Использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Современные факторы, актуализирующие значимость применения в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, разнообразны и бесспорны: интенсификации процесса обучения; перегрузка учащихся; снижение двигательной активности; отсутствие ценностного отношения к собственному здоровью в семье и обществе в целом, несформированность навыков здорового образа жизни; "плохая" экология.

В практике работы использую методы, направленные на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Основные направления моей деятельности по сохранению и укреплению здоровья: обеспечение необходимых условий обучения ребенка: отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания; рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Главными элементами моей системы здоровьесберегающей педагогики являются использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательных технологий, коррекция в соответствии с имеющимися данными; учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности и активности учащихся данной возрастной группы; создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологий; использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

В системе моей работы значительное место отведено созданию условий для здоровьесбережения детей на уроках и во внеурочное время. Большое внимание уделяю созданию и поддержанию благоприятного психологического и эмоционального климата на уроке как ведущего способа минимизации действия стрессогенных факторов в учебном процессе и сохранения психологического здоровья школьников.

Принципиально важным считаю учет возрастных и физиологических особенностей организма ребенка для снятия утомляемости путем чередования во время урока различных форм работы с учащимися: физкультминуток, динамических пауз, зарядок, релаксации. На уроках я регулярно провожу пятиминутки оздоровительного характера по методике В.И. Ковалько, короткие беседы о здоровье, гимнастику для глаз, для рук, оригинальную гимнастику, разрабатываю и использую оригинальные задачи о нормах питания детей. В работе использую элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного ("технология раскрепощенного развития"). Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Гимнастика для глаз позволяет укрепить глазные мышцы. Осуществляю постоянный контроль соблюдения гигиенических условий учебного процесса (подбор мебели, освещенность, воздушно-тепловой режим), исключаю перегрузку. В течение всего урока и в итоговой его части провожу целенаправленную рефлексию.

В постоянном взаимодействии с родителями учащихся организую физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, направленные на обеспечение необходимого уровня двигательной активности детей, формирование стремления к здоровому образу жизни. Решению указанной задачи способствуют и информационно-просветительские мероприятия по ознакомлению детей с принципами здорового образа жизни, последствиями вредных привычек.

Результаты использования здоровьесберегающих технологий:

- снижение количества пропусков учащимися занятий по причинам, вызванным простудными заболеваниями в 2008-2009 учебном году на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;

- снижение уровня тревожности учащихся на уроках (в нижеприведенной таблице представлены результаты диагностики по методике Спилберга и Демо-Рубинштейна)

Класс Учебный год Уровень мотивации Тревожность Негативное эмоциональное переживание
2 2007-2008 20 б 23 17
3 2008-2009 25 б 18 12

- на 32 % увеличилась доля детей, охваченных занятиями в спортивных секциях, участием в спортивно-массовых мероприятиях в 2009 году по сравнению с 2008 годом.