Комплекс методических приемов работы учителя по использованию поисково-исследовательского метода в работе с научно-познавательными и художественными текстами (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа


В настоящее время школа является важнейшим фактором ускорения социально-экономического развития страны. Задача не исчерпывается формированием знаний - школа призвана научить школьников творчески мыслить и действовать так, как этого требует общество.

Проблема формирования познавательного интереса младших школьников при работе с научно-популярной и художественной литературой в настоящее время является актуальной. В ходе своей педагогической деятельности я не просто внедряю в учебный процесс проблемные вопросы, ситуации, а стремлюсь изменить методы обучения: от репродуктивных перешла к продуктивным творческим методам, большую роль отвожу познавательной и исследовательской деятельности.

В своей работе я опиралась на следующие ведущие положения активизации детского чтения:

  • чтение представляет собой вид познавательной деятельности, который направлен на самообразование, развитие и воспитание учащихся;

  • активизация чтения учащимися научно-популярной литературы о природе предусматривает методическую систему, обеспечивающую условия для развития познавательного интереса, выработку умений самостоятельной работы с книгой, применение на практике знаний, полученных при чтении такой литературы.

Моя методическая система включала:

  1. Выбор учебных тем, который определялся наличием соответствующей по содержанию широко распространенной дополнительной литературы о природе и местом в планировании таким образом, чтобы эта литература в течение учебного года использовалась более или менее регулярно.
  2. Охват разных форм организации учебной деятельности учащихся.
  3. Преднамеренное включение в учебный процесс методических приемов и методов, обеспечивающих стремление ребенка к чтению книг о природе.
  4. Проведение исследовательской работы в детском объединении «Маленькие принцы».
  5. Создание проблемных ситуаций на уроке при восприятии научно-познавательных и художественных текстов.

При выборе литературы о природе для дополнительного чтения учитывались следующие факторы:

  • связь с содержанием программы по природоведению, что обеспечивало возможность оперировать дополнительной информацией непосредственно на уроках;

  • возможности использования этой информации для раскрытия причинно-следственных, в том числе и экологических связей;

  • показ практического использования данной научной информации человеком;
  • возможности применения этих сведений в непосредственной практической
    деятельности ребенка;

  • доступность изложения научных сведений и языка произведений данному возрасту
    учащихся.

Сущностной характеристикой методической системы является побуждение детей к деятельности, направленной на овладение новыми умениями, и реализация ее в школьной практике посредством специальных приемов, несущих в себе противоречие, проблему, ставящих ребенка в позицию субъекта деятельности. Последние вызывают в ученике активный поиск путей решения проблем, удовлетворения возникшего интереса в нашем конкретном случае в чтении научно-популярной и научно-художественной литературы.

Начиная с первого класса, в своей работе мною используются специальные игры и занятия, которые позволяют активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогают осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

С первого класса на уроках окружающего мира применяем частично-поисковый метод. На уроках выполнялись задания на овладение общелогическими умениями: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. С игры «Угадай, о чём спорили» мы начинали свои первые исследовательские шаги в первом классе. Прошу ученика выйти к доске и прочитать вопрос с карточки про себя. На карточке написано: «Какой окрас у зайца летом?». Ученик отвечает: «Летом серый, зимой белый». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос. Прежде чем выполнять это задание, договариваемся с отвечающими детьми, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

Первый этап - это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования. Вместе с детьми мы рассматриваем и выясняем то, откуда можно получить информацию: можно задать вопрос самому себе, спросить у взрослого, посмотреть в книгах, понаблюдать и т.д.

Далее проводился урок-тренинг - второй этап, на котором дети учились тому, как надо обработать собранную информацию. Было предложено собрать и обработать материал о рыси.

I этап - подготовительный.

Вместе с учащимися поставили цель, затем мотивацию подкрепили в круге взаимодействия (встали в круг, взялись за руки), где каждый ребенок почувствовал поддержку, доброе отношение к нему.

II этап - основной.

Перед тем как приступить к выполнению задания вспомнили и проговорили «правила работы», которые помогут организовать диалог. Каждый ученик получил карточку с заданием. В задании вопрос и три варианта ответа. Как можно обработать полученную информацию о рыси? Даны три варианта ответа: а) создать рисованный фильм; б) написать мини-сочинение; в) собрать материал из книг, журналов и оформить в альбом. Далее шла самостоятельная работа.

На этапе принятия собственного решения ученики рассмотрели в паре все три варианта ответов, сравнивая, сопоставляя их. Каждый сделал свой выбор и дал объяснение этого выбора товарищу.

Таким образом, работа в парах потребовала от каждого ученика активной речевой деятельности, развивала умение слышать и слушать. Были выслушаны все мнения учащихся.

