Организация жизни и быта жителей села Ананьино Барышского района Ульяновской области в прошлом и настоящем

Разделы: Биология


Введение

Исследование территории села Ананьино Барышского района Ульяновской области учащимися Загаринской средней школы и участниками экологического клуба «Экос» проводятся с 2005 года по настоящее время. Целью исследования является изучение жизни и быта жителей села Ананьино в прошлом и настоящем, чтобы на основании собранного материала создать один из разделов школьного музея. Результаты этнографического исследования помогут  учащимся лучше узнать историю своего родного края. Ведь человек без прошлого - человек без будущего. Музей учит любить и гордиться своим краем, предками, односельчанами. Мне кажется, что самая большая гордость школы - это музей. Мир музея будущего в наших руках, и мы должны сохранить его для наших детей, внуков, правнуков и для самих жителей села. Без него человек потеряет свою культуру и веру в будущее.

Организация жизни и быта жителей села Ананьино Барышского района Ульяновской области в прошлом и настоящем

1. Краткая характеристика Барышского района

Барыш. Такое необычное географическое название сначала существовало только как «имя» реки, самого значительного из притоков Суры. Река Барыш часто упоминается в документах, начиная с 16 столетия. В 1897-1898гг. была построена линия Инза - Сызрань Московско-Казанской железной дороги. На этой железнодорожной ветке возле села Троицкое- Кураедово тогда же появилась небольшая станция «Барыш». В 1928 году село Троицкое-Кураедово было переименовано в поселок Барыш, который стал центром Барышского района Средневолжской области (эта область с 1935 года называлась Куйбышевским краем). В 1943 году рабочий поселок Барыш стал одним из районных центров Ульяновской области.

Названия большинства сел и деревень Барышского края, как и других районов области, имеют фамильную основу. В этих названиях - память о первых поселенцах, местных помещиках, представителях старинных дворянских родов, которые в конце 17 - начале 18 веков основали немало населенных пунктов в долинах Барыша, Сызранки, Бекшанки и их притоков. Среди таких фамилий - Жадовские, Oбуховы, Дурасовы, Кафтыревы, Воецкие, Зиновьевы, Купаедовы, Смольковы, Ленивцевы, Ананьины, Голицины, Хоненевы (Хонинеевы), Ховрины, Загарины, Дмитриевы и ряд других. Во второй половины 18 и в 19 столетиях в числе помещиков были представители российской аристократии, так называе ой титулованной знати. Графский титул, например, имели Апраскины (село Румянцево и село Головцево). Позднее, в конце 19 - начале 20 века среди местных земледельцев стало появляться все больше крестьян.

2. Организация жизни и быта жителей села Ананьино
2.1. Тектоника и геологическое прошлое села

Территория Ульяновской области относится к Восточно-Европейской платформе с твердым докембрийским кристаллическим фундаментом. Он является препятствием для процессов горообразования, поэтому у нас нет высоких гор и вулканизма, которые так характерны для подвижных участков земной коры. Не грозят нам ни извержения вулканов, ни землетрясения. Территория области в целом характеризуется равнинным рельефом, т.к. колебания высот поверхности не превосходят нескольких сот метров, а переходы от понижений к повышениям сравнительно постоянно. Но, все-таки, поверхность области не однообразна, она состоит из низменностей и возвышенностей. Средняя абсолютная высота поверхности равна 180 метрам. Самая высокая точка области равна 353 метрам - расположена южнее рабочего поселка Новоспасское.

Подвижки кристаллического фундамента наблюдались в конце палеозоя начале мезозоя. Наиболее сильные движения были в начале кайнозойской эры, когда полностью сформировалось тектоническое строение территории области. Тогда же произошло её общее поднятие, она окончательно освободилась от затопляющего её моря.

Очень медленные движения земной коры происходили и в более поздние периоды. Они наблюдаются и сейчас. Когда территория опускалась, на неё наступало море. Водные потоки стекали с возвышенных участков, приносили в море частицы грунта и растворенные соли, которые вместе с погибающими морскими организмами оседали на дно и за длительное время образовали целые пласты.

На речных обрывах, на срезах оврагов (на “Белой горе”- горе на верхнем конце села) можно видеть различные по цвету и составу пласты пород, а в породах- встретить окаменевшие раковины, веточки деревьев, отпечатки различных моллюсков. Так, что село Ананьино находится на дне бывшего Океана, покрывавшего Землю.

