Занятие по пропаганде здорового образа жизни для группы сменного состава учащихся 6-х классов "За здоровый образ жизни"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Классное руководство


Цели:

  1. Пропагандировать здоровый образ жизни, формировать ценностное отношение к собственному здоровью. Дать представление об основах здорового образа жизни.
  2. Рассмотреть основные составляющие здорового образа жизни.
  3. Воспитывать в детях потребность быть здоровыми, научить ценить и сохранять собственное здоровье, развивать кругозор и познавательную деятельность. Развивать сознательное отношение к своему здоровью – как норме поведения.
  4. Воспитывать дружный коллектив, чувство товарищества
  5. Дать возможность группам (командам) продемонстрировать себя как коллектив (сплоченность, организованность, умение срабатываться). Увидеть знания и творческие возможности групп.
  6. Формировать активную позицию учащихся.
  7. Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, презентация, столы для команд, ватманы, фломастеры, конверты с заданием, клей-карандаш, подборка музыкальных композиций для физминутки, для заполнения пауз во время выполнения заданий командами. Заранее нужно продумать то, где будут располагаться места для зрителей, места для команд, как расположить оборудование, чтобы всем было видно изображение на экране (Важно: при перемещении ведущий, учащиеся не должны попадать в луч проектора!).

Предварительная подготовка: Для того чтобы построить диаграммы и таблицу, отражающие состояние здоровья учащихся 6А и 6Б классов, систематизировались данные “Мониторинга здоровья школьников”.

Это мероприятие проводилось в актовом зале, т.к. оно было рассчитано на большое количество учащихся (60 человек), были специально оборудованы места для команд, установлено мультимедиаоборудование.

Для того, чтобы занятие прошло организовано, и каждый ученик мог непосредственно принять участие в нём, учащихся разделили на группы сменного состава (перед входом в зал они вытягивали “билет” с одной из цифр 1, 2 или 3, таким образом в каждом классе получилось по три команды из 10 человек), и в ходе занятия ребята по просьбе ведущего занимали места за игровыми столами и выполняли задания.

Ход мероприятия.

- Что на свете дороже всего? Обратимся к эпиграфу нашего классного часа, может он вам поможет разгадать эту загадку.

Слайд №1: Как вы понимаете слова философа Артура Шопенгауэра “Здоровый нищий счастливее больного короля”?

- Дороже всего на свете – ЗДОРОВЬЕ!

- А что такое здоровье? ( Всегда хорошее настроение, ничего не болит, хочется прыгать, играть и учиться, здоровые люди любят природу, видят мир красивым)

- Здоровье- это нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

- Здоровье- это здоровый образ жизни. Образ жизни человек строит сам в процессе всей своей жизни. Слово здоровье как и слово любовь, красота, радость принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному.

- Здоровье человека- это главная ценность жизни каждого из нас. Его нельзя купить ни за какие деньги и ценности. Здоровье перевешивает все блага жизни.

- Вам конечно знакома такая ситуация (сценку разыгрывают ученики 6 А класса)

УЧЕНИК: Отпустите меня домой, у меня всё болит, я есть хочу, пить хочу.

ВРАЧ: Чем же ты занимался? Какие уроки посещал?

УЧЕНИК: По географии - реферат, по литературе - сочинение, по математике - контрольная! Сами бы попробовали всё выдержать! Лучше бы я на 3 физкультуры сходил!

ВРАЧ: Вижу, как тебе тяжело. Конечно, иди домой. А вы, ребята, посмотрите на наш “волшебный экран”.

Слайды №№2,3: Перед вами диаграммы, которые показывают состояние здоровья учащихся ваших классов (6 А и 6 Б).

Цвета на них такие же как на светофоре, только зелёный означает – количество здоровых детей, жёлтый – количество детей с какими либо заболеваниями, поддающимися лечению, а вот красный – количество детей с хроническими заболеваниями, которые останутся с ними на всю жизнь.

- Какой вывод вы можете сделать, глядя на эти диаграммы? (Очень мало здоровых детей).

