Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Система заданий для работы со слабоуспевающими учащимися при изучении классификации неорганических веществ

Разделы: Преподавание химии


Тема “Классы неорганических веществ” может по праву считаться важнейшей в курсе химии 8-го класса. При ее изучении восьмиклассники знакомятся с классификацией, свойствами основных классов неорганических веществ, генетической взаимосвязью между ними, учатся решать новые для них виды упражнений. Все эти знания и умения станут “фундаментом” для последующего изучения конкретных простых и сложных веществ в 9 классе. Поэтому так важно, чтобы “Классы неорганических веществ” были усвоены даже слабоуспевающими и много пропускающими по болезни учениками.

В учебниках различных авторов данная тема может быть представлена по-разному. Однако, в соответствии с “Требованиями к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы” учащиеся должны уметь:

  • называть вещества по их химическим формулам;
  • определять принадлежность веществ к определенному классу;
  • составлять формулы веществ различных классов неорганических соединений;
  • называть свойства неорганических веществ;
  • определять продукты химических реакций по формулам исходных веществ;
  • определять исходные вещества по формулам продуктов химической реакции;
  • характеризовать химические свойства веществ различных классов неорганических соединений;
  • характеризовать свойства высших оксидов элементов (№ 1 – № 20), а также свойства соответствующих им кислот и оснований.

И все эти умения формируются в основном при изучении темы “Классы неорганических веществ”.

Если выучить определения и правила слабоуспевающие восьмиклассники в большинстве своем могут, то выполнить упражнения на основе этих знаний – проблема для очень многих таких учеников (даже при наличии разобранных на уроках аналогичных примеров). Одна из причин этого заключается в том, что, приступая к выполнению любого задания, школьники не представляют себе из каких действий “складывается” процесс решения упражнения.

Поэтому слабоуспевающим и много пропускающим по болезни ученикам нужна специальная система заданий, направленная на формирование необходимых умений с учетом тех затруднений, которые могут возникнуть у ученика.

Вышеперечисленные умения, которыми должны владеть восьмиклассники после изучения темы “Классы неорганических веществ”, можно разделить на 2 группы:

  • связанные с классификацией и номенклатурой неорганических веществ (см. выше п. 1)-3));
  • связанные со свойствами веществ разных классов (см. выше п. 4)-8)).

Изучение восьмиклассниками химических свойств основных классов неорганических соединений происходит легче, если они четко представляют себе, какие вещества относят к оксидам, кислотам, основаниям и солям, умеют по химической формуле определить принадлежность вещества к определенному классу, а по названию вещества составить его химическую формулу.

Поэтому при разработке системы заданий по данной теме необходимо в первую очередь уделить особое внимание усвоению школьниками классификации и номенклатуры неорганических веществ.

Построение системы заданий для работы со слабоуспевающими восьмиклассниками при изучении классификации и номенклатуры неорганических веществ

1 этап актуализация знаний школьников о простых и сложных веществах, подготовка к восприятию классификации сложных веществ.

Опорные знания и умения: понятия “простые и сложные вещества”.

Виды заданий: классификация веществ на простые и сложные.

Пример задания:

1.) Вспомните, какие вещества называют простыми, а какие – сложными. Из предлагаемого ниже списка веществ выпишите отдельно формулы: а) простых веществ, б) сложных веществ

GaCl3; MgSO4; Tl; Cs2CO3; Mn2O7; HNO3; O2; He; Ir2O3; RbOH; HCl; Ca;

Co(OH)2; H3PO4; V2O5; AgJ; Cs; H2SO4; GeS; UO2; F2; Sc(NO3)3; Al; Ac(OH)3

Ответ: а) простые вещества _______________________________________________________

б) сложные вещества ______________________________________________________

2 этап актуализация знаний школьников о металлах и неметаллах, систематизация знаний о классификации простых веществ.

Опорные знания и умения: понятия “металлы и неметаллы”.

Виды заданий: классификация простых веществ на металлы и неметаллы.

Пример задания:

2.) Как можно классифицировать простые вещества? (Если при ответе на этот вопрос возникли затруднения, обратитесь к Вашему учебнику) Дополните схему, конкретизировав ее примерами из задания № 1.):

3 этап формирование представлений об оксидах как об одном из классов неорганических соединений; закрепление умений называть оксиды по их формулам, а также составлять формулы оксидов по названиям.

Опорные знания и умения: валентность, составление формул бинарных соединений

Виды заданий: классификация сложных веществ на оксиды и другие сложные вещества;   составление названий оксидов по их формулам (и формул по названиям).

Примеры заданий:

3.) Из списка сложных веществ (см. задание № 1.)) выпишите отдельно формулы оксидов и назовите каждое вещество.

4.) Составьте формулы оксидов по их названиям:

а) оксид селена (VI) __________; г) оксид осмия (VIII) __________;

б) оксид лития ___________; д) оксид никеля (II) __________;

в) оксид рения (IV) __________; е) оксид алюминия __________.

5.) Назовите следующие вещества:

а) SrO ___________________________; г) K2O _____________________________;

б) TiO2 ___________________________; д) N2O3 ____________________________;

в) As2O5 __________________________; е) TeO3 ____________________________

4 этап формирование представлений об основаниях как об одном из классов неорганических веществ и умений называть основания по их формулам (и составлять формулы оснований по их названиям).

Опорные знания и умения: валентность, составление формул бинарных соединений, умение выявлять общие черты и черты различия в составе веществ.

Виды заданий: отбор формул веществ по определенному признаку (сходство в составе); составление названий оснований по их формулам (и формул по названиям).

Примеры заданий:

6.) Из списка сложных веществ (см. задание № 1.)) выпишите отдельно формулы веществ, которым соответствует общая формула Ме(ОН)n (где “n” = 1, 2 или 3; если “n” = 1, то скоб