2.2. История возникновения села Ананьино.

Есть много прекрасных мест на земле, но для человека, родившегося в Барышском крае, красоты, ни с чем несравнимы. Основано село Ананьино, вероятно, в 1700 году служивым человеком, пензенцем Лукой Степановичем Ананьиным. За верную службу пожаловал ему государь «...дикое поле на реке Мочалейке и Полейке тоже...» в 350 четвертей (четверть – 0.5 десятины).

Потомки помещика Ананьева, были передовых взглядов, были знакомы с Лениным и даже разделяли его взгляды. Крестьянам Ананьев раздавал земельные наделы. Они работали на земле и платили налоги натурой, т.е продуктами. Жили, не бедствовали, у некоторых были даже выездные рысаки (кроме всей прочей скотины). Ездили в Астрахань с обозами. Меняли мясо, масло, мед на рыбу. Жили дружно (как в прочим и до сих пор). В конце села было два пруда, мельница, ческа, масло мешалка (сама мешала молоко в масло сразу в доенках).

По архивным документам – купчим, челобитным и переписным листам – удалось проследить историю этого жалованного поместья. До 1733 года им владел сам Лука Степанович Ананьин, затем его наследовали сестра Ананьина Наталия Степановна Синбухина и ее сын Дмитрий Яковлевич. В 60-х годах Д. Я. Симбухин продал Ананьино Николаю Ивановичу Бахметьеву, «лейб-гвардии Семеновского полка капралу». С 1802 по 1836 годы хозяйкой села была Мария Николаевна Бахметьева, по мужу Максимова.М.Н. Бахметьева-Максимова увеличила свои земельные владения, купив в разное время у разных помещиков (в частности П.С. Беклемишева) новые наделы и угодья. Род Бахметьевых заслуживает, чтоб о нем было сказано несколько больше. Происходит он от знаменитого татарского мурзы Асла-Бахмета, поступившего на службу к московскому великому князю Василию II (Темному). Один из потомков мурзы был сенатором при императрице Елизавете Петровне. Н.И. Бахметьев – владелец.
Помещик Ананьин (вторая половина 19 века) сочинял музыку, имел оркестр и хор крепостных.  В 1836 году почти друг за другом М.Н. и В.М. Бахметьевы-Максимовы умерли. Детей у них не было. Началась изнурительная тяжба за наследство между родственниками. Главными претендентами на владения были племянник  М.Н. Бахметьевой штаб-ротмистр лейб-гвардии конного полка Н.И. Бахметьев и племянницы В.М. Максимова Дарья Петровна Попова и Мария Петровна Сидельникова. В конце концов, Ананьино было поделено на два  конца: к Загарину – Бахметьевка, к Жедрину – Сидельниково (Сидельшина).

2.2.1.Изучение территории российской провинции XVI-XVII

Из истории изучения территории Симбирского Поволжья, можно узнать сведения о территории, полученные иностранными путешественниками, участниками академических экспедиций, государственными и научными структурами. Проанализировать первые краеведческие организации. Здесь можно найти упоминания краеведа Неболюбова о нашей местности. Он собрал богатую коллекцию древностей Ананьинского могильника, которую завещал в музей древностей Московского Архелогического Общества. Сюда входили: коллекция древних монет - греческих, римских, восточных и русских и медалей, всего 571 экземпляр, медные кресты, старинные серебряные ложки, оружия, украшения, вещи домашнего быта, символы и амулеты, принадлежности конской сбруи, кремневые вещи; сюда же завещан был и здесь хранится «Ананьинский камень» с изображением Геродотова скифа, раздробленного на семь частей. По легенде самыми древними жителями села Ананьино являются «скифы» (см. сайт в интернете http://www.rustrana.ru/comment.php). Из воспоминаний Праведновой Г.И.: «В середине 50 годах после размыва могилы в Конном овраге был обнаружены следы трупа очень крупного телосложения не нашего обличия, на котором был широкий пояс с драгоценностями…»

В 1996 году группа экологического центра областного управления образования, изучала барышские родники, представляющие культурно-историческую ценность под руководством Н.В. Благовещенской, опираясь на помощь иеромонаха отца Агафангела и местного населения. По данным комитета охраны природы (РКОП), в Барышском районе насчитывается 48 крупных родников и бесчисленное количество малых и больших ручьев, питающих 23 крупные по местным масштабам реки. Почти все они используются для водообеспечения населения.

