Родительское собрание "Трудности воспитания. Подросток и агрессия"

Разделы: Начальная школа


Современные подростки проходят своё становление в очень сложных условиях исчезновения старых, привычных нам, взрослым, ценностей и формирования новых социальных отношений. Подростки пытаются самоутвердиться, избавиться от неуверенности в своих силах, утвердиться в обществе своих сверстников, доказать более взрослым людям своё право на существование. И, если получить признание в социуме не получается, подросток вступает в конфликт с этим обществом, с близкими людьми, а подчас и с законом.

Как оградить своего ребенка от несправедливости окружающего мира, от порочных связей, “нехороших” знакомств? Этот вопрос ставят перед собой многие родители, и почти каждый родитель находит быстрый ответ: надо воспитывать детей так, чтобы они умели вести себя в обществе.

Никто не станет спорить с тем, что основные представления о мире, о нравственно-этических нормах, отношение к другим людям формируется в семье под влиянием той атмосферы, которая царит в родном гнезде. Многие родительские проблемы (частые ссоры в семье, разводы, увольнение с работы, болезни родственников, нехватка денег...) тяжким бременем ложатся на хрупкие плечи детей. И чем старше ребёнок, тем сильнее реакция на то, что в его семье происходит. Не только малышу, но и подростку необходимо чувствовать себя защищенным в семье.

Поведение родителей должно вселять в детские души веру в защищенность и надёжность семейных отношений. Даже повзрослевший ребенок нуждается в нашей любви, тем более тогда, когда он, на наш взгляд, её меньше всего заслуживает. Родителей часто раздражают непонятные капризы детей, беспричинные слёзы или необоснованные обиды из-за пустякового, на взгляд родителей, замечания. Детям нужны не поучения, а примеры. Невозможно вырастить самодостаточную личность в семье, где никто и никогда не прислушивается к мнению ребенка, который вынужден скрывать свои эмоции, чтобы не вызвать раздражение и недовольство со стороны родителей. Такая ситуация оставляет глубокий след в душе подростка. Дух противоречия и непослушания, который живет в каждой из нас, может проявиться в виде агрессивности, направленной не только на “доставших уже” родителей, но и на весь окружающий мир. Агрессивные черты характера могут развиться у подростка вследствие защитной реакции, для внутренней самообороны.

“Не заставляйте детей ронять слёзы слишком часто, иначе им нечего будет уронить над твоей могилой” – Пифагор.

Общение с ребенком должно проходить в спокойной обстановке, без резких выражений и тем более без применения силы. Главное в воспитании -это развитие личности ребенка, а не делание из него “управляемого болванчика”.

Времена меняются, меняются и нравы людей. И сегодня воспитательные задачи семьи и общества изменились основательно, неизмеримо выросли требования к личности. Отличительной чертой семейного воспитания является “ярко выраженная эмоциональная форма отношений между родителями и детьми, в их любви друг другу”. Хотя, зачастую бездумная родительская любовь становится причиной проявления “синдрома избалованного ребёнка”. Родители, балующие своих детей без меры, способствуют развитию таких черт характера как безволие, неблагодарность, эгоизм. Нельзя повиноваться любой прихоти малыша, а потом требовать от него, уже повзрослевшего, терпения, повиновения и самостоятельности.

Так вырастить из него самостоятельного человека не получится. Многие опрошенные социологами подростки из так называемых “групп риска” (склонные к суициду, имеющие наркотическую зависимость, нестандартную ориентацию) говорили о том, что ни в чем не знали отказа. Их родители скорее не воспитывали, а финансировали.

Слишком заботливые родители вселили в них чувство неуверенности в своих силах. В менее обеспеченных семьях ситуация складывается несколько иная: родители живут ради детей, отказывая себе во всём. Но не получив ожидаемого сетуют: “Мы делаем для тебя всё, а ты ...” Ситуация разная, а результат воспитания – один.

И ответной реакцией со стороны подростка является агрессия. Родительская реакция в таких случаях однозначна – это непонимание детского поведения, растерянность, тревога.

Взрослым необходимо знать и помнить о том, что не всякое проявление агрессии разрушительно. Часто это проявляется как настойчивость в достижении цели, как самоутверждение, что всегда способствует приобретению опыта, развитию познавательных способностей ребенка. Но бывает и разрушительная агрессия, которая перерастает в ненависть и ярость. И приносит окружающим страдания.

Избежать подростковой агрессивности можно, оградив детей от чрезмерных переживаний, различного рода стрессов, негативных эмоций. Значительно проще предотвратить проявления разрушительного поведения, чем позже бороться с агрессией подростка, как свойством характера.

Родителям необходимо помнить, о том, что ребёнка в определенных случаях необходимо ограничивать в его желаниях. За рубежом существует целая социальная программа под названием: “Спасибо-нет!” благодаря этой программе подростки учатся говорить “нет” многим вещам (наркотикам, курению, алкоголю). Ребёнок обязан учиться справляться со своими переживаниями, при этом, он должен чувствовать поддержку семьи.

Огромный информационный поток, который льётся на ребенка с экрана телевизора, из Интернета, со стороны “более продвинутых” сверстников не всегда адекватно им воспринимается. Многие родители, старясь развивать своего ребенка как можно быстрее, буквально насильно заставляют его заниматься на всевозможных курсах, изучать несколько иностранных языков, заниматься в спортивных секциях и нанимают педагогов. Прибавив к этому школьную нагрузку, мы можем представить себе тот эмоциональный фон, который сопровождает такой важный период становления подростка. Здесь важно не перегружать психику ребёнка, не вызывать у него эмоциональное напряжение, агрессивность. Не закрывать глаза на первые признаки обмана. Больше времени проводить с ребенком, не смотря на занятость и усталость.