Визитная карточка. ГОУ "Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида"

Разделы: Администрирование школы


Школа-интернат – сложная и динамичная социальная структура. В ее стенах взаимодействуют порядка 300 человек (педагогов, учащихся, родителей), имеющих самый различный образовательный, культурный, экономический и профессиональный уровень, со своими, порой противоречивыми, запросами и интересами.

Информационная справка о школе

а) Общая характеристика

Школа-интернат имеет статус государственного образовательного учреждения «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» р.п.Муромцево Омской области.

Школа имеет лицензии на право осуществления образовательной и медицинской деятельности, пройдена процедура аттестации и аккредитации учреждения.

В настоящее время школа-интернат имеет 11 классов-комплектов. Здесь получают образование и воспитание 129 детей в возрасте от 7 до 17 лет из 14 районов области.

б) Исторический аспект

ГОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» основана в 1961 году. После многократных реорганизаций в 2006 году школа-интернат получила статус государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении Министерства образования Омской области.

в) Характеристика кадрового состава

Образовательный процесс в школе-интернате осуществляют 44 педагога, в т.ч. директор, 2 заместителя директора, 17 учителей, 24 воспитателя. Состав педагогических кадров остаётся практически стабильным на протяжении многих лет.

Распределение педагогов по образованию, возрасту, педагогическому стажу и квалификационным категориям по состоянию на 1 октября 2009 года представлено на слайде. 2, 3 ,4,5 соответственно.

За время существования школы-интерната накоплен богатый педагогический и методический опыт. Педагогический коллектив - это сообщество творческих личностей, стремящихся к повышению уровня профессионального роста, развитию педагогического потенциала, апробации и реализации современных образовательных технологий, что позволяет учащимся с ОВЗ получать глубокие прочные знания. Результативность педагогической деятельности подтверждена успешностью работы (сертификаты, дипломы, грамоты) по различным направлениям.

В 2007 – 2009 г.г. прошли курсы повышения квалификации более 30 педагогов, 17 педагогов продолжают обучение.

В административной, учебной, психолого-педагогической деятельности стали активно использоваться ИКТ - технологии. 3 педагога прошли курсы по программам «Intel. Обучение для будущего».

г) Материально-техническая и учебно-методическая база

Здание школы - интерната типовое, включает учебный и спальный корпуса, рассчитанные на 144 ученических места. Имеются банно-прачечный комплекс, теплица, 2 спортивных площадки, пришкольный земельный участок.Школа-интернат частично оснащена компьютерным, учебным и спортивным оборудованием.

Для эффективной организации учебно-воспитательного процесса и коррекционной работы оборудованы 10 учебных кабинетов, 2 столярных и 2 швейных мастерских, кабинет социально-бытовой ориентировки, кабинет логопеда, актовый и физкультурный залы, библиотека с читальным залом, кабинет для проведения коррекционно-развивающих занятий.

В школе-интернате созданы условия для комфортного проживания воспитанников. В спальном корпусе оборудовано 11 групповых комнат, оснащённых всем необходимым для игр и занятий по интересам, комната кружковой работы. Для отдыха воспитанникам предоставлены уютные спальни на 2 – 4 места.

Имеются медицинский и процедурный кабинеты, изолятор, столовая на 72 посадочных места, оснащённая современным технологическим оборудованием.

Аналитические данные.

а) Обученность учащихся

Качество обучения учащихся за 2008 – 2009 учебный год

Класс

Всего аттестовано учащихся

Отметка

% качества знаний

«4 – 5»

с одной «3»

«3»

1

13

4

3

6

30,8

2

9

2

1

6

22,2

3

13

4

4

5

30,8

4

12

6

2

4

50

5 - а

10

5

3

2

50

5 - б

12

5

2

5

41,7

6

12

5

4

3

41,7

7 – а

8

3

2

3

37,5

7 - б

9

2

2

5

22,2

8 - а

10

4

3

3

40

8 - б

10

4

1

5

40

9

10

6

1

3

60

 ИТОГО

128

50

28

50

38,9

б) Воспитанность учащихся

Воспитанность учащихся определялась по методикам Н.П. Капустина (1–5 классы) и М.И. Шиловой (6–9 классы).Результаты этого исследования в обобщенном виде по школе - интернату представлены на слайде 6.

г) Социальный состав учащихся

Обобщенные данные результатов мониторинга, проведенного среди учащихся школы-интерната и родителей, отражающие сведения о составе семьи, образовании и месте работы родителей, социальном статусе ребёнка, представлены на слайдах7,8,9 соответственно.

д) Внешние связи школы

Реализация одного из основных направлений образовательного процесса в школе-интернате, а именно «Подготовка обучающихся с ОВЗ к успешной адаптации в социуме» требует создания системы внешних связей школы-интерната с учебными заведениями начального профессионального образования, учреждениями социальной медицинской направленности, учреждениями культуры и дополнительного образования и т.д. С воспитанниками организуются занятия вне школы, выводящие их в «открытый мир».

Учащиеся посещают кружки декоративно-прикладной направленности в Центре внешкольной работы (ЦВР) и Школе ремёсел; активно занимаются в спортивных секциях (волейбол, лыжная подготовка), которыми руководят педагоги из ДЮКФП и ЦВР; являются постоянными читателями библиотеки р.п. Петропавловка.

В последнее время в рамках реализации программы по духовно-нравственному воспитанию налажена тесная взаимосвязь со священнослужителями Петропавловской часовни.

Социальными партнёрами школы-интерната являются районная библиотека, кинодосуговый центр, комитет по молодёжной политике, инспекция по делам несовершеннолетних, ПУ – 47.

Медицинское сопровождение образовательного процесса осуществляют врачи - специалисты Муромцевской центральной районной больницы (ЦРБ), которые 2 раза в год проводят углубленный медицинский осмотр учащихся.