В 2008 году по результатам работы экологического клуба 2005-2008 гг. Сметаниной Л.В. – главным специалистом по охране природы Администрации «Барышский район» в Министерство Ульяновской области были отправлены документы на зачисление в особо охраняемые природные территории Ульяновской области родника «Тихвинской Божией Матери» села Ананьино. На основании запроса под №26/07-778 от 27.08.07, сведения о земельном участке расположенном по адресу: Барышский район село Ананьино, в пойме реки Сызранка, в 3 километрах от села Загарино, что родник «Тихвинкой Божией Матери» в Едином государственном реестре земель отсутствует, и входит в кадастровый №59 в который входит село Ананьино. Об этом свидетельствует Сообщение от начальника Федерального агенства кадастра объектов недвижимости тер. меж (гор) районного отдела №4 управления Роснедвижимости по Ульяновской области, Смирнова С.Н.

2.3.Этнический состав села

Жители села Ананьино были выходцы из разных мест: часть крестьян происходила из Саранских деревень, другая – из Пензенской губернии, о чем рассказывают документы, касающиеся раздела крепостных между Бахметьевым и Сидельниковой в итоге судебной тяжбе о наследстве. Из примечаний, составленных при генеральном межевании земель Сызранского уезда, количественный состав населения выглядит следующим образом.

Жизнь крестьян в экономическом, социальном, культурном планах была крайне тяжела. Материалы «Подворной переписи Симбирской губернии 1910-1911 гг.» доносят до нас такие сведения: в 1911 г. в с. Ананьино было два общества - бывших крестьян Бахметьевых (80 семей, 468 человек) и Сидельниковой (30 семей, 174 чел.). За ними числилось 95 лошадей, 112 коров, 329 овец, 42 свиньи. Безлошадных хозяйств - 31 (одна четверть), бескоровных - 10, не имеющих ни того, ни другого - 9. На одно хозяйство в среднем приходилось 4,05 десятины земли и 5 плугов на всех, железных борон не было вообще. Урожайность составляла 50 пудов (рожь), в лучшие годы - 70 пудов. Грамотных в селе, считая и учеников, было 139 чел. (чуть более одной пятой всего населения).

Из-за нужды, голода, который был нередким явлением, крестьяне зимой уходили в отходничество за Волгу и на Урал. В основном, уходили каменщики. В 1911 г. священник Григорий Александров записал в церковной летописи: «…Был голод, нужда страшная, … были открыты общественные работы в помощь голодающим». Тогда-то и была проложена грунтовая дорога между Прокофьевым и Евлентьевым оврагами.
В настоящее время село Ананьино признано неперспективным, и население в нем - одни старики.

2.4. Внешний облик и благоустройство села

Все постройки в селе, как свидетельствуют архивы, были деревянные, рубленные топором (пилы в сельском строительстве тогда использовались крайне мало и редко). Современная планировка селения выглядит так: тип селения – линейный (одна улица и дома в два ряда), рядовые поселения - фасадом обращены к дороге.

Около многих домов растут яблони, кусты сирени, вишни. От барского дома вниз к реке, по правую сторону оврага был сад. Еще в 30-е годы росла гряда лип от деревенской дороги до реки.

С развитием предпринимательства и промышленного производства начались изменения и в Ананьине. Здесь открылась небольшая лесопилка Резанова. Находилась она под горой у устья Карпова оврага. Здесь у лесопилки был вырыт родник, который до последнего времени называли Резановым.

Не обошло село стороной раскулачивание 30-х годов. Люди не хотели вступать в колхоз «Мечты Ленина» - председатель Сурков Алексей Тимофеевич (воевал на войне с 1941 года), в результате их высылали в Архангельскую область и на строительство в город Магнитогорск. В 1939 году образовали Сельский совет, председатель Заварзин П.И. Партийная организация с центром с. Ананьино возглавляла с 21 года Руссова Раиса Максимовна. Начальная школа 1-4 класс по 48 человек, учитель Руссова Раиса Максимовна, Молочникова Павлина Николаевна, Исаева Анна Ивановна. Деревянный клуб на три села находился в бывшем поповом доме затем несколько раз перестраивался. Каждый месяц показывали, какую ни будь инсценировку. Библиотека и читальная изба, которую возглавлял Кузнецов Николай Иванович. Потом в клубе открыли школу в 1952 году, а в 1990 году там открыли магазин.

