Урок информатики в 5-м классе по теме "Метод координат"

Разделы: Информатика


Цели и задачи:

  • Познакомить ещё с одним способом кодирования;
  • Освоить метод координат;
  • Воспитывать внимательность;
  • Воспитывать умение самостоятельно работать;
  • Воспитывать аккуратность.

Оборудование: интерактивная доска, тетради в клетку, рабочие тетради к учебнику и учебник Л. Босовой “Информатика 5”.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Устный опрос.

Учитель: Назовите способы кодирования? Приведите примеры.

3. Объяснение нового материала.

Учитель: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” – гласит народная мудрость. Рисунки, схемы, чертежи могут заменить нам долгие рассуждения. Графическая информация может быть представлена с помощью чисел. Чтобы “связать” числа и точки, используют системы координат. С простейшей из них – числовой осью – вы познакомились на уроках математики. Сегодня на уроке мы познакомимся с прямоугольной декартовой системой координат. Она так называется в честь французского математика Рене Декарта (на интерактивную доску выводиться портрет Рене Декарта).

Рисунок 1

(Далее учитель объясняет и выполняет рисунки на интерактивной доске, а учащиеся в своей тетради).

Нарисуем две перпендикулярные оси, и точку их пересечения обозначим через О. Горизонтальная ось называется осью ОХ, вертикальная - осью OY. Место пересечение осей называется началом координат, обозначают цифрой ноль <рисунок 2>.

Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первой число по оси ОХ, второе по оси OY. Эти числа называют координатами точки <рисунок 3>.

Чтобы не путать порядок координат, давайте вспомним как устроены наши дома: сначала мы заходим в подъезд (по оси ОХ), а затем поднимаемся на этаж (по оси OY) <рисунок 4>.

Посмотрите на шахматную доску (на интерактивную доску выводиться изображение шахматной доски).

Рисунок 5

Вдоль её нижнего края идет ряд букв, а вдоль левого – ряд цифр. С их помощью можно однозначно определять положение любой фигуры на шахматной доске.

Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые называются координатными четвертями <рисунок 6>.

Далее мы будем работать только в первой координатной четверти

4. Выполнение практического задания №5 из учебника. (Задание выполняется фронтально: учитель на доске, а ученики в тетрадях в клетку).

Задание: На координатной плоскости отметьте точки со следующими координатами: A (2,5), B(6,5), C(11,7), D(11,4), E(6,2), F (2,2), G(4,8), H(9,9), I(3,2), J(3,4), K (5,4), L(5,2). Соедините точки: A-B -C-D -E-F -A-G -H-C . G-B -E. I -J-K -L <рисунок 7>.

5. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях. Индивидуальные задания из рабочих тетрадей к учебнику на страницах 32-33.

Рисунок 8

Рисунок 9

Для сильных учеников после выполнения заданий можно предложить более сложное на страницах 34-37 той же рабочей тетради.

6. Выполнение задания по декодированию. Учитель заранее шифрует сообщение “Спасибо за урок дети”, данная заготовка готовится как файл и демонстрируется через интерактивную доску <рисунок 10>. Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

7. Подведение итогов. Домашнее задание §1.,8 и задание на карточках по вариантам, за которые будут выставляться оценки (задания составляются по материалам статьи “Чтобы уроки стали радостными” из журнала “Математика в школе” № 4 2005 год).

Вариант 1.

(4;0)-(3;0)-(2;1)-(2;2)-(3;3)-(3;5)-(4;6)-(4;8)-(5;7)-(12;6)-(14;10)-(15;11)-(19;9)-(19;8)-(16;8)-(15;1)-(16;1)-(16;0)-(15;0)-(14;1)-(13;3)-(5;3)-(3;2)-(341)-(4;1)-(4;0);
(14;10)-(15;9)-(15;11);
(16;10).

Вариант 2.

(0;4)-(4;1)-(8;0)-(12;1)-(16;4)-(12;3)-(8;2)-(4;3)-(0;4);
(8;2)-(8;11)-(12;4)-(8;2).

Вариант 3.

(1;1)-(1;3)-(1;4)-(3;8)-(4;10);
(1;3)-(3;4)-(4;5)-(6;6)-(7;7)-(5;7)-(3;6)-(1;3);
(1;4)-(1;6)-(0;10)-(0;6)-(1;4);
(4;11)-(5;10)-(6;10)-(8;12)-(7;12)-(7;13)-(6;13)-(6;14)-(4;12)-(4;11).