Приоритетные направления в работе школы-интерната

Миссия школы-интерната: воспитание и обучение личности, подготовленной к успешной интеграции в социуме, обладающей навыками трудовой деятельности и адаптированной к условиям проживания в сельской местности.

Цель деятельности педагогического коллектива: формирование у обучающихся готовности к самостоятельной жизни в семье, в обществе, к профессиональной деятельности, сопоставимой с их способностями.

Особое значение в социализации детей с особыми образовательными потребностями имеет их полноценная подготовка к жизни. Ограниченные умственные возможности обучающихся затрудняют их социальную адаптацию и требуют особого коррекционно-педагогического сопровождения. Социально-педагогическая реабилитация учащихся осуществляется в различных направлениях: личностное развитие, духовно-нравственное воспитание, национально-патриотическое воспитание, экономико-правовое воспитание, трудовое воспитание, творческое развитие, эколого-краеведческое воспитание, физическое воспитание.

С целью максимального развития личности воспитанников, организации досуговой деятельности и социализации организована работа факультативов («Рукоделие», «Домоводство», «Основы информатики», «Музыкальный калейдоскоп», «Мир растений», «Резьба по дереву», «Основы православия»).

Основной акцент в образовательном процессе сделан на практическую подготовку учащихся, углубление общетрудовых умений и навыков.

С целью создания условий для самореализации личности обучающихся создано детское объединение «Страна детства».

Дети и педагоги являются неоднократными победителями районных и областных соревнований, конкурсов, фестивалей.

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

а) учебный план

Индивидуальный учебный план ГОУ «Петропавловская школа-интернат» на каждый учебный год разрабатывается в преемственности с планом предыдущего учебного года на основе регионального базисного учебного плана, с обязательным соблюдением требований Федерального и регионального стандартов, а также «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН.

Базовый компонент представлен всеми образовательными областями в необходимом объеме, включая трудовую и коррекционную подготовку.

Организовано профессионально-трудовое обучение по 3 профилям: столярное дело, швейное дело, сельскохозяйственный труд.

Региональная специфика базового компонента имеет эколого-краеведческую направленность и представлена в объеме 10 - 15 % изучения всех учебных предметов.

Часы школьного компонента используются на:

  • изучение предметов «Живой мир» в 1 – 4 классах, «Черчение» в 5 – 7 классах;
  • организацию факультативных занятий.

Специфической формой организации учебных занятий являются логопедические занятия в 1–7 классах, занятия лечебной физкультурой в 1–4 классах, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 1–4 классах.

Максимальный объем учебной нагрузки и нормативы времени, отводимого на выполнение обязательной части домашней работы, соответствуют требованиям СанПиН во всех классах.

Вариативная часть учебного плана строится с учетом природосообразности различных возрастных групп учащихся, медицинских показаний, а также преемственности на различных ступенях обучения и итогов ВШК.

б) научно-методическая база

Научно-методическая база школы-интерната опирается на теорию современного педагогического менеджмента, разработанную в трудах таких известных педагогов современности, как Поташник М.М., Шамова Т.И., Лазарев В.С., Третьяков П.И., Зверева В.И., Немова Н.В., а также на теории современных педагогических технологий.

Администраторы школы и педагоги используют в своей работе большое количество методической и нормативно-правовой литературы, периодических журналов по психолого-педагогической тематике и административно-управленческой деятельности.

С 2008 года приоритетным направлением работы педагогического коллектива стало формирование и развитие методической культуры педагога как показателя его профессиональной компетентности.

В свою очередь, это потребовало изменения структуры методической службы в целом. Структура школьной методической службы на слайде 10.

Продолжается деятельность по реализации НРК в учебно-воспитательном процессе, разработаны программы факультативных курсов, программы воспитания по различным направлениям внеурочной работы, программы индивидуальной помощи детям из «группы риска», имеющим значительные отклонения в умственном развитии и поведении.

Особенности организации образовательного процесса

а) Режим организации учебного процесса

Организация образовательного процесса строится на основе здоровьесберегающей технологии, что предполагает следующее:

  • особый режим занятий в 1-м классе,
  • обязательные динамические паузы во время уроков и занятий, прогулки и спортивные мероприятия,
  • продолжительность уроков 45 минут с двумя 20 – минутными перерывами при шестидневной учебной неделе.

Расписание обязательных занятий (уроков) и внеурочной деятельности составляется в соответствии с «Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.1178-02).

б) Формы получения образования учащимися

В настоящее время основной формой обучения является классно-урочная система. В школе также предусмотрено надомное обучение учащихся, которое может осуществляться только на основании медицинского заключения.

в) Прогрессивные технологии, используемые в образовательном процессе

В настоящее время в педагогике известно достаточно много технологий. В образовательном процессе школы-интерната предполагается использование следующих инновационных технологий:

  • игровая (областью применения данной технологии, в основном, является начальная школа и предметы гуманитарного цикла);
  • уровневая дифференциация;
  • ИКТ-технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • личностно-ориентированный подход;
  • индивидуально-дифференцированный подход

г) Основные направления в организации образовательного пространства в условиях школы - интерната:

  • включение воспитанников и педагогов в совместную продуктивную деятельность (цель: формирование личностных качеств – ответственности, умения делать выбор, работать в сотрудничестве),
  • расширение круга общения за счёт вхождения во внешнюю социокультурную среду (цель: активное усвоение учащимися социального опыта, социальных ролей, развитие социальных умений и навыков личности),
  • формирование у ребёнка образа собственного «Я» как активного субъекта социальной деятельности (цель: формирование способности к решению возникающих проблем в соответствии с морально-этическими нормами и образцами поведения, принятыми в обществе).

Приложение