- А как вы думаете, какими заболеваниями вы болеете чаще? (ОРЗ, нарушение осанки, нарушение зрения).

Слайд №4: Сравним ваши предположения с таблицами, которые показывают, какими заболеваниями болеют учащиеся ваших классов.

(Ребята, на билетах которых есть цифра 1, занимают места за игровыми столами).

Задание №1 командам 6 А и 6 Б класса под номером 1:

- Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы избежать этих заболеваний? (Чтобы не болеть ОРЗ, нужно закаляться, заниматься спортом, чаще бывать на свежем воздухе, во время сезонных обострений проводить профилактические меры и др.)

- Как сохранить правильную осанку? ( По одному человеку от команды показывают, как ходить и сидеть с правильной осанкой).

- От чего может испортиться зрение?

Рекомендации:

  1. Книги читать сидя, расстояние от страницы до глаз читающего 30-35 см.
  2. Просмотр телепередач – 1,5-2 часа в день.
  3. Работа за компьютером – по 30 мин. и не чаще 3 раз в неделю.
  4. Мобильный телефон опасен излучением, говорить можно не более 5 мин. и не чаще 3 раз в сутки, не носить его на теле, только в сумке или портфеле.

- Ребята, проанализируйте всю полученную информацию, подумайте, какая проблема возникает? О чём вам нужно серьёзно задуматься? ( Проблема: Очень мало здоровых детей. Нужно задуматься о том, как сохранить и улучшить своё здоровье).

Слайд №5: Посмотрите внимательно на данную диаграмму. Что же в большей степени влияет на наше здоровье? Как улучшить своё здоровье? (На наше здоровье больше всего влияет наш образ жизни. Чтобы быть здоровым, нужно вести здоровый образ жизни).

Задание №2 командам 6 А и 6 Б класса под номером 1:

Слайд №6: Наш сегодняшний классный час мы предлагаем назвать “За здоровый образ жизни”.

- На столах перед вами лежат плакаты. Напишите на них, пожалуйста, что, по-вашему мнению, включает в себя понятие “здоровье”, “Здоровый образ жизни”. Это может быть то, от чего зависит ваше здоровье.

- К этим схемам мы вернёмся в конце классного часа. Может быть на тот момент вам захочется что-то изменить или добавить к своим записям.

(Ребята из команд под номером 1 возвращаются в зал).

- Ребята, не открою секрет, что о еде можно и нужно знать как можно больше - ведь от питания зависит наше здоровье, а оно нам ох как пригодиться! Если верить известному нам Арнольду Шварцнегеру, 5 из 9 причин смерти в мире - атеросклероз, кровоизлияние в мозг, болезни сердца, диабет и рак - могут вызываться неправильным питанием, избыточный вес, отложение солей тоже зависит от того, как и чем мы питаемся.

Ну-ка, скажите честно, кто любит хот-дог, “Пепси-колу”, пирожные?

А сколько может съесть человек за всю свою жизнь?

Слайд №7: 1000кг жиров, 7000кг хлеба, 2000кг мяса, 4000кг рыбы, 5000 штук яиц, 5000кг картофеля, 500кг жиров и т.д. И всё это нужно запить 1000 л воды! Впечатляет?

(Ребята, на билетах которых есть цифра 2, занимают места за игровыми столами).

Задание №1 командам 6 А и 6 Б класса под номером 2:

- У вас на плакатах изображена “Пирамида здорового питания”.

Пирамида здорового питания.

В конвертах на карточках указаны названия продуктов питания. Вам нужно распределить их по этажам пирамиды: на 1 этаже – самые полезные для здоровья продукты, на 2-ом – те, которые нужно употреблять в меньшем количестве, а на 3-ем – продукты, употребление которых нужно ограничить, либо совсем не употреблять.

Продукты питания: овсяная каша, фрукты, овощи, хлеб грубого помола, рыба, мясо, молоко, конфеты, сахар, сливочное масло, сыр, яйца, колбаса, соки, кофе, мороженое, ход-дог.