III этап - экспертная оценка.

После обсуждения учителем были озвучены верные варианты выбора.

Самооценка:

  • Внимательно ли ты слушал товарища?
  • Если нет, то почему?
  • Что получилось, что было трудно?
  • Что нужно сделать, чтобы работа была успешной? Итоги были подведены в круге взаимодействия.

И только определив всю последовательность работы, начинали собирать материал. Конечно, на первых порах посильную помощь оказывали родители, которым тоже была объяснена цель исследования, её результативность. Все собранные сведения были проанализированы, и по ним дети сделали сообщение на уроке. Дети-слушатели задавали вопросы. На данном этапе учитель выступил в роли консультанта-помощника.

Со второго класса ученики стали знакомиться с теоретическими понятиями (третий этап), например, что такое снег, дождь. Давались индивидуальные задания - нарисовать жука или как растёт чай. После выполнения задания вывешивались все рисунки на доску и задавались вопросы:

- Задание было у всех одинаковое?

  • Почему же по-разному представлено: чай растёт на земле, на дереве или просто повис в воздухе?
  • А как же на самом деле?
  • А где узнать?
  • Какие источники информации можно использовать?

Далее шла работа с источниками, т.е. шло исследование (четвёртый этап). На этом этапе дети получили информацию, знания и рисовали новые рисунки. После проведенных исследований каждая группа сделала сообщение и показала один (новый) рисунок. На данном этапе сделан вывод: знания влияют на то, как мы представляем (видим) окружающий мир.

Со второго класса работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы.

Для развития у учащихся моего класса умений и навыков исследовательского поведения я также использую упражнение «Неоконченный рассказ». Читаю детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья...». Предлагаю продолжить рассказ. Но сделать это надо было несколькими способами. Например, представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению первого снега? Ниже приведены примеры ответов детей.

«...Всё усыпано снегом. Он очень липкий. Большие красивые хлопья снега мягко падают на землю. Очень красиво, когда всё кругом белое и спокойное. Ребята лепят снеговика. Скоро снег будет лежать повсюду и станет холодно.» (Аня М.).

Затем задание - представить, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или ворона, сидящая на дереве, мэр города.

«...Кар, кар, кар... Что за время наступает?! Что делать-то теперь?! Детям хорошо, они теперь играть, кататься будут. А мы будем и холодные, и голодные. Радоваться не буду.» (Ксюша Щ.)

Аналогичных рассказов множество и, используя их сюжеты, дети учатся смотреть на одни и те же явления с разных точек зрения (составляются тексты разной стилистической направленности). Далее задания модифицируются. Например, продолжить данный текст (чуть сократить, но так, чтобы он был похож):

  • на предупреждение ГИБДД водителям;
  • на рассказ другу о погоде в другом городе;
  • на прогноз погоды;
  • на изучение причин похолодания.

Очень важно для полноценного восприятия художественного произведения и для развития эстетических и нравственных представлений ребёнка его литературное творчество на уроке и дома. Задание - сочинить стихотворение по рифмам: гуляю-наблюдаю, распускаются-плескаются. Я не ставлю задачу научить писать стихи всех детей, но призываю их попытаться создать своё лирическое произведение, выразить свои чувства и «изобразить» словами картины, которые когда-то увидели, которые потрясли воображение.

Как удивительна природа!

Рано утром на рассвете
По лесочку я гуляю.
Я смотрю и наблюдаю:
Как бутоны распускаются,
Как воробьи в ручье плескаются.
Ерунова Настя, 3 а класс

Из урока в урок степень самостоятельности ученика-читателя увеличивается. Детям даётся задание сочинить сказку с использованием пословицы: «Был бы лес, будет и леший». «Воробей на кровлю, а сова на ловлю». «А бывало и коза волка съедала».

Лучшие работы помещаются в классной книге «Проба пера». Детям такие задания очень нравятся, и они их с большим желанием выполняют. Наблюдая за явлениями в природе, в нашей книге «Пробы пера» появляются детские рассказы.

Готовясь к урокам свободного чтения, до знакомства с произведением, где речь идёт о зайце, в классном уголке, в рубрике «Школа юного детектива» появляется объявление следующего содержания: «Разыскивается особо опасный преступник!!! Он умеет смотреть в разные стороны и даже назад. Спасаясь от погони, он особенно глядит назад: далеко ли враг? И нередко при этом оказывается добычей другого врага оказавшегося впереди».

  1. О ком идёт речь?
  2. Какое преступление совершил?