Появляются и другие лесопилки в округе Ананьина: Пожарского, Железнова, Карпова, Владыкиных, Володина. Беспорядочное истребление лесов, отсутствие лесовосстановительных работ нанесли природе много оврагов, случались оползни, было уничтожено уникальное озеро, находившееся в 1,5-2 км от Ананьина (на старинных картах - «Щучье»)

2.4.1. Традиционный жилой дом

Хозяйственные постройки: дом, двор (сельница, конюшня, дровяник, курятник, хлев), баня, погребица (для хранения овощей на зиму). Сам дом состоит: крыльцо, сени, передняя, кухня и задняя. Дом отапливается двумя галандками и одной большой русской печью. Вентиляция летом открывающиеся окна, зимой дверь. Дома красились снаружи и из нутрии. Снаружи красили масляной краской, а из нутрии белили мелом стены и потолок.

2.4.2. Домашняя утварь

Домашняя утварь: чугун, ухват, кастрюля, сковорода, утятницы, сито для просеивания муки, протвини для выпечки в русской печи, бидон, дойница, корзины, катка, ведра, коромысло, ушат, тарелки, чашки, ложки (деревянные, алюминиевые), пахтолка, балакерь глиненный, лопата деревянная для выпечки хлеба, помяло для уборки золы из печи, сковородник для выпечки, утюг, керасиновая лампа, сундук, шкатулка.

 2.4.3.Основные занятия крестьян. Земледелие

Главным занятием было земледелие. Хозяйство было в основном натуральным, промыслов до 1861 года никаких не было. Основными культурами для возделывания являлась рожь, овес, ячмень, горох, просо, полба. Из технических культур выращивали коноплю и лён. В середине 19 века появились новые культуры: картофель, чечевица.                                                                    

Сев производился вручную. Перед засевами поле разбивали на лехи, которые определялись бороздами, ширина лехи 3-4 сажени в зависимости от привычки сеятеля и от размаха его руки. Работник шел по середине лехи и разбрасывал зерна в обе стороны. После этого семена запахивались и боронились.

Наиболее распространенным орудием обработки пашни являлась великорусская соха. Все деревянные части сохи выделывались самими крестьянами, железные сошники и полица- местными кузнецами.
Для рыхления почвы употребляли различные по конструкции деревянные бороны, они изготовлялись из плотных пород деревьев: дуба или сосны.

Уборка урожая производилась, в основном, серпами. Нож серпа был с зазубренным рабочим краем и шириной лезвия в середине 3 см. Применялись также деревянные грабли и вилы. Ручка грабель - из березы, колодки - из липы, зубья - из клена или дуба. Деревянные вилы были двух- или трехрогие. Делали их из дуба, клена, березы или черемухи.                                                                

После жатвы хлеба обычно вязали в снопы, которые оставляли сохнуть на некоторое время, потом укладывали в кресты или бабки. Снопы после высыхания клали в скирды. Молотьбу хлеба производили на токах. Чтобы ток не трескался, при утрамбовке добавляли рубленную солому или мякину. Снопы для обмолота укладывали двумя рядами, колосьями друг к другу. Молотьба производилась в основном цепями.

Очищали зерно деревянными лопатами на ветру. Дальнейшую очистку зерна производили решетом, а в середине 19 века зажиточные крестьяне стали использовать веялки.
Для размола зерна применялись ручные и водяные мельницы. Для обдирки проса, чечевицы применяли ступу и пест. Муку и зерно хранили в деревянных амбарах или в сараях. Амбары ставили обычно на огородах, а иногда на улице перед домом. Муку ссыпали в сусеки, в лари, большие бочки или хранили в мешках.
Урожаи крестьянских полей были низкими. В архивных документах есть данные о том, что урожай зерновых культур составлял 35,5 пуда с десятины (1,3 га).

