педагогами, так и родителями.

Мы показали лишь маленькую часть упражнений, заданий, способствующих формированию психологического мира ребёнка, используя произведения Чуковского. Но и на их основе вы сможете сами придумывать задания для малыша.

Желаем пользы и удовольствия от обычного и от игрового чтения сказок-стихов.

Всем тем, кто хочет помочь Ребёнку стать Творческим Читателем

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам, воспитателям и библиотекарям

Читайте замечательные стихи-сказки Корнея Чуковского и развивайте малыша, его интеллект, чувства, воображение, внимание, речь, память, ассоциативность. Для этого можно использовать множество приёмов. Варианты их использования могут быть разными в зависимости от того, читает ли хоть немного Ваш ребёнок сам, или он выступает только в роли слушателя.

Зная некоторые приёмы, Вы сможете их применять в зависимости от ситуаций общения с ребёнком в процессе чтения.

Итак, с чего начинается любое стихотворение, сказка, рассказ?

Конечно, с названия. Произносите его весело, зримо, красочно. Например, "Муха-Цокотуха", "Краденое солнце", "Путаница".

ВОПРОС ребёнку: "Как ты думаешь, о чём пойдёт речь?", "О чём мы будем читать?"

Пусть малыш порассуждает до начала чтения. Названия стиха-сказки - это начало вхождения в неё, это пусковой механизм работы воображения и соображения ребёнка.

Муха! Это кто? Почему её назвали ЦО-КО-ТУ-ХА?

Ответы детей разные. Опирайтесь на них, но двигайтесь по ступеням мыслительной работы ребёнка дальше. Большой беды не будет, если Вы не сразу начнёте читать стихи. Напротив, даже полезно сдерживать нетерпение ребёнка.

Поизносите раздельно "ЦО-КО-ТУ-ХА".

Задайте вопрос малышу: "Как звучит это слово?". Пусть он порассуждает. А затем можно из азбуки составить название "Муха-Цокотуха".

Зрительное восприятие в процессе составления этого слова оставит след в головке ребёнка.

"Ну, а теперь, начнём читать".

Прочитайте небольшой отрывок, законченный по смыслу и сразу же переходите к рисункам.

ЗАДАНИЕ "Что тут нарисовано?"

Пусть маленький слушатель-читатель как можно больше увидит предметов, красок, особенностей. Выясните отношение ребёнка к нарисованному: что появилось, а что - нет, и почему.

Всё это ведёт к работе ума и сердца, помогает развивать соображение и воображение, включает чувственную и эстетическую сферу личности.

Читайте дальше текст, затем снова переходите к рисункам. Учите видеть гармонию слова и образа.

Можно предложить ребёнку задание на подбор к слову соответствующего рисунка из знакомых ему произведений.

ЗАДАНИЕ "Слова потерялись"

1. "А кузнечик, а _______________,
Ну, совсем, как ______________,
Скок, скок, _________, ________!
За кус ______________,
Под ________________,
И _________________!"

2. "Муха криком _______________
Надрывается,
А злодей ___________________
Ухмыляется".

Такое чтение тренирует память, развивает смысловое прогнозирование, учит ритмичности, эмоциональности в восприятии стиха.

При повторном обращении к сказке-стиху желательно обратить внимание вначале на рисунки и соотнести их с текстом. Делать это можно по-разному:

1) последовательно по рисункам восстанавливать текст по памяти, а затем его читать;

2) вразброс, выбрав любой рисунок, вспомнить ту часть сказки, которая относится к данному рисунку.

ЗАДАНИЕ "Слоги убежали. Соберём слово".

Малышу можно сказать: "Смотри, слово убежало и рассыпалось. Давай его собёрем".

Му____, ______ха,

Тарака_____, Тарака_____ще, Тара______нище,

Та_________канище, _______раканище.

Теле_______, Те______фон, ______лефон.

Черепа_____, Чере______ха, Че______паха, ________репаха.

Можно провести работу по изучению слогов. Сколько их? Как определить, выделить их?

ЗАДАНИЕ "Из какой сказки убежали:?"

И встал
Медведь,
Зарычал
Медведь,
И к Большой Реке
Побежал Медведь.
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
"Что такое! Неужели
Ваши дети заболели?"
"Да-да-да, у них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!"
Кому велено чирикать-
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлкать-
Не чирикайте!
"Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!"
Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала
Полоскала их она.
Бедные, бедные звери!
Воют, рыдают, ревут!
В каждой берлоге
И в каждой пещере
Злого обжору клянут.
Мой милый, хороший,
Пришли мне колоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
"Не жалею я хвостов
От баранов и котов!
Подавай-ка мне павлиний,
Золотой, зелёный, синий,
Чтоб я по лесу гулял,
Красотою щеголял!"

