Урок истории по теме "Культура ХХ века"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Обозначить основные векторы развития западного искусства XX века.
  • Охарактеризовать особенности культурной жизни Западной Европы и Северной Америки этого периода.
  • Определить место культуры в жизни человека. (Я в культуре и культура во мне).

Оборудование урока:

  • мультимедийный проектор,
  • демонстрационный экран,
  • компьютер учителя,
  • ноутбуки для учащихся,
  • папки с раздаточным материалом,
  • словари,
  • справочник.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя: Характеристика и периодизация культуры XX века.

II. Характеристика технических достижений XX века и их влияние на культуру.

III. Архитектура ХХ века.

IV. Литература ХХ века.

V. Кинематограф ХХ века.

VI. Музыка ХХ века.

VII. Изобразительное искусство ХХ века.

Вступление ( вступительное слов учителя)

Презентация.

(демонстрация слайда №1)

I. Западная культура XX это, фактически, культура трёх самостоятельных эпох: "прекрасной эпохи" (первых двадцати лет XX столетия); эпохи "потерянного поколения" (между двумя мировыми войнами) и послевоенного мирного пятидесятилетия.

Это культура, создавшая величайшие философские, литературные, живописные, музыкальные, архитектурные шедевры, шедевры в области киноискусства, отмеченная крупнейшими достижениями в области науки и техники.

(демонстрация слайда №2)

Сегодня на уроке мы с вами обозначим основные векторы развития западного искусства XX века; попытаемся охарактеризовать особенности культурной жизни Западной Европы и Северной Америки этого периода; определим место культуры в жизни человека. А самое главное - ответим на проблемный вопрос: как вы понимаете положение "Я в культуре и культура во мне".

II. В XX веке развитие науки и техники шло небывалыми темпами. Важнейшими достижениями, оказавшими своё влияние на культуру и мировоззрение людей современной цивилизации, оказались:

- открытие ядерной энергии

(демонстрация слайда №3)

- возникновение космонавтики

(демонстрация слайда №4)

- создание компьютеров

(демонстрация слайда № 5)

В быту:

- изобретение магнитофонов

(демонстрация слайда №6)

- изобретение телевидения, огромного количества бытовой техники

(демонстрация слайда №7)

- развитие транспорта и современных средств связи

(демонстрация слайда №8)

К концу XX века человечеству удалось понять, что оно породило такие силы, которые могут грозить гибелью всему человечеству.

- экологические проблемы

(демонстрация слайда №9)

- техногенные катастрофы

III. На архитектуре XX века сказались последствия НТР и появление новых строительных материалов, таких как железобетон, так же демографическая проблема и урбанизация. Появилась необходимость строить быстро и дешево. Много и прочно.

Так в XX веке появляется стиль эклектизм. Его отличительными чертами является множество кривых линий и нагромождение декоративных элементов. Основной материал для строительства - железо. Главными выразителями этого стиля были Гектар Гимар во Франции и Антонио Гауди в Испании.

Шедеврами этого стиля считаются дом №14 по улице Ляфонтен в Париже (архитектор Гимар) и проект жилого комплекса "Касса Мила" в Барселоне (архитектор Гауди)

(демонстрация слайда №10)

Следующим архитектурным стилем стал функционализм. Его строительными материалами стал бетон и железобетон. Ведущими представителями функционализма в XX веке был Ле Корбюзье, блестяще заметивший демографическую проблему и создавший урбанистическую теорию строительства, смысл которой - строительство многоэтажных домов с простыми крышами, где должны были разводить сады, чтобы даже в городах-мегаполисах человек жил в содружестве с природой. Эти идеи легли в основу реконструкции центра Парижа (слайд).

(демонстрация слайда №11)

Среди американских архитекторов можно выделить: Райта, Ямасаки, Фуллера

(демонстрация слайда №12)

Именно к архитекторам XX века можно отнести знаменитые слова Д.Бернини: "Наибольшей похвалы заслуживает архитектор, который умеет соединить в постройке красоту с удобством для жизни"

(демонстрация слайда №13)

IV. Литература. В начале XX века в литературе появляется новый стиль - психологический реализм. Наиболее яркими представителями его представителями были:

У. Фолкнер в центре внимания их творчества - личность, её судьба в меняющемся

Э. Хемингуэй мире, поиск ею смысла жизни. Их герои, как правило - человек ищу-

Г. Бёлль щий, стремящийся к счастью для других, к любви. Главная его побе-

С. Цвейг да - это победа над самим собой.

Героя можно убить, но нельзя победить!

(демонстрация слайда №14)

Интеллектуальный реализм - представители этого направления в различных жанрах показывают, что мир не только губит человеческое в человеке, но и создается им на антигуманной основе.