В 1863 году было издано «Положение о водворении крестьян на земли дворянского удельного ведомства». Землей наделяли только мужчин. Оброк составлял 3 рубля 64,5 копейки за каждый душевой надел. В течении первых двух лет крестьяне должны были вносить оброк в доход удельного ведомства, а затем в течении 48 лет - в казну. «Пожизненное закабаление» - крестьян за надел должен был выплачивать 186 рублей или 53 рубля за десятину (около 8-9 рублей стоила дойная корова), это было гораздо выше рыночной стоимости земли.

Кроме полевого земледелия крестьяне занимались огородничеством. Сажали: свеклу, морковь, капусту, огурцы, репу, редьку, тыкву, лук, хмель для кваса или пива. С 19 века еще и табак, который возили зимой на санях в Барыш на ярмарку.

На одно хозяйство в среднем приходилось 4,05 десятины земли и 5 плугов на всех, железных борон не было вообще. Урожайность составляла 50 пудов (рожь), в лучшие годы - 70 пудов.

2.4.4. Животноводство

Числилось  95 лошадей, 112 коров, 329 овец, 42 свиньи. Безлошадных хозяйств - 31 (одна четверть), бескоровных - 10, не имеющих ни того, ни другого - 9. Процесс выпаса скота с пастухом. Пастухами были сами хозяева (соблюдалась очередь). Хозяйка доила корову, кормила маленьких поросят. Хозяин чистил навоз, заготавливал корма. Дети ходили за утками, гусями, встречали коров.

2.4.5.Устное народное творчество

Свадьба. Первый день: за невестой ездили на лошадях, три дня гуляли свадьбу, на второй день искали ярку, наряжались гости в цыганку, милиционера, медицинскую сестру, пастухом, на третий день гости приходили к жениху и невесте - с донцом и гребнем, умеет ли невеста прясть.

2.5. Православный Приходской Трёхпрестольный Храм во имя Тихвинской Божьей Матери или Знаменская церковь

Церковь имела три престольных праздника: Пресвятой Богородицы, Тихвинской Божьей Матери и Николая Чудотворца. Внутри церкви неплохо сохранилась настенная живопись: библейские сюжеты чередуются с ликами святых.

В самой церкви, под кирпичами хранили золото. Считают, что оно находится там до сих пор. Вера Суркова находила золотую монету возле церкви. На территории села часто находили монеты, в лужах после дождя и когда копали огород. Монеты в основном медные с образами или гербом.

Как и везде в российских села, самое лучшее место занимала церковь. Сперва она была деревянной, а каменная, как, вероятно, и барский дом (школа, далее магазин, позднее клуб, и снова магазин), была построена в 1818 году М.Н. Бахметьевой.

От барского дома вниз к реке, по правую сторону оврага был сад. Еще в 30-е годы росла гряда лип от деревенской дороги до реки. Там, в конце сада, была колхозная кузница. Сами Бахметьевы в Ананьине не жили. Во флигеле около каменного дома жил их управляющий Петр Дмитриевич Краснощеков, крестьянин из д.Аносово Сергачевского уезда Нижегородской губернии. До него эту должность исполнял Дмитрий Николаевич Виноградов, отличавшийся жестким отношением к крестьянам и привлекавшийся за это к суду (1864 – 1867 гг.)

Ежегодно 24-26 июня (старое летоисчисление) проходили на площади у церкви ярмарки. Съезжались крестьяне с окрестных сел, местные торговцы, бывали и заезжие купцы. В деревенской однообразной, монотонной жизни ярмарка была событием, праздником. Для развлечения работала карусель, давал представления народный театр «Петрушка».

Сохранились интересные сведения, связанные с церковью села Ананьино. Она имела три престола: Пресвятой Богородицы, Тихвинской Божьей Матери и Николая Чудотворца. В церковной летописи, которая велась с 1876 г. по 1922 г., священник Василий Арнольдов записал предание 150 летней давности, согласно которому крестьянину Семену Петровичу Березину, бывшему с лошадьми в ночном, во сне явилась икона Тихвинской Божьей Матери и предложила ему взять ее из родника под горой. Сельчане считали этого мужика «простоватым» и отнеслись к его рассказу, с которым он явился наутро к священнику, с недоверием. Но когда пришли к роднику, то и впрямь увидели плавающую по его поверхности икону. Всякий раз, когда священник пытался взять ее в руки, она уходила вглубь. Тогда после молебна ее попытался, взять Семен Березин и икона вглубь не ушла. При всеобщем благоговении икона была перенесена в церковь и установлена на престоле. Далее в летописи описываются некоторые чудесные случаи, связанные с чудотворной силой этой явленной иконы Тихвинской Божьей Матери. Над родником, где нашли ее, построили часовенку. Но в 30-е годы ее сломали, родник засыпали.