Когда стихотворение ещё не читали, можно, после прогноза по названию, рассмотреть только рисунки и по ним предложить сочинить рассказ. Затем прочитать сказку. Для этого лучше использовать "Мойдодыр", "Федорино горе", "Чудо-дерево".

ЗАДАНИЕ "Сочини рассказ по картинкам"

Параллельно с чтением сказок-стихов хорошо выбрать несколько слов из них и, используя разрозненную азбуку, составить эти слова. Можно обращать внимание на эти слова в тексте, например, сказав ребёнку "Видишь, как написано слово "КРЯ", "КВА", "МЯУ", "ХРЮ" и т.д."

В процессе чтения можно учить ребёнка толкованию слов, понятий. Это развивает речь. Например, описать муху, таракана, слона, бегемота, лягушку, свечку, печку.

Полезно давать литературоведческие азы. Спросить ребёнка: "Почему то, что мы читали, называют стихи-сказки?" Ребёнок сам сможет называть некоторые признаки. Задать ему вопрос: "А бывают стихи не сказки? "Какие стихи ты знаешь? Какие помнишь? "А сказки - не стихи, не в стихотворной форме? Какие помнишь?"

ЗАДАНИЯ "Ищи крылатые выражения!"

Обратите внимание детей на то, что многие выражения из стихов Чуковского стали крылатыми выражениями. Например:

"Ох, не лёгкая эта работа -
Из болота тащить бегемота!"

Поясните ребёнку, в каких случаях это говорится. Либо, о каком-то сложном, трудоёмком, запутанном деле, либо выражается ироничное отношение к чему-нибудь.

Поищите вместе с ребёнком выражения, которые можно рассматривать как крылатые выражения, пословицы, поговорки.

Выполните с ребёнком задания другого характера. Предложите вспомнить слова и выражения, которые понравились. Спросите: "Почему и чем они понравились?"

Развивать воображение, речь и будить фантазию ребёнка можно по-разному. Один из приёмов - это предложить создать своими словами, рассказать, какой бы получился мультфильм, как его "видит" ребёнок.

Ассоциативность в восприятии можно развивать и с помощью сравнений с музыкой, звуком. Пусть малыш попытается звуками изобразить муху, слона, бегемота, телефон, умывальник.

Не рано учить давать характеристики персонажам сказок. Это способствует формированию понятий: "хорошее-плохое", "доброе-злое", "красивое-безобразное" и т.д.

Можно уже учить группировке: объединять по определённым признакам любую информацию. Это могут быть формальные и содержательные признаки. Здесь простор для поисков огромный.

ЗАДАНИЕ "Путаница"

Когда ребёнок знает сказку, можно поиграть с ним в "путаницу", т.е. прочитать, например, кусочек из середины, затем конец, потом начало. Предложить малышу отгадать, какой отрывок за каким должен идти. Таким образом, тренируется и логика мышления, и память.

Развивайте словарный запас ребёнка. После прочтения любой сказки выберите один из его персонажей или предметов и попросите ребёнка дать ему характеристику.

ЗАДАНИЕ "Персонаж сказки - какой он?"

Например, какое солнце. Вначале из текста вспомнить все определения, затем из личного опыта. Можно устроить соревнования. Одно определение даёт взрослый, другое - ребёнок.

Игра в синонимы. Подобрать слова, близкие по смыслу к заданному. Например, слово "краденое". Какие другие заменят это слово? Ворованное, украденное, стащенное и другие. Объяснить, что есть слова "красивые" - литературные, и есть грубые, вульгарные, те, которые говорят в особых случаях, слова, стилистически сниженные.

Дети с улицы приносят разные слова. Не ругайте своего ребёнка, а поиграйте с ним в слова, среди которых подберутся разные. Объясните их значение. Аналогично можно играть в слова антонимы.

Для развития лексики существует много способов. Обратите внимание ребёнка на ритмику стихов-сказок. Выберите наиболее удачные рифмы и почитайте их ребёнку. Пусть он попробует сам рифмовать.

ЗАДАНИЕ "Почувствуй ритм, найди рифму".

Прочитайте вместе с ребёнком:

"Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик"

Обратите его внимание на пары слов: "Летит-горит, Комарик-фонарик". Задайте и такой вопрос: "Из какого стихотворения это отрывок?" Найдите другие слова с такими же рифмами (на "-ит" и "-ик"). Такую работу можно делать постоянно, отбирая разные рифмы. При этом важно учитывать психологию ребёнка. Нельзя превращать учебное развивающее чтение в занудную отработку заданий. К примеру, находить рифмы можно не только через специальное задание, а используя другие приёмы. Вы предлагаете вспомнить начало стиха-сказки "Краденое солнце". Если ребёнок забыл, предложите ему самостоятельно найти это стихотворение, а затем прочитать первые четыре строчки. По окончании чтения этих четырёх строчек предложите закончить каждую строчку:

Солнце по небу ______________
И за тучу____________________
Глянул заинька в _____________
Стало заиньке ________________.

