Музейный урок по краеведению "Не скоро ели наши предки хлеб"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: расширение кругозора учащихся в области истории родного края.

Задачи урока:

  • познакомить с образом жизни человека в прошлом: как трудились, что ели, какими орудиями труда пользовались;
  • воспитывать любовь к родному краю на основе познания истории своей малой родины;
  • расширить словарный запас учащихся за счёт изучения устаревших слов, вышедших из активного употребления.

Оборудование:

  • толковый словарь,
  • видеофильм «Пермский край»,
  • ребус,
  • рисунки с изображением сохи, плуга, бороны,
  • пословицы,
  • гербарий,
  • карточки со словами,
  • картина Н.Пимоненко «Жница»,
  • экспонаты школьного этнографического музея: цеп, сетево, серп.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Постановка темы урока.

Учитель: Догадайтесь, о чём пойдёт сегодня речь? Для этого вам необходимо расшифровать пословицу, которая здесь зашифрована. (Рисунок 1)

Рисунок 1

Дети: Хлеб всему голова.

Учитель: Сегодня речь пойдёт о хлебе.

III. Подготовительная беседа.

Показ отрывка из видеофильма «Пермский край». (Приложение 1)

Учитель: Давным-давно, тысячу лет назад, батюшка – Урал народ русский встречал. Чем встречал? Горами да лесами, землями богатыми, реками чистыми. Пришёл русский народ в Пермский край не лениться – трудиться. Жизнь в наших северных краях не сахар, не мёд. Почему?

Дети: Суровые условия, долгая зима, не очень жаркое лето.

Учитель: Людям нужно было есть. Они научились обрабатывать землю, стали заниматься земледелием. Как вы думаете из чего пекли хлеб в наших краях? Почему?

Дети: Хлеб пекли из ржаной муки, так как для выращивания пшеницы нет условий.

Учитель: Объясните пословицу.

Матушка рожь кормит всех сплошь, а пшеница по выбору.

Дети: Пшеницу ели состоятельные люди, так как её надо было покупать, а рожь выращивали местные крестьяне.

IV. Знакомство с новым материалом.

Учитель: Посмотрите на рисунки и скажите, какие из этих растений можно назвать хлебом? (Рисунок 2)

 

Рисунок 2

Дети: Рожь и пшеница.

Учитель: Крестьянин начинал заботиться о хлебе уже с апреля. Нужно проверить семена для посева: проверить на сохранность, отсортировать, выбрать крупнее и проверить на всхожесть, а там уже наступает пахота.

На доске появляется запись:

Приготовить семена

Отгадайте загадку:

Не столяр, не плотник,
а первый на селе работник.
(Лошадь.)

Учитель: Без лошади крестьянину не обойтись. Пахали на лошади. А чем?

Дети: Сохой (если дети не ответят, помогает учитель). (Рисунок 3)

Рисунок 3

На доске появляется слово

вспахать

Словарь: Соха – примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.

Учитель: Соха была из дерева. А вот из какого дерева вы узнаете, если решите ребус:

  1. Маленький, горбатенький, по полю побежал, каждый колос задрожал. (Серп)
  2. Что на сковородку наливают да вчетверо сгибают? (Блин)
  3. Человек, который косит траву, хлеб косой. (Косарь)

Учитель: Ель очень прочное дерево. В лесу её можно встретить по всюду. Когда люди научились делать железо – появился плуг. Как вы думаете, каков следующий порядок работы крестьянина?

Я загадаю загадку, которая вам подскажет:

На весенних полях
Бродит стадо черепах.
И совсем не на ногах,
А на собственных зубах.
(Бороны.)

Словарь: Плуг – сельскохозяйственное орудие с широким металлическим лемехом с отвалом для вспашки земли.

Дети: Бороны. Необходимо боронить. (Рисунок 4)

Рисунок 4

На доске появляется слово:

Боронить

Учитель: Как сеяли хлеб? Машин то не было.

На доске появляются:

 

Рисунок 5

Показ музейного экспоната: сетево.

Учитель: Крестьянин подвязывал через плечо сетево. Это берестяной короб, заполненный зерном. Шёл по полю и разбрасывал равномерно семена.

Ученик: читает отрывок Н.А.Некрасова «Саша».

