Литературный проект "Несравненный художник жизни", посвященный 150-летию со дня рождения А.П. Чехова

Разделы: Литература


Мультимедийная презентация (Приложение 1).

Музыка: “Сентиментальный вальс” П.И. Чайковского.

Ведущий 1. Устраивайтесь поудобнее, друзья!
Ведущий 2. Ой, сколько сегодня у нас дорогих гостей!
Ведущий 1. Это вполне понятно. Вокруг А.П. Чехова всегда собиралось много людей.
Ведущий 2. Верно: и дома, и на даче, и в театрах, на представлении его пьес.
Ведущий 1. Молодой человек, уступите место девушке.
Ведущий 2. Антон Павлович любил воспитанных людей.
Ведущий 1. Ну, все уселись? Всем удобно? Начинаем. (Музыку остановить).
Ведущий 2. Дорогой Антон Павлович! Позвольте Вам представить ваших друзей, которые пришли вместе с нами отметить ваш славный юбилей!
Ведущий 1. Поздравляем вас с днем вашего рождения, дорогой писатель.

Чтец:

Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой,
Вежливый доктор с улыбкой застенчиво кроткой,
Как мне ни странно и как ни печально, увы –
Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.

Грустная желтая лампа в окне мезонина.
Чай на веранде, вечерних теней мешанина.
Белые бабочки вьются над желтым огнем.
Дом заколочен, и все позабыли о нем.

Пахнет грозою, в погоде видна перемена.
Это ружье еще выстрелит –
О, непременно!
Съедутся гости, покинутый дом оживет,
Маятник медный качнется, струна запоет...
Дышит в саду запустелом ночная прохлада.
Мы старомодны, как запах вишневого сада...
Тихий, спросонья, гудок парохода в порту.
Зелень крыжовника, вкус кисловатый во рту.

Ведущий 2. К юбилеям он относился насмешливо.
Ведущий 1. Но если бы это было при его жизни, то в день его рождения к нему шли бы люди – знакомые и незнакомые, друзья и почитатели.
Ведущий 2. Наверное, он страдал бы, выслушивая взволнованные, торжественные речи, слова любви, восхищения, благодарности и непременно бы порывался прервать их поток, перевести разговор на другое, постороннее, не о себе.
Ведущий 1. Был он человеком сдержанным и скромным, громкие слова были ему чужды, казались лишними, а то и отдавали фальшью, дурным вкусом.
Ведущий 2. У каждого из нас есть свой Чехов, во многом это определяется первым впечатлением от его творчества. Не вспомните ли вы, когда и каким образом вы познакомились с Чеховым? (Ответы ребят).

(Отрывок из рассказа “Ванька” исполняет ученик).

Ведущий 1. Если Пушкин пришел к нам в детстве со сказками, то Чехов с удивительно добрыми рассказами, вызывающими сострадание у маленького читателя.
Ведущий 2. Давайте все вместе посмотрим отрывок из мультфильма, снятого по рассказу Чехова.

(Отрывок из мультфильма “Каштанка”).

Ведущий 1. Вы узнали, по какому рассказу был снят этот мультфильм? Конечно, это рассказ “Каштанка”.

(В зал входит человек с портфелем. Музыка П.И. Чайковского).

Человек с портфелем. Я извиняюсь... Здесь юбилейный вечер, посвященный Антону Павловичу Чехову?

Ведущий 2. Здесь. Пройдите в зрительный зал. Мы от лица юбиляра приглашаем вас в гости.
Ведущий 1. Вот вам стул, садитесь в первый ряд.

Человек с портфелем (усаживаясь). Посмотрим, посмотрим...

Ведущий 2 (указывая на портрет). Он был беспредельно гостеприимен. Хлебосольство у него доходило до страсти.
Ведущий 1. А когда он поселился в подмосковной усадьбе Мелихово, его дом стал похож на гостиницу.
Ведущий 2. “Спали на диванах и по нескольку человек во всех комнатах, – вспоминает его брат Михаил. – Ночевали даже в сенях”. Званые и незваные толпились у него неделями, но Антону Павловичу и этого было мало.

