Тема урока "Дары Старого и Нового Света, или Гости из дальних стран"

Разделы: Биология


Цель: познакомить учащихся с многообразием, происхождением, биологическими особенностями и хозяйственным значением покрытосеменных растений.

Ход урока

1. Орг. Момент

2. Актуализация темы

Учитель. Ребята! Сегодня у нас необычный урок, который бы хотелось начать с таких вопросов:

– Есть ли у вас любимое растение?

– А знаете ли вы откуда оно родом?

-Какое растение является самым высоким в мире травянистым растением?

– Что такое золотое яблоко?

В мире покрытосеменных растений много культурных, декоративных, растений из которых человек получает ткани, бумагу, растений, которые украшают жильё человека. Эти растения возделывают во многих странах и на разных континентов. Каждое из этих растений имеет свою историческую родину – центр происхождения. Кем были открыты центры происхождения? (Н.И. Вавиловым). Сегодня мы с вами познакомимся с гостями из дальних стран или растениями Старого и Нового Света.

3. Изучение нового материала.

Урок посвящён очень вкусным растениям, которые мы хорошо знаем и

которые мы никогда не видели и почти не знаем. Они растут в далёких жарких странах и только их плоды и продукты из них приезжают к нам в гости. Вам предлагается рассказ-загадка о растении. Постарайтесь узнать о каком растении идёт речь.

Сообщение учащегося 1 . Растение имеет свисающую крону напоминающую иву. Её продолговатые листья серые сверху, серебристые, а иногда золотистые снизу. Дерево вечно зелёное, высотой до 7-12м и приблизительно 2 м в диаметре. С беловато-серым большим дуплом. Тонкая кора трескается, образуя щели, через которые видно небо, море.

Ветви колючие, соцветия метелки с мелкими беловатыми цветами. Плоды костянки лиловые или черные. В плодах до 40% масла, которое считается лучшим в мире. Плоды едят сырыми, маринуют, варят, делают масло. Растения растут у берегов южных морей, им нужен морской ветер – бриз и тепло, они не выдерживают морозов ниже 8 – 12 градусов. Поэтому растут в Абиссинии, Испании, Португалии, Италии, Франции, на Кавказе и в Крыму. (Показать на карте). Испанский завоеватель Южной Америки Кортес в XVI веке привёз растение в Мексику. Оттуда оно распространилось в Перу, Аргентину. Древесина этого растения приятно пахнущая, использовалась на изящные изделия. Из масла получали мыло.

Дерево долговечное. В Палестине сохранилось дерево двухтысячелетней давности. Оно 20 м высотой и 5 м в окружности. Её громадное дупло для сохранности наполнено камнями. С растением связано много легенд. В Греции считали, что растения появились около Афин из копья, которым богиня света Афина Паллада ударила в землю. Растение считалось символом силы и на Олимпийских играх награждали победителей венком из её веток. На дверях домов, где рождался сын, вешали ветви этого растения. Из растения получали деревянное масло, которое использовали для успокоения моря, чтобы к кораблям могли пристать лодки и не разбиться о борт. Из лучших сортов масла делали мирру. Ею у царей и королей при восшествии на престол мазали лоб. Растение является символом мира. При объявлении мира несли ветку этого растения, поэтому рисуют белого голубя с веткой этого растения в клюве.

О каком же растении эта загадка? (Олива) Ребятам раздаются плоды этого растения.

Следующий ученик раздаёт всем учащимся кусочки плодов неизвестного растения.(Авокадо) И просит ребят назвать плоды какого растения они сейчас попробовали. А на доске прикрепляется плакат

             

Ребята угадывают название растения.

Сообщение учащегося 2. Растение Плоды растения – односемянная ягода, похожая на грушу 10-12 см в диаметре. Мякоть мясистая, плотная, вроде сливочного масла желтовато-зеленая с вкусом грецкого ореха. В этом вы сейчас убедились сами. У этого растения кожистые жесткие листья, удлинено-яйцевидные. Растёт в Мексике, Средней Америке. Растение из семейства лавровых. Это растение иначе ещё называют аллигаторова груша за сходство с грушей.

Сообщение учащегося 3. Мой рассказ о растении, которое известный ботаник Карл Линней назвал Феникс Дактилифера или пальценесущий. Про растение существует легенда. Птица Феникс с головой женщины была вещей, те есть предсказательницей. Она прожила 500 лет и ,чувствуя приближение смерти, сожгла сама себя, но затем возродилась из пепла молодой и красивой. Иногда и теперь говорят – воскрес как Феникс из пепла. А теперь я предлагаю вам попробовать его плоды. Догадались, что это за растение? (Финиковая пальма) А как вы думаете, что общего нашёл Карл Линней между птицей Феникс и финиковой пальмой?