(Учащиеся приклеивают карточки на нужный этаж пирамиды. Правильность задания проверяют по слайду№8).

Слайд №9: Запомните, пожалуйста, принципы рационального питания!

Задание №2 командам 6 А и 6 Б класса под номером 2:

- Как называются привычки, которые губят здоровье?

- Какие вредные привычки вы знаете? Назвать их вам помогут слайды.

Слайды №№10,11,12: Обжорство, алкоголизм, курение, наркомания, игромания и др.

- Как вы думаете, что легче, приобрести вредные привычки или от них избавиться? Почему? (Вредные привычки очень коварны, они быстро подчиняют себе человека и тогда без помощи специальных врачей (наркологов, психологов, невропатологов и даже психиатров) не обойтись.

- А что будет, если человек не захочет избавиться от вредных привычек? ( Вредные привычки погубят человека, приведут его к смерти).

- Какой же вывод для себя сделаете? ( Легче не приобретать вредные привычки, не поддаваться соблазнам, чем потом от них долго и упорно лечиться).

- Значит, чтобы быть здоровым, нужно не приобретать вредных привычек, а если уж они появились, то отказаться от них.

Ученица 6 Б класса:

С гимнастикой дружи, всегда весёлым будь
И проживёшь лет сто, а может быть и более.
Микстуры, порошки – к здоровью ложный путь.
Природою лечись в саду и чистом поле.

- Поднимите руки те, кто из вас занимается каким-либо видом спорта? (Множество рук).

- Что даёт вам спорт? (Ответы детей).

- А теперь поднимите руки те, кто каждый день делает зарядку? (Таких ребят оказалось единицы).

Задание №2 командам 6 А и 6 Б класса под номером 2:

Слайд №13: Командам предлагается разгадать анаграмму. (Ответ: Подружись со спортом!)

(Ребята из команд под номером 2 возвращаются в зал).

- А сейчас наш врач (ученик, который участвовал в сценке) покажет вам несколько упражнений, которые помогут снять усталость и вернут работоспособность. (Под ритмичную музыку все вместе выполняют комплекс из 5-6 упражнений, на усмотрение проводящих мероприятие).

Ученица 6 Б класса:

Со здоровьем дружен спорт.
Стадион, бассейны, корт,
Зал, каток – везде вам рады.
За старание в награду
Будут кубки и рекорды,
Станут мышцы ваши твёрды.

(Ребята, на билетах которых есть цифра 3, занимают места за игровыми столами).

Задание №1 командам 6 А и 6 Б класса под номером 3:

- Что такое режим дня?

- Нужен ли он человеку?

- Командам предлагается “примерный” (на самом деле настоящий) режим дня школьника 6 класса. Познакомьтесь с ним, определите, что, на ваш взгляд, обязательно, что не нужно и подпишите время в таблице там, где оно пропущено (пропущено в 5 любых пунктах).

Слайд №14: Проверьте составленный вами режим дня с правильным вариантом.

- Посчитайте, сколько часов должен длиться ваш ночной сон? (Не менее 9 часов! Обратите на это внимание!).

- Режим дня помогает организовать жизнь, приобрести правильные, полезные и здоровые привычки. “Привычка – вторая натура.” “Посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь жизнь.” Как понять смысл этих высказываний? Запомните, пожалуйста, эти мудрые слова.

- А как вы понимаете “Вредное для здоровья не может быть красивым”.

- Проведём тест. Я перечислю предметы одежды, а вы выберете те, которые пригодны : для занятий спортом, для маскарада, для дискотеки, для учёбы, для дома и заполните предложенную таблицу (Ведущий перечисляет название одежды, учащиеся заполняют нужные колонки таблицы).

Спорт

Маскарад

Дискотека

Учёба

Дом

         
         

(Вечернее платье, кроссовки, спортивный костюм, платье в ярких блёстках, джинсы, купальник, костюм клоуна, туфли на каблуке, тапочки, шорты, элегантный костюм, тёмные брюки и т.д)

- Вы сделали свой выбор правильно! “Каждой одежде - своё место и время”

- Как вы понимаете значение слова “ухоженность”?