Его представители: Б.Шоу, Г.Уэллс, К. Чапек, Б. Брехт. Особенно ярко эта мысль выступает в произведениях антивоенной направленности. Э. Ремарк пишет книгу "На западном фронте без перемен" в этом стиле.

(демонстрация слайда №15)

Социалистический реализм - это направление художественного творчества активно поддерживалось в СССР, Китае, странах восточной Европы. У его истоков стоял наш соотечественник М.Горький. В западной Европе представителями этого направления в литературе были: Р.Ролан, Г.Лорка, П.Неруда. Они ввели в литературу образ масс, охваченной единой идеей, способных как разрушать, так и созидать мир.

(демонстрация слайда №16)

Экзистенционализм. Его представители Сартр, А. Камю, рассматривали личность, как абсолютную ценность. Идеи экзистенционализма стали основой культуры молодёжного бунта последней трети XX века.

Жанр "социальной антиутопии". Представители О.Хаксли, Г.Уэллс, Дж.Лондон, Е.Замятин обращались к теме будущего - создавали романы-предостережения.

(демонстрация слайда №17)

Экспрессионизм - заключены идеи бессмысленности понимания мира.

Ф.Кафка показывает мир, где за повседневной рутиной жизни действуют обезличенные враждебные человеку силы, прослеживается человеческое одиночество.

Элемент самостоятельной работы учащихся с текстом (раздаточный материал см. Приложение)

Давайте найдем в тексте подтверждение тому, что творчество Кафки прослеживается субстанциональная гипотеза постоянного наличия жизни и смерти во вселенной.

Текст для самостоятельной работы

Текст 1

Мастерство Ф. Кафки состоит в том, что он заставляет читателя перечитывать свои произведения. Развязки его сюжетов подсказывают объяснение, но оно не обнаруживается сразу, для его обоснования произведение должно быть перечитано под иным углом зрения. Иногда существует возможность двойного толкования, поэтому появляется необходимость двойного прочтения. Именно этого и добивается автор. Но напрасно пытаться все внимание концентрировать на деталях. Символ всегда обнаруживается в целом, и при точном разборе произведения возможно воссоздать лишь общее движение, не допуская буквальности. Впрочем, нет ничего более трудного для понимания, чем символическое произведение. Символ всегда превосходит задуманное автором. В этом отношении самый верный способ понять произведение - это начинать его чтение без заранее принятой установки, не стараясь отыскать в нем тайные течения. Для Ф. Кафки, в частности, правильным будет принять его условия и подходить к драме и роману с точки зрения их облика и формы.

А. Камю. Надежда и абсурд в творчестве Франца Кафки (Альбер Камю (1913-1960) - французский писатель, философ.

Франц Кафка (1883-1924) - австрийский писатель.

V. Кинематограф. С изобретением кинематографа в 1895 году получил распространение новый вид творчества - киноискусство. Пригород Лос-Анжелеса "Голливуд" - приобрёл репутацию мировой "фабрики грёз".

В 1933 году в США был снят первый звуковой и цветной фильм

(демонстрация слайда №18)

Невероятного успеха достиг У.Дисней. Его мультфильм "Белоснежка и семь гномов" (1937 г.) принёс ему мировую известность.

Из российских киностудий наиболее знаменитыми в XX веке были "Мосфильм", "Ленфильм", "Одесская киностудия".

Элемент самостоятельной работы учащихся с текстом (раздаточный материал см. Приложение)

Давайте обратимся к тексту №3 и посмотрим, что говорил о своём творчестве знаменитый мэтр мирового кинематографа Ф.Феллини.

Текст 3

Меня спрашивают, как рождаются замыслы моих фильмов. Когда я работаю над фильмом, меня, можно сказать, осаждает множество идей. Это особая энергия - творческая; она выпущена на свободу, а дух творчества не знает дисциплины.

И в жизни, и в кинорежиссуре важно сохранять чистоту помыслов. Важно, чтобы вы были открыты жизни. Если это так, перед вами поистине безграничные возможности. Одинаково важно сохранять чистоту и оптимизм, особенно когда это нелегко.

Ф. Феллини, Ш. Чэндлер. Из книги "Я, Феллини"

Федерико Феллини (1920-1993) - итальянский кинорежиссер

VI. Музыка. Новые виды музыкального искусства второй половины XX века - джаз, блюз, рок-музыка.

(демонстрация слайда №19)

  • Выдающимися представителями этих направлений были: Луи Армстронг, Элвис Аарон Пресли, Битлз, Гленн Миллер.
  • Великими оперными тенорами были: Энрико Карузо, Лучано Паваротти.
  • Великими исполнителями классической музыки были: Святослав Рихтер, Мстислав Рострапович.