В 1889 г. в церковной сторожке открылась церковно-приходская школа, куда были приняты 20 сельских мальчиков. Учителями в школе были в разные годы священники Тарас Никифоров, Василий Подменников, Григорий Александров. Последним священником был Иван Сергеевич Щербатов (1922 г.) из Пензенской епархии.

В дореволюционное время сюда, на озеро в некоторые религиозные праздники сходилось и съезжалось население близлежащих сел Ананьино, Загарино, Жедрино, Лесное Матюнино, Языковка, Языковские Выселки. Молебны, службы совершали четыре священника. Глубиной озеро было, по рассказам моего деда, до трех вожжей. Теперь по его ложу протекает небольшой ручеек, который теряется где-то в песках, не достигая реки Сызранки. Высохли и небольшие болотца - «мочалы» недалеко от озера. В них до 40-х годов сельчане мочили коноплю.

2.6. Родник Тихвинской Божией матери

С этим источником связаны интересные культовые легенды. Много пишут и говорят о возвращении в Россию из Америки величайшей святыни – чудотворной Тихвинской иконы Божьей Матери Одигитрии (по–гречески «путеводительницы»). Эта икона прошла нелегкий путь после захвата города фашистами. По преданию, написал её евангелист Лука во время земной жизни Девы Марии. В 5 веке она оказалась в Константинополе, а в 1383 году образ по воздуху перенесся из Византии на Русь и явился в районе Тихвина.
Тихвинская икона Божией Матери празднование 9 июля (26 июня).

Название церкви Нахождение
село
Район
1 Тихвинская церковь Акшуат Карсунского уезда (Барышский район)
2 Тихвинская церковь г. Симбирска  
3 Казанская церковь Большой Кувай Алатырского уезда (Сурский район)
4 Знаменская церковь Ананьино Сызранского уезда (Барышский район).
Являлась на источнике недалеко от села. Время явления точно неизвестно.
Впоследствии на месте явления иконы поставлена деревянная часовня.
5 Никольская церковь Туруново Буинского уезда (Батыревский район Чувашии)

3. Языковка – одна из составных частей села Ананьино.

Въезд в селение через речку иначе нельзя. Люди ходят через мостик, который года 3 назад был отремонтирован. Машины едут прямо вброд.  Современная планировка селения выглядит так: тип селения – линейный (одна улица и дома в два ряда), рядовые поселения - фасадом обращены к дороге.

Около многих домов растут яблони, кусты сирени, вишни. От барского дома вниз к реке, по правую сторону оврага был сад. Историю образования села Ананьино и деревни Языковка можно узнать из материалов собранных Масловой Татьяной Геннадьевной - местным библиотекарем.

В конце 18 века были заселены село Ананьино и деревня Языковка и Языковские выселки крепостными крестьянами из Пензенской области. Церковь одна. Престольный праздник 10 декабря «Знаменье».

В Языковке преобладали две фамилии Чижовы и Петровы. По воспоминаниям жителей – род Чижовых был выменен на борзых собак.
В Языковке был свой колхоз, сельскохозяйственные фермы в которых разводили крупно рогатый скот, лошадей, овец, птиц (была изумительная порода черных кур, птичницей работала Кисаринова Рая). Был свой пруд, начальная школа.

Семья Козловых приехали из Николаевского района. Глава Семейства открыл кооперацию. У него было 10 десятин земли. Семья состояла из 10 человек: 7 сыновей и одна дочь. Их выслали в Архангельскую область. Несмотря на трудности, выстроили там дом, вырастили и дали всем детям высшее образование. Двое сыновей погибли на войне, а ещё один подвергся репрессиям в сталинские времена.

