Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Дидактические игры на уроках музыки

Разделы: Преподавание музыки, Преподавание в начальной школе, Работа с дошкольниками


«Музыкальная мозаика»

 «Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы уделяем им хоть несколько минут.

Однако игра-это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребёнка, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. В этом дидактическом материале представлены музыкальные игры.

Почти каждая игра может быть проведена в упрощённом или усложнённом варианте. Поэтому, организуя игры с детьми надо внимательно присмотреться к ним, оценить их индивидуальные особенности. Если ребята быстро и легко справляются с заданиями, можно предлагать им более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя упрекать ребёнка в том, что он что- либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

Важно не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий. Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

И опять-таки тут важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу.

Каждая игра-это общение ребёнка со взрослыми, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учиться и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае игры будут полезны для развития ребёнка.

Радость, которую учитель доставит ученикам, станет и его радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут сделать интересней, занимательней и веселей уроки. Так давайте поиграем!

ЧУДЕСНЫЙ ПЛАН (подсказка)

Перед занятием я всегда знакомлю ребят с планом урока. Но не просто перечисляю задания. На доске рисую план с помощью условных знаков. Эти обозначения ребята легко запоминают. Они сразу знают, какую работу надо сделать на уроке. Более занимательные, интересные задания предлагаю в конце урока. Поэтому у ребят есть стимул работать более организованно, активно, чтобы успеть поработать над интересными заданиями. И учителю удобно. Не надо постоянно заглядывать в тетрадь, боясь что-либо упустить.

Вот некоторые из условных обозначений:

  • (лицо человечка со знаком вопроса над головой) - разучиваем новую песню
  • (лицо человечка) - повторение выученной песни
  • (любой музыкальный инструмент) - играем на музыкальных инструментах
  • (лицо человечка с большим ухом) - слушаем произведение
  • (знак вопроса) - узнаём что- то новое
  • (человечек с мячиком в одной руке и нотой в другой руке) - музыкально-физкультурная разминка
  • (цветик – семицветик) - музыкальные ребусы, загадки, кроссворды.
  • (скрипичный ключ) - работа в нотной тетради
  • (театральная маска) - инсценировка песни
  • (ритмический рисунок) - музыкальные игры
  • (перо) - творческая работа
  • (пятёрка) - выставление оценок
  • (домик) - домашнее задание

Раздел № 1. УЧИМ НОТЫ

Творческая работа «Характер нот»

Ребята должны понимать, что каждая нота-это определённый звук. Каждый звук имеет свою окраску, свой характер. Учащиеся с интересом фантазируют, придумывают «прозвища» нотам. Работа красочно оформляется. Вот примерный образец.

ДО – весёлая

 

 

СОЛЬ - капризная

РЕ - злюка

 

 

ЛЯ - болтунья

МИ – шалунья

 

 

СИ- вредная

ФА – добрая

 

 

 

«Рисуем музыку»

Это творческая работа. Для ребят начальных классов она трудновата. Но можно им задание несколько упростить. Ребята выбирают любую песню. Но они должны обязательно хорошо знать мелодию. (Покажем напримере песни «Кузнечика»)

Сначала чертим основную линию. С неё мы начинаем рисовать музыку.________________

Далее ставим на линии точку – это первый звук песни. Далее медленно пропеваем мелодию и на каждый слог ставим точку. Если звук ниже предыдущего, то точка рисуется соответственно. Надо следить за тем, что если в песне встретится такой же звук, как первый, то он тоже должен быть на линии.

И так все ноты. Полученные точки соединяем. Если необходимо, подписываем слова.

Конечно, не все правильно и успешно справляются с работой. Задание трудное, но очень полезное для развития музыкального слуха.

«Шумные ноты»

На доске, на нотном стане написаны вразброс ноты.

В руках у педагога указка. Учитель показывает на первую ноту. В данном случае это нота-ре. Педагог задаёт ребятам вопросы:

  • Это нота ми?
  • …./Дети молчат, мотают головой, т.к. это не нота названная учителем/
  • Это нота си?
  • Это нота ре?
  • Да. /Ребята 3 раза хлопают/

Подобные опросы проводятся и со следующими нотами.

Выигрывает ряд, где будет допущено меньше ошибок.

«Запрещённая нота»

Перед началом игры выбирается запрещённая нота. Например: «ми». На доске, на нотном стане написана гамма /от До до До/. Учитель показывает на любую ноту. Учащиеся называют эту ноту и хлопают. Если учитель укажет на запрещённую ноту, ученики молчат. Если кто-то случайно хлопнет или выкрикнет, то данному ряду, где сидит зевака, приписывается штрафное очко. Выигрывает ряд, который получит меньше штрафных очков. Игру можно проводить под музыку. В данном варианте ребята всё время хлопают. Но как только учитель укажет на запрещённую ноту, ребята перестают хлопать. Игра развивает внимание, умение следить за игрой.

«Волшебная ёлочка»

На доске или ватмане нарисована ёлочка. На веточках ёлки недописаны, то есть зашифрованы слова. Надо подобрать к каждому слову игрушку по смыслу, чтобы можно было прочитать слова. Усложнённый вариант: на игрушках ноты не писать, а располагать на нотном стане. Например: игрушка с нотой ми, а зашифрованное слово на ёлочке домик или игрушка си, а зашифрованное слово такси. Данная игра позволит ребятам без труда и с большим удовольствием запомнить название нот и расположение нот на нотном стане.

«Горка»

На доске или ватмане нарисована горка. Нота ми катается на санках. Выбрала она горку, взбирается вверх, стоит перед каждым словом, читает. А когда едет с горки, тут уж не задержишься – санки летят. Не успевает «ми» прочитать, что за новое слово вышло. Помогите ей!

Ответ: мишка, мимоза, камин, мир, миска.

Такие горки можно составлять и с другими нотами.

«Весёлые шары»

На доске или ватмане нарисован человечек с шарами. В шарах зашифрованные слова. Чтобы шары не улетели, надо вставить ноты, чтобы получились слова.

«Музыкальные ребусы»

Ребусы можно писать на доске. У меня заготовлены такие ребусы на листочках. Ребята сами с удовольствием дома делают ребусы и на уроке загадывают ребятам. Например: на карточке, на нотном стане нарисована нота ля, за нотным станом недописанное слово (лька). Получается, что зашифрованное слово (лялька) или на карточке нарисована нота до, за нотным станом недописанное слово (рога). Получается, что зашифрованное слово (дорога)

«Фото охота»

Заготавливаются фотографии с изображением животных. Они разрезаются на 2 части.

С обратной стороны открытки на одной части