VII. Изобразительное искусство. Оно не живёт вне времени, вне общества.

А сейчас давайте обратимся к раздаточному материалу "Новые направления в искусстве начала XX века". Для закрепления полученного огромного объёма знаний вам необходимо заполнить пропуски в схеме. Справочный материал поможет вам правильно выполнить задание.

Элемент самостоятельной работы учащихся с таблицей (раздаточный материал см. Приложение)

Я предлагаю вам заполнить таблицу "Развитие культуры. Новые направления в изобразительном искусстве начала XXв". В ваших материалах для самостоятельной работы даны основные направления в изобразительном искусстве ХХ века. Каждое определение, которое вы должны будете записать, я продемонстрирую слайдами на экране.

(демонстрация слайдов №20-26)

(ученики самостоятельно заполняют таблицу)

А теперь давайте немножко отдохнём, закроем глаза. Перед вами за это короткое время промчалось целое культурное столетие. Давайте подумаем и попытаемся ответить на вопрос: "Что же такое культура, и что значит быть культурным человеком?"

Ученики отвечают на поставленный учителем вопрос.

Каждый человек по-разному видит и чувствует этот мир. Давайте ещё раз обратимся к слайдам. Перед вами знаменитое полотно Каземира Малевича "Чёрный квадрат", которое считается вершиной авангардного искусства и воплощением XX века.

(демонстрация слайда №27)

Если это воплощение XX века, то, что же хотел сказать Малевич? Давайте подумаем и вспомним события XX века, которые могли бы олицетворять "Чёрный квадрат". Я предлагаю вам разделиться на группы и ответить на этот вопрос.

(Учащиеся разбиваются на 2 группы и предлагают свои варианты ответов)

Предполагаемые ответы учащихся:

- революции ХХ века;

- 1 и 2 Мировые войны;

- взрыв ядерной бомбы;

- холодная война;

- Холокост;

- массовые репрессии в СССР;

- появление глобальных проблем;

- техногенные катастрофы и т. д.

Учитель: Мало кто знает, что, как надежду на возможное счастье и радость человечества, Малевич написал полотно "Красный квадрат". Подумайте, какие события мировой истории мог-бы символизировать он?

(демонстрация слайда №28)

Предполагаемые ответы учащихся:

- полёт человека в космос?

- победа над фашистами

- окончание холодной войны

Учитель: А теперь каждой из групп предлагаю нарисовать квадрат своего цвета и объяснить, какие события в истории и культуре ХХ века символизирует их квадрат.

Ответы учащихся с пояснениями тех событий, которые они отнесли к цвету своего квадрата.

Люди по-разному выражают своё отношение к происходящему. Малевич - лаконично, одной геометрической фигурой, а можно выразить всё так масштабно, как у Ильи Глазунова на картине "Мистерия XX в."

(демонстрация слайда №29)

Кого вы узнали на этом полотне, каких политических деятелей?

- Скажите, ребята, а какое событие произошло в жизни вашей семьи в 1993 году?

Ваше появление на свет, это всегда счастье, всегда радость для близких людей, для вашей семьи.

Вы родились в конце 20 века, сейчас живёте в 21 веке, поэтому несёте в себе великую миссию - быть проводниками культуры из века минувшего в век настоящий.

Вы живёте на Кубани. Кубань - это казачий край, вы часто видите казаков, Кубанский казачий хор выступает на народных гуляниях и праздниках, ваши бабушки и дедушки бережно сохранили традиции казачьей песни и передали их вам, а вам предстоит передать культуру своим детям.

Представьте себе, что, если бы вам предстояло написать такой масштабный коллаж, как у И.Глазунова, что бы вы выбрали из услышанного на этом уроке и узнанного ранее и передали бы в наследство своим детям?

Учащимся предлагается (работа с компьютером) составить собственные коллаж из предложенных слайдов, использованных на уроке.

В заключении для тех, кто заинтересовался культурой XX века, мне бы хотелось порекомендовать литературу, с помощью которой вы сможете более подробно познакомится с шедеврами мировой культуры XX в. Список литературы предоставлен в ваших конспектах и на слайде.

Приложение.

Список рекомендуемой литературы по культуре XX века.

  1. "Малая история искусств" (искусство XX века) М., 1991
  2. На грани тысячелетий М, 1994
  3. Культурология, под ред.Г.В. Драча, Ростов-на-Дону, Феникс,1996 г.
  4. В.И. Добрынина Актуальные проблемы культуры XX века, М., Знание, 1993 г.
  5. Вадим Руднев "Словарь культуры XX века"
  6. Теория и история мировой и отечественной культуры.//Под ред. Сапрыкина. - М., 1995.
  7. Постмодернизм и культура М., 1991.
  8. Культурология. ХХ век. Антология М., 1995.

Глоссарий урока.

  • урбанизация -
  • гипотеза -
  • субстанция -