До 1939 года в селах Ананьино и деревне Языковка было 580 избирателей. После войны села стали редеть. Многие не вернулись на родину, устроив свою жизнь на новом месте.

В зиму 2006-2007 гг. в селе Языковка остаётся 6 семей, в Ананьино 4 семьи, все они пожилые люди. Телефонная связь отрезана, медпункт закрыт. Языковские выселки исчезли с лица земли. О существовании деревни напоминают лишь пустые воронки, заросшие крапивой.

В 1973 году Леонтьева Екатерина меняла пол в подполе нашла мешок старых денег времен Петра I (медные, бумажные), мешок был размером 20-30 см, был очень тяжелый его несли на плече. Для деревни это была сенсация.

За селом в поле есть лесок - Висла, раньше там проходил Казачий тракт, дорога проходящая на Сызрань. Там находится знаменитый с древности Ананьинский могильник.

4. Местный лексикон

Налётный (обращение к детям) - шумный, Айда -  идем, Зад назад - быстро туда и обратно, Авось - наверное, Намедне - накануне, Давече - недавно, Дерюшка - платок, Мага-азин - магазин, Зыпка – люлька.
Чай - пусть, Васейка -  недавно, Манарка, плюшевая жакетка - плюшевая куртка теплая, женская, Половик -  дорожка, Нама -  нет, не может быть, Вечёр -  вечером, Эдакой - такой, Калякать - разговаривать, Мол - может быть, Ступни - обувь из лыка, Кочедык - Крючок, Наколодки - обувь состоящая из каблука и деревянной подошвы с оборотами на ноге, Обороты - шнурки, Таган - подставка на трех ножках.

Русло реки подходит все ближе и ближе к роднику, происходит заболачивание местности вблизи родника, в результате чего родник может быть затоплен.
Число жителей в с.Ананьино резко сокращается, в связи с чем село может исчезнуть. И родник останется без присмотра. К началу реализации проекта - июль 2006 года, в селе Ананьино проживало 10 семей с общей численностью 15 человек, в зиму 2006 года останется всего 4 семьи.

5. Выводы и прогнозы

Большое значение для организации научно-исследовательской работы по экологическому образованию имеет мониторинг состояния окружающей среды. Реализация намеченной цели по изучению микрорайона и созданию экологического паспорта началась с того, что учащиеся школы описывали растения и животные, оформляли свою работу в виде докладов, рефератов, рисунков. Участвовали во Всероссийском конкурсе Фестивале «Портфолио» исследовательских и творческих работ «Живи родник», в конкурсе «Ученик года» с творческим проектом «Водные ресурсы Ульяновской области», защита творческой работы выпускников «Живая вода».Индивидуальную исследовательскую работу начали в 1999 г.

В 2001-2008 учебном году работа по изучению и описанию всех родников и колодцев нашей территории была продолжена, составлен паспорт родников и колодцев села Загарино. Также был описан родник Тихвинской Божьей Матери, который находится в селе Ананьино Барышского района Ульяновской области. Был составлен паспорт родника. Собраны легенды о чудотворном явлении иконы в роднике уникальных свойств воды и отношения людей к возврату праздника освящения воды на Тихвинскую 9 июля вот уже 4 года отцом Игорем Ваховским, настоятелем Прихода Храма в честь Святой Троицы, Московской Патриархии Симбирской и Мелекесской Епархии МПРО. С интересом в работу включаются учащиеся окрестных школ и учителей, в летнее время являются участниками палаточного, экологического, краеведческого лагеря. Проводят велосипедные экспедиции по дальнейшему изучению родного края. Собирают материал о селах Ананьино (планируется в 2009 году летней экспедицией изучить Ананьинский могильник в окрестностях смешанного леса Висла на территории Николаевского района), Загарино, Киселевка, Приозерное (интересная сукцессия Золинского пруда), Живайкино. Своей информацией делятся на страницах газеты «Барышские вести». Этнографические исследования оформляются в школьный музей «Уголок истории».

5. Литература

  1. Газета «Барышские вести» (публикации 2000-2005 г.)
  2. Праведнов М. «Знай свой край. Село Ананьино.// Ленинский путь. Газета. – 1992 г. №37 (9226) – стр. 2-3.
  3. Журнал «Мономах» (публикации 1998-2005 гг.)