Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказка про Илью Муромца" по программе "Школа–2100"

Разделы: Начальная школа


Цель: Обобщить и углубить знания учащихся о русских богатырях, о былинах.

Задачи урока:

  • формировать умения отвечать на поставленные вопросы учителя к тексту; находить в тексте предложения, подтверждающие высказанные мысли, умение формулировать основную мысль текста.
  • развивать умение находить в тексте предложения, слова характеризующие героя, выражать своё отношение к героям, событиям, составлять устный рассказ о герое произведения.
  • способствовать развитию интереса к чтению, обогащению словарного запаса ребёнка.
  • воспитывать чувство любви к своей Родине, своему народу, патриотизм.

Оборудование

Репродукция картины М.В. Васнецова “Богатыри”, таблицы с ключевыми словами, иллюстрации, учебник, тетрадь по чтению, диск с мультфильмом.

Ход урока.

I. Организация рабочих мест.

- Давайте подарим друг другу - лучики своих улыбок!

II. Упражнение в технике чтения

Задание 1 на странице 26, в рабочей тетради.

III. Работа над “Сказкой про Илью Муромца”

Мотивация.

На доске: старинная пограничная застава и картина М.В. Васнецова “Богатыри”

застава

- Отправляемся в путешествие по былинным дорогам русских сказок.

- О ком и о чём будем говорить сегодня, вы узнаете, вспомнив название раздела. Что можно предположить?

IV. Актуализация знаний.

Работа по картине М.В. Васнецова “Богатыри”

-Что же за герои нас встречают у заставы? Кто они?

-Кто знает их имена?

( В центре картины на вороном коне любимый народом Илья Муромец, справа - Добрыня Никитич, с мечом в руке, готовый по первому приказу ринуться в бой на защиту Родины, слева молодой и задорный Алёша Попович, у него не только лук со стрелами, но и гусли)

-А что же они здесь делают?

- Какое отношение имеет сказка к богатырям? (это особые сказки про богатырей и называются-богатырскими)

-А что означает слово - былина? (жанр устного народного творчества, их сочиняли талантливые люди, но не записывали. Слушая их исполнение, другие певцы потом исполняли по-своему).

-Кто был героями этих песен? Вернёмся на заставу.

Работа по картине.

- Рассмотрите предметы, с которыми богатыри отправляются в дозор.

Богатырские доспехи

 -Что вы видите на заднем плане картины?

-Зачем вышли в дозор богатыри?

- Какие чувства вызывает у вас эта картина? (богатыри стоят на страже русской земли).

- Какие цвета использовал художник для передачи настроения в картине? Почему?

-Кто такой Илья Муромец? Откуда он родом? (из Мурома, сейчас это Владимирская область)

Работа по иллюстрациям учебника.

- Рассмотрите иллюстрацию. Найдите на ней предметы, которые говорят о древности сказки? (одежда, причёски, посуда) - таблицы со словами.

-Где Илья? Опишите его.

V. Формирование темы и цели урока.

-Цель нашего урока - вспомнить, всё, что узнали об этой сказке, составить словесный портрет Ильи Муромца.

-Итак, проверим, как вы поработали с текстом сказки дома.

-Найдите в сказке отрывки, которые можно озаглавить так:

  1. Горе стариков.
  2. Волшебная вода странников.
  3. Наказ странников.
  4. Шутка Ильи.
  5. Помощь Ильи защитникам Чернигова.

Пересказ.

-У нас получился план сказки. Перескажите сказку.(1-2 человека)

_Для продолжения пути надо набраться сил о отдохнуть.

Физкультминутка.

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо!
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо - всё выше, выше!

VI. Беседа о жанре произведения.

-Вот мы и добрались до долины вопросов.

-Какое по жанру произведение мы прочитали? (сказку)

-Назовите в ней сказочные приметы (начало сказки, хорошая концовка, троекратный повтор, волшебная вода дающая силу. Наличие архаизмов).

-Приведите примеры слов архаизмов

-Кто герой этой сказки? (Илья Муромец)

-Всё ли узнали об Илье Муромце? (нет)

-О чём же рассказывает отрывок, помещённый в учебнике? (как Илья стал богатырём)

-В каких словах выражена главная мысль сказки? (есть ещё на Руси, кому постоять за землю Русскую)

-Почему эта сказка относится к богатырским сказкам?

VII. Составление устного рассказа о богатыре Илье Муромце

-Мы побывали в долине вопросов и теперь отправляемся к богатырскому холму.

-Ваша задача:

-Составить устный рассказ о богатыре Илье Муромце

а) Отметьте в учебнике отрывки, в которых описан Илья Муромец, его поступки.

б) Выбрать в тетради слова, описывающие внешний вид Ильи Муромца.

в) Определите последовательность своего рассказа.

Устный рассказ учащихся 1-2 ученика.

VIII. Просмотр отрывка мультфильма

- Посмотрите отрывок из мультфильма об Илье Муромце и сравните его образ с вашим.

Сравнение словесного портрета с визуальным.

IX. Итог.

Подведем итог нашего пути.

-Что в сказке правдиво? Что вымышлено?

- Почему эта сказка прошла такой длинный путь и не умерла, не исчезла?

- Сказка о героях и вы тоже можете стать защитниками своей Родины. Защищать её от врагов и быть верными сынами своей земли.

X. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.