Весело видеть семью поселян,
В землю бросающих горсти семян,
Дорого – любо, кормилица – нива,
Видеть, как ты колосишься красиво,
Как ты янтарным зерном налита,
Гордо стоишь, высока и густа!

Учитель: Объясните выражение: «Янтарным зерном налита»

Дети: Когда рожь поспеет, поле становится жёлтым, как янтарь.

Учитель: Как убирали урожай хлеба?

Дети: Жали серпом (помогает учитель).

Показ музейного экспоната: серп. (Рисунок 6)

Рисунок 6

Горсть колосьев режут под корень. Потом из первой сжатой горсти делают пояс и стелют его на землю справа. Затем другие сжатые пучки колосьев кладутся на разостланный пояс, пока не получится целый сноп, и всё это завязывается поясом. Сноп готов. Это очень тяжёлый труд. Приходилось работать в жару с утра до позднего вечера. И так каждый день.

Ученик: читает отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова

Овод жужжит и кусает,
Смертная жажда томит,
Солнышко серп нагревает,
Солнышко очи слепит.
Жжёт оно голову, плечи,
Ноженьки, рученьки жжёт,
Изо ржи, словно из печи,
Тоже теплом обдаёт.
Спинушка ноет с натуги,
Руки и ноги болят,
Красные, жёлтые круги
Перед очами стоят…

Физминутка: Мы сейчас продемонстрируем работу жницы.

(Дети делают наклоны до пола, показывают движения как срезают колосья и укладывают их в снопы).

Учитель: А теперь надо колосья обмолотить. А как же молотили?

Мы об этом узнаем, если прочитаем С.Т.Аксакова «Молотьба».

Словарная работа:

Молотить – выбивать зёрна из колосьев.

Десятина - старинное русское название земельного участка в 1,09 гектара.

Ток – площадка, на которой молотят.

Цеп – приспособление для того, чтобы выбить зерно из растений. Состоит из большой палки – ручки и паки поменьше. Соединяются они полоской кожи. (Показ экспоната музея). (Рисунок 7)

Рисунок 7

С.Т.Аксаков. МОЛОТЬБА.

- А хочешь посмотреть, Серёжа, как молотят гречу? – спросил меня отец.

Разумеется, я отвечал, что очень хочу, и мы поехали. Ещё издали услышали мы глухой шум, похожий на топот многих ног, который вскоре заглушился звуками женских голосов.

На одной из десятин был расчищен ток, гладко выметенный; на нём высокой грядой лежала гречневая солома, по которой ходили взад и вперёд более тридцати цепов. Цепы мелькали, падая друг возле друга, и ни один не зацепился за другой…

На другом току двое крестьян веяли ворох обмолоченной гречи. Ветерок далеко относил всякую дрянь и тощие, лёгкие зёрна. А полные и тяжёлые косым дождём падали на землю.

Беседа по прочитанному тексту:

  • Чем работали на току?
  • Как люди работали?
  • Для чего крестьяне весили ворох обмолоченной гречи?

V. Практическая работа.

Учитель: У вас на парте карточка. Внимательно познакомьтесь и заполните её.

Ответ:

  • землю
  • семена
  • урожай
  • земледелие

VI. Итог урока.

С доски убираются карточки, указывающие на порядок работы земледельца.

Учитель: У вас на парте конверты с карточками. Расположите эти понятия по порядку работы земледельца:

  1. приготовить семена
  2. вспахать
  3. боронить
  4. сеять
  5. жать
  6. Молотить

(Дети работают в паре.)

VII. Домашнее задание.

Найти и выписать пословицы о хлебе.

Литература:

  1. Г.Н.Чагин «Этнокультурная история среднего Урала», г. Пермь, Издательство Пермского университета,1999г.
  2. Материалы курсов «Основы этнографии и краеведения в школе». Г.Пермь, 2005г.
  3. Д.И.Латышина «Живая Русь», Г.Москва, Центр гуманитарного образования, 2003г.
  4. С.Т.Аксаков «Рассказы». Г.Москва, Просвещение,2005г.
  5. А.М. Федотова «Пермский край – мой родной край», Г.Пермь, «Книжный мир», 2001г
  6. Т.Э.Токарева, Л.В.Ворошнина, Е.М. Фадеева « Пермячок» Г.Пермь, «Книжный мир», 2002г.