Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Человек-путешественник" (УМК "Начальная школа XXI века")

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Формировать важнейшие обществоведческие представления;
  • Формировать знания о том, как постепенно расширялись границы России, создавалось Российское государство;
  • Развивать предпосылки исторического мышления, осознания исторического времени и пространства;
  • Развивать умения и навыки самостоятельно добывать знания, используя приемы исследовательской работы;
  • Развивать умение работать с картой и глобусом; выполнять задания и тесты, работая в группах;
  • Развивать у учащихся монологическую и диалогическую речь;
  • Воспитывать любовь и уважение к истории Родины, патриотизм; интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; музыка к передаче “Клуб путешественников”; глобус; карта России для учителя “Рост территории России в 17 веке. Народы Сибири и Дальнего Востока”; учебники для 4 класса “Окружающий мир” (авторы Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова); рабочая тетрадь “Учимся познавать мир”, 2 часть; тест на листочках (для работы в группах).

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Чтоб историю узнать
Много надо нам читать.

- Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу приветливо. Начинаем наш необычный урок.

II. Повторение пройденного.

- Кого называли землепроходцами – первооткрывателями?
- Ребята, почему человек путешествует, открывает новые земли, строит новые поселения?

III. Работа над новой темой.

Слайд 1 (Звучит музыка к передаче “Клуб путешественников”).

- Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в далекое прошлое. Пойдем на восток, в просторы Сибири и Дальнего Востока, как когда-то пошли русские люди, “ко всякому труду и ратному делу способные”. Этих смелых людей, что открывали новые земли, называли землепроходцами. Будем идти и преодолевать горы, плыть по рекам, морям и даже океанам. Сегодня мы не простые ученики, а землепроходцы- первооткрыватели и обязательно откроем что-то новое и неизвестное, познакомимся с именами многих известных первооткрывателей. Итак, в путь! Наш путь начнется с города, который основан на северной реке Волхов рядом с озером Ильмень в 982 году. Как называется этот город? (Великий Новгород) Слайд 2

Работа с картой. Слайд 3

- Покажите на карте Великий Новгород. Отметьте на контурных картах.
- Наша первая группа землепроходцев расскажет о том, почему на севере стали возникать новые поселения.

Первая группа учеников рассказывают о том, как славяне обживали Север: Богат был Великий Новгород. В лесах зверя много, в реках- красная и белая рыба. Умели новгородцы соль добывать. Только хлеб в этих краях не рос: лето короткое, ранние заморозки, не успевал хлеб вызреть.

Шли годы. Зверя и птицы, да рыбы поубавилось. Стали охотники на небольших суденышках плавать по рекам, большим и малым, на Север. Встречали там местных жителей. Ненцы, ханты, манси не только продавали славянам меха, рыбу, но и показывали новые места для охоты. Здесь землепроходцы останавливались, строили жилье, жили долгое время. Так и возникли новые поселения, куда переселялись охотники и их семьи. Дошли они и до Студеного моря. Теперь оно называется Белым. Люди стали заниматься промыслом морского зверя, рыбы.

Работа с картой.

- Давайте покажем путь первых землепроходцев до Белого моря. Слайд 3

- Следующая группа землепроходцев расскажет об открытии земель за Каменным поясом, так называли люди Уральские горы. Давайте найдем на карте Уральские горы.

Работа с картой. Слайд 4

Вторая группа учеников рассказывает об открытии земель за Каменным поясом: Много веков назад называли люди эти места Каменным поясом и ничего не знали, что находится там – за горами. Но очень хотелось узнать о новых землях, использовать богатства Сибири: уголь, золото, алмазы, а главным богатством были меха. Пространства за Уралом осваивались быстро: в 1586 г. был основан город Тюмень, в 1587 г. – Тобольск, в 1604 г. – Томск, в 1619 – Енисейск. Начинается быстрое, неудержимое продвижение простых русских казаков и промышленников – славных землепроходцев на восток и северо-восток Азии – в новые “земли изобильные”. Их трудами граница Российского государства отодвигалась все дальше на северо-восток. Землепроходцы в Сибири шли не по дорогам, которых тогда не существовало, а сквозь тайгу, по рекам, то опускаясь почти до Северного Ледовитого океана, то двигаясь по притокам больших сибирских рек до их истоков, а затем перебирались через хребты из одного речного бассейна в другой. Здесь на противоположном склоне хребта, найдя новую реку, землепроходцы строили лодки и в них спускались вниз по ее течению.

Так люди поселялись, строили новые поселки. Люди были разные – и хорошие и плохие. Немало попадалось несправедливых, жестоких людей, которые силой заставляли народы Сибири платить царской казне дань. Тысячи шкурок белок, куниц, бобра, соболя, лисиц доставлялись отсюда в Москву в царскую казну. Слайд 5

- При царе Иване Грозном в XVI веке Западная Сибирь была присоединена к России (показ на карте).