(Выход персонажей).

Очумелов. Разойдитесь!
Все персонажи: Что вы? Господин Очумелов... Как разойтись?
Очумелов. Р-разойдитесь... Больше одного человека в кучу не собирайся... Р-разойдись...
Злоумышленник. Но, позвольте, господин надзиратель... Нынче...
Очумелов. М-а-алчать! Р-р-разойдись! (Злоумышленнику). Ты кто такой?
Злоумышленник. Я?.. Злоумышленник...

(Свистит, вбегает городовой).

Очумелов. Взашей его, в участок!

(Городовой свистит. Персонажи в панике разбегаются. Злоумышленника выталкивают за кулисы).

Ведущий 1. А куда же повели этого злоумышленника?
Ведущий 2. Давайте посмотрим.

Инсценировка рассказа “Злоумышленник”.

Следователь. Денис Григорьев. Два солдата. Музыка П.И. Чайковского.

Ведущий 1. Еще в детстве у Антоши были прекрасные актерские способности, и он постоянно изображал кого-нибудь: зубного врача, важного чиновника, танцующего на балу, городничего на параде.
Ведущий 2. А как-то загримировался, оделся нищим, написал письмо и пошел с ним к дяде. Дядя не узнал племянника, прочел письмо, разжалобился и подал ему милостыню.
Ведущий 1. Но лучше всего изображал зубного врача. В несколько минут совсем преображался, раскладывал на столе инструменты и ждал пациентов. В передней раздавались стоны, и появлялся первый пациент – брат Александр.
Ведущий 2. Антоша вооружался щипцами для углей и с самым серьезным видом долго вытаскивал зуб. Все это он разыгрывал так забавно, что все покатывались со смеху.

Инсценировка отрывка из рассказа “Лошадиная фамилия” (Музыка П.И. Чайковского).

Ведущий 1. Многие рассказы Чехова гениально исполняет актер Игорь Ильинский. Предлагаем всем вместе послушать в его исполнении рассказ “Смерть чиновника”.
Ведущий 2. Вот так – стремительно, с тонким юмором и трепетной любовью к человеку, с жалостью и пониманием его слабостей и пороков, его душевной красоты и морального уродства пришел в русскую литературу и в жизнь каждого, кто любит книгу, Антон Павлович Чехов.
Ведущий 1. Перед началом вечера мы раздали вам некоторые из высказываний и афоризмов Антона Павловича Чехова.
Ведущий 2. Посмотрите и зачитайте, какой афоризм, с вашей точки зрения, показался вам самым ярким и интересным? (Ответы учащихся).

- В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и мысли. Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай.
- За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье.
- Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!
- Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни.
- Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.
- Грязная муха может опачкать всю стену, а маленький грязненький поступочек может испортить все дело.
- Чужими грехами свят не будешь.
- Равнодушие – это паралич души.
- Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец.
- Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.
- Умный любит учиться, а дурак – учить.
- Искусство писать – это искусство сокращать.
- Леса учат человека понимать прекрасное.
- Искусство дает крылья и унос.

Ведущий 1. А знаете ли вы, что первый чеховский афоризм появился в журнале “Стрекоза”.

Ведущий 2. Его до сих пор цитируют во всех случаях, когда надо обозначить “точную меру невежества”. “Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда”.
Ведущий 1. Афоризмы Чехова отражают мудрость, блистательный ум и изящество речи писателя, его писательский талант.

(Музыка П.И. Чайковского).

Ведущий 2. Многие рассказы Чехова – это бытовые картинки, как будто подсмотренные писателем со стороны.
Ведущий 1. Мы хотим представить вам рассказ “Злой мальчик” как одну из таких картинок.

