Урок обществознания в 9-м классе по теме "Трудовое право"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: сформировать базовые основы правосознания в сфере трудовых отношений

Задачи урока:

  • Обучающая: работа над понятиями, закрепление базовых знаний
  • Развивающая: чтением документов, устной и письменной речью (для дискуссий, доказательств, убеждения); осмысление личной значимости осваиваемого социального действия, необходимости и перспективы его выхода из учебных и игровых рамок в практические.
  • Воспитательная: значимости добросовестного труда, культуры правосознания в трудовых отношениях.

Литература:

  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 9 класс.М.: “Русское слово”
  2. Конституция Российской Федерации
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации
  4. Устав школы

Оборудование: исторические иллюстрации, Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ (извлечение), мультимедийная установка (видеоурок – ЭУП “Основы правовых знаний”, КиМ, www.vSCHOOL.ru)

Понятия: труд, трудовые правоотношения, трудовой договор, средства производства, собственность

План урока:

  1. Трудовые отношения и его участники.
  2. Трудоустройство – важнейшие условия
  3. Правовой статус несовершеннолетних.

ХОД УРОКА.

I этап: Организационный момент

Здравствуйте ребята, сегодня наш урок мы начнём с ребуса. Перед вами столь необходимые и привычные школьные принадлежности:

Тетрадь + Ручка + Указка + Доска = ТРУД

Первые буквы этих слов образуют слово, которое показывает:

  • существенное отличие человека от животных
  • является основополагающей причиной его развития
  • помогает ему достичь материального благополучия

Назовите это слово и вспомните поговорки и пословицы, в которых человек выражает своё уважительное отношение к труду:

II этап: Трудовые отношения и его участники (на основе беседы с элементами дискуссии)

Перед вами иллюстрации из учебника истории:

  • первобытные охотники
  • строители пирамид
  • первые мануфактуры

Мы явно видим с вами временные различия, но во всех картинах есть нечто общее. Делается совместный вывод – люди заняты коллективным трудом, где каждый выполняет свою трудовую задачу, тем самым, способствуя достижению общей цели.

Скажите, а плодами этой деятельности будут вознаграждены все одинаково или по-разному? Отчего зависит различие в вознаграждении за труд? Делается совместный вывод – это зависит от того, кто является руководителем-собственником средств производства (земли, орудий труда) в процессе труда

Из истории мы знаем с вами о тех временах, когда взаимоотношения между руководителем-собственником средств производства и тружеником строились на принципах несправедливости и насилия. К каким историческим последствиям это приводило всё общество? Делается совместный вывод – это приводило к обнищанию народа и государство, порождало бунты и восстания, пагубно влияло на процесс развития общества (желательно привести исторические события и оценить правильные и полные ответы)

Мы с вами живём в XXI веке в государстве, народ которого проделал долгий и сложный путь исторического развития, а потому на основе своего жизненного опыта и опыта более развитых стран наш народ в 1993 году законодательно закрепил следующие принципы трудовой деятельности граждан Российской Федерации:

(чтение статей Конституции Российской Федерации)

  1. ст.7, п.2 – охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума размера оплаты труда;
  2. ст.34, п.1 – каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности;
  3. ст.35. п.1 – право частной собственности охраняется законом;
  4. ст. 36, п. 2 – принудительный труд запрещён;
  5. ст. 36, п. 3 – каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. А также право на защиту от безработицы;
  6. ст. 36, п. 4 – признаётся право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку;
  7. ст. 36, п. 5 – каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Очевидно, что в наши дни обществу не безразлично, какие отношения складываются в трудовой сфере, государство законодательно их регламентирует. Таким образом, в нашей правовой системе существует такая отрасль права как “ТРУДОВОЕ ПРАВО”:

ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА: Конституция РФ; Трудовой кодекс РФ

ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА:

1. трудовые правоотношения - общественно-правовые отношения, возникающие в процессе труда между работодателем (физическое лицо) либо организацией (юридическое лицо) и работником (физическое лицо)

2. ст 15 ТК РФ – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определённой специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