Если малыш затрудняется вспомнить самостоятельно, помогите ему, а затем обратите его внимание на рифмовку стиха: "гуляло-забежало", "окно-темно". Спросите ребёнка, что он слышит в конце каждого слова. Продолжайте читать дальше "Краденое солнце", обращая внимание на использованные рифмы, наиболее интересные, в т.ч. и с окончанием "-о".

Нам без солнышка обидно-
В поле зернышка не видно.

Кстати сказать, в этом двустишии есть ещё рифмы. Найдет ли их ребёнок? Если нет - помогите. Это - "солнышка-зернышка".

Можно использовать приём "продолжи сказку", если получится, то стихами, нет - прозой. Придумывание другого названия сказки вместо писателя. Это не только приём смыслового и эмоционального свертывания содержания прочитанного, но и развития словарного запаса ребёнка.

Если у вас есть возможность перефотографировать или снять уменьшенные копии рисунков на ксероксе, Вы сможете предложить своим питомцам работу с иллюстрациями. Покажите ребёнку копии рисунков. Они меньше по размерам. Обратит ли внимание на это ребёнок? Подскажите ему, поиграйте с ребёнком: кто быстрее найдёт рисунок из знакомой сказки, из какой сказки указанный вами рисунок. Дайте ребёнку шанс опередить вас. Хорошо это упражнение выполнять вместе с другими детьми, устроив соревнование между ними.

Найди свою половинку рисунка. Слева первая часть рисунка, справа - вторая, однако они расположены вперемежку. Надо найти по очереди в каждой половинке рисунка, расположенного слева, его половинку, находящуюся справа. Это упражнение на развитие внимания, быстрое опознание ранее знакомой информации, восстановление разрушенного рисунка.

Используйте чтение по ролям. Когда ребёнок знает наизусть стихотворение, почитайте с ним, распределив роли, меняясь ими.

Вначале пусть ребёнок выберет сам, какую роль он хочет исполнять. Потом предложите ему поменяться ролями. Затем выбрать другие роли.

Предложите вашему малышу потренировать речь на отрывке стихотворения "Путаница". Вы начинаете, а он заканчивает:

Гуси начали опять
По-гусиному кричать:
Га-га-га!
Кошки замурлыкали:
(и далее до конца стиха)

ЗАДАНИЕ "Кто, что и как делает?"

Квакают - Ква-ква-ква!

Хрюкают - Хрю-хрю-хрю!

Крякают - Кря-кря-кря!

Мурлыкают - Мяу-мяу-мяу!

Продолжим самостоятельно, выбирая нужные речевые обороты.

Для углубления понимания сказки и формирования некоторых свойств мышления, выполняйте упражнение на придумывание названий у законченным по смыслу отрывкам сказки. Одновременно это упражнение развивает лексику.

Можно использовать и такое задание: отгадать по отдельным словам название сказки-стиха.

ЗАДАНИЕ "Угадай название"

Обращение к ребёнку может быть такое:

"Крокодил не только солнце проглотил, но и из других сказок украл слова. Давай почитаем их, угадаем, откуда они, и тогда Крокодил вернёт их на место".

Муха, базар, самовар, паук-злодей, гости, комарик, фонарик.

Одеяло, подушка, лягушка, умывальник, мочалка, трубочист.

Слон, калоши, Тотоша, зайчата, мартышки, медведь, кенгуру, бегемот.

Медведи, велосипед, кот, комарики, шарики, раки, гиппопотам, воробей.

Лиса, оса, зайчиха, шакал, Сахара, Лимпопо, акула Каракула, Африка.

Книги Чуковского для детей

  1. АЙБОЛИТ. Рисунки В. Сутеева. М. Детгиз, 1963, 24 стр. Для школьного возраста.
  2. СКАЗКИ. Рисунки В. Конашевича, Н. Радлова, Ю. Узбякова, Е. Чарушина. М. Детгиз, 1955, 144 стр. Для школьного возраста.
  3. ЧУДО-ДЕРЕВО. Рисунки В. Конашевича, Н. Ремизова, Е. Чарушина, Н. Радлова, Ю. Узбякова. М. Детгиз, 1957, 246 стр. Для школьного возраста.
  4. МОЙДОДЫР. Рисунки Ю. Узбякова, М. Детгиз, 1957, 18 стр. Для школьного возраста.
  5. КРАДЕНОЕ СОЛНЦЕ. Рисунки Ю. Васнецова, М. Детгиз, 1958, 92 стр. Для школьного возраста.
  6. ПУТАНИЦА. Рисунки В. Конашевича, М. Детгиз, 1959, 12 стр. Для школьного возраста.