(Исполнение рассказа “Злой мальчик”. Музыка П.И. Чайковского).

Ведущий 2. Чехов писал юмористические рассказы, над которыми читатели захлебывались от смеха.
Человек с портфелем. Вот именно!
Ведущий 1. Что вы говорите?
Человек с портфелем. Я сказал...
Ведущий 2. Вы тоже, может быть, хотите выступить?
Человек с портфелем. Нет, я не на службе. Лучше я послушаю вас.

(Инсценировка рассказа “Жених и папенька”).

Человек с портфелем. Но это же о нас с вами! Он смеется над нами?!
Ведущий 1. Нет, он любит нас. Он сочувствует нам.
Ведущий 2. Максим Горький писал Чехову: “Огромное вы делаете дело вашими маленькими рассказиками – возбуждая в людях отвращение к этой сонной полумертвой жизни – черт бы ее побрал”.
Ведущий 1. А Лев Толстой говорил Чехову: “Я вас читаю как Пушкина. Да вы, можно сказать, Пушкин в прозе. А все-таки пьес ваших я терпеть не могу. Шекспир скверно писал, а вы еще хуже!”
Ведущий 2. Великий Толстой в этом случае оказался неправ. Прошло 100 лет как нет Толстого и Чехова, а пьесы Чехова идут в театрах нашей страны и за рубежом: “Дядя Ваня”, “Чайка”, “Иванов”, “Три сестры”, “Вишневый сад”.
Ведущий 1. Высаживая как-то розы возле своего домика в Мелихове Антон Павлович спросил у сестры Марии Павловны: “Почему, какой сорт роз я ни посажу, получатся белые розы? – Та ответила: “Это от чистого твоего сердца”.
Ведущий 2. А разве можно было по-другому ответить человеку, который за свою недолгую жизнь подарил России десятки шедевров. Он строил школы, помогал библиотекам, работа земским врачом на холере, бесплатно лечил крестьян у себя в мелиховском кабинете. А еще любил разводить сады и украшать землю.
Ведущий 1. С какой трогательной заботой наблюдал он, как в саду растут посаженные им плодовые деревья и декоративные кустарники. В одной из бесед с Горьким Антон Павлович сказал: “Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что оно может, как прекрасна была бы земля наша!”
Ведущий 2. Уже будучи больным, он как-то сказал в беседе с Буниным: “Читать меня будут семь лет. Потом забудут. А жить мне, должно быть, еще меньше – шесть”.
Ведущий 1. Он многое предвидел, многое предугадал. Но на сей раз ошибся.
Ведущий 2. Он прожил не шесть лет, а только два года и семь месяцев.
Ведущий 1. А читать его будут, пока сохранится русская речь.
Ведущий 2. Сегодня Антон Павлович Чехов еще и один из тех писателей, кто привлекает пристальное внимание кинорежиссеров и балетмейстеров.
Ведущий 1. Предлагаем вашему вниманию небольшой отрывок из фильма “Анна на шее”, снятый по одноименному рассказу Чехова.
Ведущий 2. Мы сознательно показали вам именно этот отрывок, чтобы вы смогли увидеть прекрасного актера, поэта, исполнителя своих песен, духовно очень связанного с Серебряным веком, – Александра Вертинского.
Ведущий 1. К сюжету этого рассказа обращались и балетмейстеры. На музыку Петра Гаврилина был поставлен балет “Анюта”.
Ведущий 2. Эту же сцену бала, что и в фильме, посмотрите в исполнении выдающейся русской балерины Екатерины Максимовой (балет “Анюта”, “Тарантелла”).
Ведущий 1. Мы не прощаемся с Антоном Павловичем, ведь его книги – каждый день с нами.
Ведущий 2. Хочется надеяться, что после сегодняшней встречи Чехов станет нам ближе, понятнее, роднее. (Музыка).

Презентацию можно получить у автора статьи.