Слайд №15: Сравните ваши предположения с данной схемой.

Задание №1 командам 6 А и 6 Б класса под номером 3:

- Как говорит народ о здоровье?

- Перед вами пословицы о здоровье. Вы должны объяснить смысл каждой.

(Здоровье всего дороже. Кто спортом занимается, тот силы набирается. Без осанки и конь- корова. Человек- кузнец своего здоровья).

- Ребята, мы с вами рассмотрели основные составляющие здорового образа жизни. Сейчас мы предлагаем вернуться к вашим плакатам и дополнить их.

Слайд №16: Проверьте, всё ли вы учли в своих схемах?

- А на обратной стороне вам нужно будет составить и записать “КОДЕКС ЗДОРОВЬЯ”, состоящих из 5-7 правил (Это задание выполнялось коллективно всеми учащимися классов).

Слайд №17: Давайте сравним ваш “Кодекс здоровья” с тем, который составила я.

(Учащиеся обоих классов читают стихотворение о человеке,

ведущем здоровый образ жизни).

Ученик 6 А класса:

Человек на свет родился,
Встал на ножки и пошёл.
С ветром, солнцем подружился,
Чтоб дышалось хорошо.

Ученица 6 Б класса:

Приучал себя к порядку:
Рано утром он вставал.
Бодро делал он зарядку,
Душ холодный принимал.

Ученица 6 А класса:

Он к зубным врачам, представьте,
Не боясь совсем, пришёл.
Он ведь чистил зубы пастой,
Чистил зубы порошком.

Ученик 6 Б класса:

Человечек за обедом
Чёрствый хлеб и кашу ел.
Вовсе не был привередой,
Не худел и не толстел.

Ученица 6 А класса:

Спать ложился в девять тридцать,
Очень быстро засыпал.
С интересом шёл учиться
И пятёрки получал.

Ученик 6 Б класса:

Каждый день он бегал, прыгал,
Много плавал, в мяч играл.
Набирал для жизни силы,
И не ныл, и не хворал.

- Мы сегодня с вами поговорили о том, как сохранить и укрепить своё здоровье.

С начала вашей жизни о вас заботились родители, но вы растёте, и каждый из вас сейчас должен задуматься, как не навредить своему здоровью, как вести здоровый образ жизни.

- В заключении нашей встречи позвольте мне напомнить широко известную фразу А.П Чехова из пьесы “Дядя Ваня”

“ В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

Слайд №18: Будьте здоровы! (ведущие хором).

Литература:

  1. М. Антропова, Л. Кузнецова, Т. Параничева “Режим младшего школьника”, газета “Здоровье детей” №19, 2003. стр. 16-17.
  2. А.С. Батуев. “Биология: Человек”. – М.: Просвещение, 1994.
  3. Ю.Ф. Змановский “К здоровью без лекарств”, Москва, “Советский спорт”, 1990.
  4. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.Н. Филонов. “Мир подростка: Подросток” – М.: Педагогика, 1989.
  5. Журнал “Классный руководитель”. №№ 1-10. 2000г.
  6. Журнал “Воспитание школьников”. №№ 1-12. 2002г.
  7. Журнал “Классный руководитель” №4, 1998. И.А. Успенская, г. С-Петербург. “Подростки и наркотики в современном мире” с.61-64.
  8. М. Матвеева, С.В. Хрущев “Спинку прямо!” с.14-15, газета “Здоровье детей” №12, 2003.
  9. Мороз О. “Группа риска”. М.: Просвещение, 1990
  10. Ю.А. Фролова, г. Тобольск “Вредным привычкам скажем - нет”. С.65-68. “Классный руководитель” №8 – 2001.
  11. “Спутник классного руководителя”. / М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001.
  12. Чаклин А.В. “Как сохранить здоровье смолоду” – М., 1990
  13. Ягодинский В.Н. “Уберечь от дурмана” – М.: Просвещение. 1989
  14. Информационные ресурсы Интернета.