Учащиеся класса являются членами детского объединения «Маленькие принцы». В течение нескольких лет принимают активное участие в городской акции «Спасем пернатых», объявленной эколого-биологическим центром города, и участниками городской викторины «Наши пернатые друзья».

- Готовимся к городской викторине «Наши пернатые друзья». Узнаём птицу года.
«Разыскивается пернатая особа!

Особые приметы:

Ростом меньше воробья, но разодета, как франт. Голова и крылья зелёные, спина голубая, манишка красноватая. Щёки жёлтые с чёрной каёмочкой. О ком идёт речь?»

- В период подготовки к классному мероприятию группа ребят, ответственная за
викторину, обновляет рубрику.

«Вниманию любителей животных!

Мы разыскиваем друга человека, но, видимо, человек этого друга обидел.

Приметы: окрас разный, бывает кудрявой, гладкошёрстной. Уши висят. В данное время из домашней превратилась в бездомную».

Другая группа ребят составляет такое объявление-загадку.

«Внимание! Разыскивается особо опасный преступник. У него очень скверная репутация.

Его приметы: окрас серый, он хищник, любит обманывать тех, кто его слабее. Он совершил преступление против трёх братьев. Может водить дружбу с лисой».

Эта загадка была предназначена для тех, кто очень хотел сыграть эту роль в новогоднем спектакле.

Лирические стихи отражают не события, а душевное состояние поэта, поэтому, работая над «поэтическими тетрадями», особое внимание уделяю определению детьми этого состояния.

Анализируя стихи С. Есенина «Пороша» и «Черёмуха», учениками были выполнены цветограммы для более глубокого понимания текста. В цветограммах каждый цвет отразил то настроение, которое ими было прочувствовано.

Используя методику Лутошкина А.Н. о цветовосприятии, было выделено семь цветов и определено соответствие определённому настроению:

Анализируя цветограммы учеников, можно сделать вывод, что настроение, которое передал в своих стихах С.Есенин правильно, почти точно передало большинство. Цветограммы получились светлые, яркие, весёлые.

Также при чтении лирических стихотворений применяю приём словесного рисования.

- Какую картину ты себе представляешь?

При изучении стихотворения А.Фета о летнем вечере даётся задание:

- Представь себе, что ты ветер, и попробуй полетать над теми местами, которые
описывает поэт. Что ты видишь, слышишь? А что чувствуешь?

Далее учащимся предлагается прослушать или прочитать научно-популярный текст про вечер и закат. Проводим сравнение художественного и научно-популярного текста.

При изучении стихотворения С.Есенина предлагаю ответить на вопросы:

- Какая картинка тебе видится, когда читаешь стихотворение? Время года, суток, погода.

Этот приём позволяет детям воссоздать в воображении картину жизни, описанную автором, проникнуть в эмоциональную тональность произведения. Приём словесного рисования несёт в себе большой развивающий и воспитывающий потенциал.

На уроках литературного чтения дети много рисуют, чаще всего непосредственно во время чтения произведения учителем и особенно при повторном чтении, когда идёт более осознанное вслушивание и уточнение первоначального восприятия. Учащимся дается задание: прослушав научно-популярный текст о море, нарисовать его, а затем нарисовать море, прочитав художественный текст. Сравнить рисунки и объяснить, почему они отличаются, определить, что повлияло на разницу подбора художественных средств.

Цель данной работы — убедиться в том, что, прослушав, прочитав и нарисовав рисунок, у детей активизируется внимание на восприятие научно-популярного и художественного текстов.

Работая над рассказом И.С.Соколова-Микитова «Медведко», детям было дано задание нарисовать самый яркий эпизод из произведения.

Затем рисунки были вывешены на доску, и по ним дети легко воспроизвели весь рассказ.

Во втором классе ученики класса были участниками проектно-исследовательской работы «Я садовником родился». Урок свободного чтения по сказке Г.Х.Андерсена «Цветы для Иды», дал старт нашей работе. Андерсен в сказке описал бал цветов. Работая над сказкой, было решено, как можно больше узнать о декоративных и полевых цветах. Собранный материал оформлялся в блокноты. По итогам работы были подготовлены компьютерные презентации.

Мной систематизированы приемы развития у младших школьников интереса к чтению научно-популярной и научно-художественной литературы о природе. Рассмотрим три основных направления и соответствующие этим направлениям виды.

1. Приемы привлечения внимания ребёнка к научно-познавательным текстам:

Прямое задание читать ту или иную книгу, рекомендательные списки книг, в том числе и книг о природе, выставки книг, читательские конференции, беседы о книгах, выступления старшеклассников перед младшими школьниками, встречи с авторами книг, викторины и олимпиады, вечера занимательной науки и техники, сочетание рекомендации читать ту или иную книгу с дополнительным заданием: составить план, выписать цитаты о том-то, выписать непонятные слова, пояснить текст рисунком и т.д. использование на уроках занимательных материалов - загадок, кроссвордов, игр, пословиц, поговорок, как условие ознакомления детей с этим типом научно-популярных произведений написание сочинений подготовка к урокам чтения, природоведения докладов, сообщений.