III этап: Трудоустройство – важнейшие условия совместная работа с текстом ТК РФ)

  1. трудовой возраст – с 16 лет (ст.63 ТК РФ)
  2. предоставление соответствующих документов – паспорт (иное удостоверение личности), трудовую книжку (при её наличии), страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, документы воинского учёта (при их наличии), документы об образовании, о квалификации (или наличии специальных знаний, или специальной подготовки - ст.65 ТК РФ)
  3. заключение трудового договора (просмотр видеоурока – ЭУП “Основы правовых знаний”, КиМ, www.vSCHOOL.ru)
  4. Оформление приёма на работу – приказ (распоряжение) объявляется под подписку в трёхдневный срок со дня подписания трудового договора (ст.68)

IV этап: Правовой статус несовершеннолетних – самостоятельная работа с текстом ТК

Вопросы

возраст

Нормы права

Приём на работу (ст.63)

16 лет

Допускается заключение трудового договора.

15 лет

В случае получения основного общего образования или оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения.

14 лет

С согласия одного из родителей (опекуна или попечителя) и органа опеки-попечительства может заключаться трудовой договор с учащимся для выполнения в свободное от учёбы время лёгкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.

До 14 лет

С согласия одного из родителей (опекуна или попечителя) и органа опеки-попечительства может заключаться трудовой договор с организациями кинематографии, театрах, концертных организациях для создания – исполнения произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

Медицинское освидетельствование (ст.69, 265)

До 18 лет

Обязательное предварительное медицинское освидетельствование и ежегодный медицинский осмотр за счёт средств работодателя

Место работы

До 18 лет

Запрещается работа с вредными – опасными условиями труда, подземные работы, работы наносящие вред здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, кабаре, клубы, производство – перевозка – продажа спиртных напитков, табачных изделий, наркотических и токсических препаратов),

Испытательный срок (ст.70, раздел IX)

До 18 лет

Испытание при приёме на работу не устанавливается. Возможно заключение ученического договора

Рабочее время (ст.92)

До 16 лет

24 часа в неделю или 12 часов, если он учится в общеобразовательном учреждении и работает в свободное от учёбы время.

От 16 до 18 лет

36 часов в неделю или 18 часов, если он учится в общеобразовательном учреждении и работает в свободное от учёбы время

Продолжительность ежедневной работы – смены (ст.94)

От 14 до 16 лет

2,5 часа для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих учёбу с работой

От 16 до 18 лет

3,5 часа для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих учёбу с работой

От 15 до 16 лет

5 часов

От 16 до 18 лет

7 часов

Норма выработки (ст.265)

До 18 лет

Предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учётом Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Работа в ночное время (ст.96, 269)

До 18 лет

К работе в ночное время не допускаются

Сверхурочная работа (ст.99, 269)

До 18 лет

Не допускаются привлечение к сверхурочным работам, командировкам, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Кроме творческих работников и профессиональных спортсменов

Отпуск (ст.122, 125, 126, 176, 177, 267)

До 18 лет

Предоставляется до истечения шести месяцев непрерывной работы продолжительностью 31 календарный день и в удобное для них время Не допускается досрочный отзыв из отпуска или замена его на денежную компенсацию. Предоставление дополнительных отпусков с сохранением заработной платы для сдачи выпускных экзаменов: 9 дней (IXкл.) и 21 день (XIкл.)

Материальная ответственность (ст.242)

До 18 лет

Несут в полном объёме лишь в случаях: умышленного причинения ущерба; ущерба, нанесённого в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; в результате совершённого преступления или административного проступка

Оплата труда (ст.271)

До 18 лет

При повременной оплате – выплачивается с учётом сокращённой продолжительности работы. При сдельной оплате труда – с учётом сдельных расценок.

Работодатель может устанавливать доплаты к заработной плате за счёт собственных средств

V этап: Домашнее задание: § 14, вопросы; письменно выполнить ПРАКТИКУМ – составить трудовой договор для своего возраста; в результате беседы с родителями подготовить ответ на вопрос “ВИДЫ ПООЩРЕНИЯ ЗА ТРУД”