Среди землепроходцев-первооткрывателей новых земель были люди, которые изучали особенности местной природы, совершали разные географические открытия, но даже не догадывались об их важности. Таким был Ерофей Павлович Хабаров. И мы с вами отправимся в путешествие в далекую Сибирь по следам землепроходца.

Слайд 6,7

Рассказывают третья группа учеников о Е. П. Хабарове: Е.П.Хабаров знаменит тем, что первым решил обосноваться в Сибири и выращивать хлеб в этих суровых краях. Вслед за другими он отправился в Сибирь за соболями. Но добравшись до места он понял, что соболей в этих местах уже перебили. Он нанялся на царскую службу. Через десять лет Хабаров обжился, обзавелся большим хозяйством, варил соль, торговал зерном, пахал землю. Тут судьба нанесла ему удар. Его предали и посадили в тюрьму. Выйдя из темницы он все начал заново. Он на свои средства снарядил небольшой отряд и отправились по амурским берегам “прииску новых земель”. Его люди по пути распахивали землю и строили города. В 1649 году Хабаров и с ним 70 человек были посланы на Амур. В мае 1650 года он построил Ачанский городок. В его честь в XIX веке на Амуре было основано военное поселение, названное “пост Хабаровка”. Затем оно стало большим городом, который назвали Хабаровском

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр. 56, прочитайте текст о Хабарове.
- Что нового узнали из текста?
- Покажите на карте Сибири реки, которые изучал Е.П.Хабаров (учащиеся показывают на карте). Слайд 8
- Найдите город, который назван в честь Е.П.Хабарова.

Физминутка.

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Ведь продолжить путь нам нужно.

- Дальше наш путь пройдет по рекам Сибири, вдоль побережья Ледовитого океана и мы выйдем к Тихому океану. Следующее открытие связано с именем Семена Ивановича Дежнева.

Слайд 9

Рассказывают учащиеся четвертой группы о С.И.Дежневе: Дежнев служил сборщиком дани в Сибири. Однажды, собрав с местных жителей подать в царскую казну, казаки с пушниной отправились в Якутск, а Дежнев остался сторожить зимовье. Местный князь Пелева решил пойти на крепость штурмом. Но маленький отряд Дежнева захватчиков прогнал. Слайд 10

Через несколько лет он отправился за моржовым зубом. Для этого похода вдоль побережья Ледовитого океана к Теплому были снаряжены большие суда по 15 человек в каждом. Во время шторма их выбросило на берег. Собрав все что осталось, они пошли вниз по Анадырю. За время похода уцелело всего 12 человек. Остальные погибли на берегах Анадыря. Шли они 10 недель. Дежнев сообщил якутскому воеводе, что берега северо-восточной Сибири нигде не соединялись с “Новой Землей” (Америкой). Так закончилось морское путешествие Дежнева, в котором было доказано существование прохода из Ледовитого в Тихий океан. Слайд 11,12

- Морской и сухопутный путь, пройденный Дежневым, открыл для русских поселенцев кратчайшую дорогу с Колымы на Анадырь и дальше на Камчатку. Именем Дежнева названа крайняя северо-восточная оконечность Азии и залив Берингова моря.

Работа с картой. Слайд 13

- Опишите по карте путь отряда С.И.Дежнева из Северного Ледовитого океана в Тихий.
- Какой пролив был впервые открыт С.И.Дежневым?
- Как назвали самую восточную точку нашей страны?
- Шли годы. Организовывались новые экспедиции, которые проводили исследования в Сибири, на Камчатке и даже кругосветные плавания. Наступил XIX век- век, связанный с именами великих мореплавателей Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева. Однажды Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен получил пакет от морского министра, где говорилось о том, чтобы он незамедлительно прибыл в Петербург. Беллинсгаузен получил задание организовать экспедицию в Антарктику. Слайд 14,15

Пятая группа учащихся знакомит с экспедицией Беллинсгаузена и М.П.Лазарева: Экспедиция отправилась в путь на кораблях “Восток” и “Мирный”. Беллинсгаузен был назначен начальником экспедиции, а М.П.Лазарев - его помощником. Корабли достигли берегов Бразилии. Чем дальше продвигались корабли к югу от Бразилии, тем холоднее становился ветер, а в море стали попадаться огромные ледяные “острова” – айсберги.

Слайд 16

Моряки научились получать пресную воду. Мореплаватели открыли за время экспедиции много островов, лежащих на пути кораблей, но самым главным стало открытие шестого и последнего материка Земного шара. Корабли почти вплотную подошли к нему и день, когда это случилось – 16 января 1820 года, - считается днем открытия Антарктиды. Слайд 17,18

Кораблям нельзя было оставаться у берегов Антарктиды – это грозило гибелью, и Беллинсгаузен приказал поворачивать в обратный путь. Возвращение было тяжелым. Мокрый снег валил на палубу и покрывал толстым слоем снасти и паруса. Кончились продовольствие, запасы топлива были на исходе. Экспедиция пробыла в плавании 751 день, мореплаватели открыли 29 островов. Слайд 19

Работа с глобусом.