2. Создание проблемной ситуации, побуждающей учащихся читать научно-познавательные и художественные тексты о природе.

Приемы: работа с названием книги, выявление в ней загадочности, проблемы, чтение эпиграфа и попытка через него определить основное содержание книги с последующим сравнением того, о чем прочитали, с тем, что предложили по эпиграфу, сообщение интересных сведений об авторе, в связи с изучением обязательного учебного материала при работе с учебником, ведение наблюдений в природе, постановке опытов побуждение детей к постановке вопросов, которые учитель сознательно оставляет без ответа, а предлагает обратиться к поиску ответа в той или иной научно-популярной книге, чтение отрывков из научно-популярных и научно-художественных книг, при этом чтение отрывка заканчивается на кульминационном моменте, организация такой практической деятельности детей, для успешного осуществления которой необходимо обращение к научно-популярной литературе, применение различных форм занимательности (Приложение 1).

3. Активизация детского чтения:

  • формирование интереса к чтению книг о природе;
  • использование научно-художественной и научно-популярной и литературы о природе на уроках чтения, природы, внеклассного чтения, ИЗО;
  • беседы о содержании научно-художественных, научно-популярных книг применительно к темам уроков; рекомендация отдельных книг для обязательного и добровольного чтения;
  • чтение учителем на уроке сказок, стихов, отрывков из научно-популярных книг;
  • рассказы детей о том, что они прочитали в той или иной книге;
  • сочинения о природе, основанные на материале научно-популярной, научно-художественной литературы или как подведение итога по какой-либо теме;

  • коллективное чтение научно-популярной и научно-художественной литературы в классе учащимися;
  • коллективное составление рассказа учащимися по материалам научно-популярной литературы, доклады, рассуждения, внеклассное чтение;
  • классный час, посвященный ответам и вопросам учащихся по научно-популярной литературе;

  • игровые приемы в виде викторин, загадок, кроссвордов, конкурсов;
  • обсуждение, оценка отдельных произведений и фрагментов из научно-художественной и научно-популярной, научно-фантастической литературы, с точки зрения их научной достоверности;
  • включение чтения научно-популярных и научно-художественных книг, как обязательного чтения в домашнее задание;

  • ведение дневников или альбомов вырезок из периодики - фрагмент из научно-популярной литературы;

  • составление библиографических списков научно-популярных и научно-художественных книг по темам учебника;
  • беседа (дискуссия) по материалам научно-популярных книг;
  • использование научно-популярной и научно-художественной литературы во внеучебной деятельности: при подготовке и проведении конкурсов и викторин;
  • библиографическая работа: приобщение к работе с алфавитным каталогом, с картотеками по темам (в библиотеках есть детские, яркие, с картинками библиографические списки: что читать о животных Севера?, Что читать о природе родного края? и т.д.);

  • лекарственные растения и их применение в жизни человека, природа нашей области, растения и животные, занесенные в Красную книгу, проживающие на территории нашей области, наши любимые цветы и легенды о цветах;

  • самому написать отзыв о прочитанной книге, сказке;
  • использование иллюстраций при работе с книгой о природе;
  • анализ иллюстраций в книге для чтения, использование при первичном знакомстве со сказкой иллюстрациями с опорой на текст, сравнение иллюстраций в книге для чтения с целью выбрать такую, которая более убедительно и выразительно изображает сказочные персонажи, «воссоздание» зрительно художественного образа сказки на материале нескольких рисунков, специально предложенных ученикам, устное иллюстрирование, иллюстрирование, графическое иллюстрирование прочитанной сказки, озаглавливание иллюстраций словами из текста сказки, «защита» своего рисунка, конкурс на лучший рисунок и лучшую «защиту»;
  • домысливание сказанных событий;
  • дописать сказки по-своему, драматизация отдельных эпизодов сказки, уровни драматизации;

  • игры - творческие, игры с правилами (Приложение 2).

Применение исследовательских заданий на уроках чтения позволили сделать вывод, что у многих детей появилось положительное отношение к заданиям проблемно-исследовательского характера. Они постепенно начинают проявлять более высокую степень самостоятельности, научились задавать вопросы и находить на них ответы.

Работа над исследованием позволила выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми переживать вдохновение творчества, превратить процесс в результативную созидательную творческую работу.