Красивая стройная финиковая пальма растет на раскаленном мертвом как пепел песке пустыни. Живёт более 100 лет и засыхает от яркого солнца, но из семян и поросли стебля вырастает новая пальма.

Финик – это искаженное слово Феникс. Пальценесущий, то есть несущий удлинённые плоды, напоминающие пальцы. Ствол достигает 30 м в высоту, несёт крону из 40 – 80 перистых листьев длиной до 3 м. Нижние листья отмирая,оставляют на стволе черешки, но ежемесячно вырастает новый лист: это служило древним египтянам своеобразным календарём. Стволы пальмы стали архитекторам образцом храма в Фивах. Гибкие стволы не ломает никакая буря. Плоды тёмно– янтарные, сладкие, питательные ( 70% сахара, 20% жира, много минеральных веществ). Одно дереводает 250 кг фиников. Для бедняков финики – хлеб. Из них пекут и хлеб, прессуют, зарывают в песок и хранят до 2 лет. Из косточек получат кофе. Из листьев – крыша для построек. Почки едят вместо капусты. Родина финиковой пальмы – Аравия, Египет, Нубия. В Саудовской Аравии на гербе – финиковая пальма. Магомет, основатель мусульманской религии, поучал арабов: “Почитайте финиковую пальму, как свою бабушку”.

Сообщение учащегося 4. “Рассказ– загадка”

В Бразилии на опушках леса, травяных зарослях, на полях растёт не дерево, а многолетнее травянистое растение всего полметра высотой. У него короткий стебель с розеткой суховатых листьев, по краям зубчатых, узких до 80 м длиной и полтора сантиметра шириной. Из середины розетки листьев вырастает цветоподобный стебель с соцветием, словно шарообразный колос, плодики разрастаются, толстеют и срастаются, образуя соплодия от 2 до 15 кг веса. Соплодие сочное ароматное имеет кисло-сладкий вкус. Считается лучшим фруктом в мире. Впервые это растение увидел в 1555 году заблудившийся в Центральной Америке путешественник Жан де Леви. Он почти умирал с голоду, и вдруг ему попались какие-то сочные плоды, похожие на громадные сосновые шишки. Он ими питался много дней. После эти растения появились в Голландии. В XVII веке уже выращивались в Англии, а в XVIII веке во Франции. В России они давние гости. В конце XVII века при Петре 1 был создан сад в Аннингофе. Лакомство выращивали в ботаническом саду под Москвой в курских, тамбовских, калужских поместьях и на Урале. В романе “Война и мир” Л.Н.Толстого для встречи Багратиона князь Болконский запросто посылает сына в свою оранжерею за этим растением.

А каком же растении идёт речь? ( Ананас) Учащимся раздаются дольки ананаса.

4. Заключение.

Учитель. Ребята, конечно же, сегодня на уроке мы рассказали не обо всех пришельцах Старого Света. Это и манго, диетический продукт, полезный для больных желудком. Это и бананы, древнейшая культура в мире, в диком виде растут в лесах Новой Каледонии. Карл Линней назвал банан райским деревом. Ароматические пряности: ваниль, без которой шоколад не шоколад, она придаёт ему приятный вкус и аромат. Гвоздика – твердые гвоздики этого растения не плоды, а высушенные цветочные почки гвоздичного дерева. Корица – кора коричного дерева из семейства лавровых.

Мускатный орех, имбирь и т. д. А какое растение называют вторым хлебом? ( картофель)

Что такое “тартуфель”? “чуньо”? А всё это названия одного растения, которое было завезено из Перу. Это картофель.

Как мы видим Старый и Новый Свет дали человечеству много различных растений для питания. Среди них огромное значение для человека имеют злаки: пшеница, рожь, ячмень, кукуруза; и другие ценные растения:

тыква, томат, фасоль, какао. Они лечат его, украшают жилище. Вводя в культуру то или иное растение человек создал множество новых сортов, менял их свойства по своему усмотрению, переселял, создавал благоприятные условия для роста и развития. Нужно помнить, что добывая растения, в неограниченном количестве, человек может сократить их численность и привести к их исчезновению. Эволюция – процесс необратимый и восстановится исчезнувшие виды никогда не смогут. Помните, пользуясь дарами природы, относиться к ним нужно бережно!

Итог урока. – О чём мы говорили на уроке?

– Что такое селекция?

– Почему необходимо знать происхождение растения?

– Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в жизни?

– Кто такой Н.И.Вавилов?

Выставление оценок.

Дом. Зад. §49, творческое задание – кроссворд, ребусы, загадки, сказки, рисунки, презентации.