- Найдите Антарктиду и покажите путь экспедиции.

Слайд 20

- Последняя наша экспедиция будет в Уссурийскую тайгу, связана она с именем великого русского путешественника Николая Михайловича Пржевальского. По его же просьбе направили Пржевальского в Восточную Сибирь. Первое путешествие совершил по Уссурийскому краю в 1867-1869 годах.     Н. М. Пржевальский не был первым путешественником по Уссурийскому краю, но он по праву может считаться первым исследователем, давшим его всестороннее описание.    Маршрут путешествия проходил через Хабаровку, станицу Буссе, озеро Ханка, хребет Сихотэ-Алинь, Новгородскую гавань, залив Посьета, пост Раздольный, Владивосток. Слайд 21

Группа учащихся рассказывают о путешествии Н.М.Пржевальского: Маршрут путешествия начался от Хабаровска, в то время небольшого села с тремя сотнями жителей. Пржевальского сопровождали двое казаков. Решили плыть вверх по Уссури на лодке, против быстрого течения. Пржевальский большую часть пути — 23 дня — шел берегом. Шли проливные дожди. Поражала буйная растительность. Путешественник собирал гербарий, вел метеорологические наблюдения, уточнял положение левых притоков Уссури. В своем дневнике он записал: “Здесь на каждом шагу встречаешь роскошь и разнообразие... то высится перед вами громадный ильм, то стройный кедр, то дуб и липа... Охотничья собака отыскивает вам медведя или соболя, но тут же рядом можно встретить тигра, не уступающего по величине и силе обитателю Бенгалии”.    Из станицы Буссе по реке Сунгари к озеру Ханка Пржевальский отправился на пароходе. Изучая природу, он занимается и переписью крестьян полузабытых тут деревень. Население здесь малочисленно, а ведь ханкайские степи, делает он вывод в своем дневнике, самые лучшие по плодородию во всем Уссурийском крае. По пути Пржевальский побывал во Владивостоке. Впрочем, городом это молодое поселение назвать пока было трудно: там вместе с войсками всего не более пяти сотен жителей. А ведь это стратегически важный для России пункт, восточный бастион державы на Тихом океане. Понимая это, Пржевальский особенно тщательно исследует особенности важнейших заливов, бухт и гаваней на побережье, оценивает их возможности для стоянки судов.     Весна 1869 года — снова озеро Ханка. Делаются новые чучела, собирается гербарий. В июле путешествие заканчивается. За это время пройдено более трех тысяч километров, значительная территория снята на карту. Собрана богатая коллекция, в нее вошло 310 чучел птиц, около 300 экземпляров 83 видов растений, 10 шкур млекопитающих, 550 яиц 42 видов птиц. Проведены систематические метеорологические наблюдения, накоплен обширный материал о народах, населяющих Дальний Восток. Два года странствий Пржевальского по Уссурийскому краю были “экзаменом на путешественника”. Этот экзамен он выдержал блестяще. В 1870 году Н. М. Пржевальский издал книгу под названием “Путешествие в Уссурийском крае”. Слайд 22,23

Работа с картой.

- Покажите маршрут путешествия Н.М.Пржевальского.
- Каковы итоги этой экспедиции?
- Как вы думаете, какое значение имело расширение границ России?
- Вот и завершилось наше путешествие. Несомненно, присоединение Сибири, Дальнего Востока к Русскому государству имело очень большое историческое значение. Благодаря присоединению Россия смогла узнать о несметном количестве сибирских полезных ископаемых, которые в дальнейшем стали обеспечивать всю страну. Надо отдать должное всем русским землепроходцам, которые так или иначе участвовали в открытии Сибири и Дальнего Востока, ведь благодаря им такая огромная территория примкнула к России. Около столетия западноевропейские географы черпали сведения о Северной Азии практически лишь из тех материалов, которые смогли получить в России, переносили на свои карты, взятые из русских чертежей, географические названия.

IV. Закрепление.

- Давайте, проверим наши знания.

Тест (работа в группах).

1. В каком веке Западная Сибирь была присоединена к России?

а) XV;
б) XIV;
в) XVI;
г) XVII.

2. В честь какого землепроходца названа небольшая железнодорожная станция в Сибири?

а) Е.П.Хабарова;
б) С.И.Дежнева;
в) Н.М.Пржевальского.

3. Впервые подробное описание Сибири сделал:

а) Е.П.Хабаров;
б) С.И.Дежнев;
в) Н.М.Пржевальский.

4. Кто открыл Антарктиду:

а) Ф.Ф.Беллинсгаузен и Н.М.Пржевальский;
б) Ф.Ф.Беллинсгаузен и С.И.Дежнев;
в) Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев.

- Теперь проверим правильность ваших ответов. Слайд 24

V. Итог урока.

- По каким местам мы путешествовали?
- Имена каких путешественников- первооткрывателей вы запомнили?
- Какую роль сыграло присоединение новых земель к Российскому государству?

VI. Домашнее задание.

Страницы 55- 59, работа с контурной картой стр. 6.