Разработка урока в 5-м классе "Практическое применение формулы объема прямоугольного параллелепипеда в моделировании современного интерьера"

Разделы: Математика


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма проведения: урок - деловая игра.

Цели урока:

Образовательные:

  • Учить решать задачи на вычисление объёмов, совершенствовать вычислительные навыки учащихся.
  • Активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в игре.
  • Показать сферу практического применения формулы объёма прямоугольного параллелепипеда в расчётах.
  • Формировать умения и навыки, закрепить знания по данной теме.

Развивающие:

  • Развивать внимание, мышление, способность к сосредоточению, аккуратность, математическую речь.
  • Через решение задач развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к "видению" проблемы, оценочным действиям, обобщению.
  • Формировать умение чётко и ясно излагать свои мысли.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение друг к другу и умение работать в парах.
  • Формировать у учащихся познавательный и устойчивый интерес к учению математики.
  • Воспитывать у учащихся стремление к непрерывному совершенству своих знаний.
  • Формировать умение проверять результаты деятельности.
  • Воспитывать самостоятельность и творчество.

Оборудование: ПК, проектор, электронный носитель с авторскими материалами презентационных слайдов, цветные оценочные карточки.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности (Организационный момент)

Задача: Подготовить учащихся к работе на уроке

Приложение 1.

Музыкальное сопровождение.

Слайд 1

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок необычный. Вы знаете, что в городе очень активно ведется строительство новых домов. И, конечно же, новоселы мечтают не только о больших и светлых новых квартирах. Им, также хочется, чтобы в новом жилище было уютно и красиво. Поэтому профессия дизайнера очень востребована. А настоящих мастеров очень мало, ведь дизайнеры должны не только уметь моделировать пространство, но и производить расчеты. Одна из фирм прослышала, что в вашей школе, в вашем классе самые лучшие знатоки расчетов и вычислений. Сегодня рано утром, вы познакомились с понятием объёма, единицами его измерений и даже знаете формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда.

Жильцы нового дома очень просят вас, помочь им смоделировать современную и удобную кухню, помочь в расчетах, а то они совсем запутались! Поможем?! Только будьте очень внимательны и не подведите жильцов! Откройте свои тетради и запишите число, классная работа.

Слайд 2

Тема урока: Объёмы. Слайд 3

Цель нашей работы: научиться применять формулы объёма прямоугольного параллелепипеда в моделировании современного интерьера. Слайд 4

Работа учащихся.

Осознание цели работы. Эмоциональное включение в работу.

II. Актуализация опорных знаний

Задача: Подготовка мышления к проектировочной деятельности; установить правильность и осознанность выполнения действия в нестандартной ситуации.

Чтобы успешно выполнить все расчёты, нам необходимо провести умственную зарядку.

Внимание на экран. Покажите как вы умеете быстро считать и записывать результаты. Сейчас вы увидите очень быстро проплывающие примеры. Вам нужно быстро и правильно считать и записывать результаты в тетрадь.

Слайд 5

Задание 1.

Вычислите:

  • 53
  • 17 * 10
  • 93 : 3
  • 30 * 20 * 30
  • 16 * 4
  • 102
  • 23
  • 100 : 5
  • 6 * 10 : 5

Слайд 6 Проверка.

Слайд 7

Задание 2.

Из предложенного ряда геометрических фигур выберите те, которые имеют объём:

Учитель: Ребята, а какие вы знаете предметы, окружающие нас и имеющие форму прямоугольного параллелепипеда? Слайд 8

Слайд 8

Задание 3. Выберите из предложенного ряда единицы те, которые применяются для измерения объемов.

1 см; 1 дм3 ; 1га; 1 м2; 1м3; 1л; 1км; 1 см3; 1а; 1т.

Слайд 9 -12

Задание 4. Из кубиков с ребром 1 см составлены фигуры. Найдите их объёмы.

Учитель: Чему равен объём куба, если длина его ребра равна 1 см?

- Как посчитать объём фигуры, если она составлена из 4 таких кубиков? Во сколько раз объём фигуры больше объёма кубика?

Слайд 13 - 14

Задание5. Назовите измерения данных геометрических фигур.

Учитель: Как называется фигура, которую вы видите?

Сколько у неё измерений?

Назовите её измерения. Какие измерения куба, одинаковые?

Слайд 15.Задание 6. Запишите формулу для определения объёма прямоугольного параллелепипеда.

Учитель: Какой буквой обозначают объём?

V= abc, где а - длина, b - ширина,

С - высота.

Объём куба

V = aaa =a3? Где а - ребро куба

Слайд 16

Задание 6. Запишите формулу для определения объёма куба.

 

 

 

 

Учащиеся выполняют устно вычисления и записывают результаты вычислений в тетрадь, затем проверяют.

53 = 125 17 * 10 = 170

93 : 3 = 31

30 * 20 * 30 = 18000

16 * 4 = 64

102 = 100

23 = 8

100 : 5 = 20

6 *  10 : 2 = 300

Учащиеся называют среди изображённых фигур объёмные.

 

 

Учащиеся записывают единицы объёма в тетрадь и проверяют.

1 дм3;

3;

1л;

1 см3.

 

 

 

1 см3.

Нужно 1 умножить на 4. Объём фигуры в 4 раза больше объёма кубика.

Учащиеся считают объёмы изображённых на слайдах фигур.

 

 

 

Это прямоугольный параллелепипед. У него три измерения. Его измерения: длина, ширина, высота.

Это куб. У него три измерения: длина, ширина, высота. У куба все три измерения равны.

 

 

 

Учащиеся записывают формулы для определения объёма прямоугольного параллелепипеда и куба и сверяют записи с записями на слайдах.

III. Постановка учебной и практической задачи, связанной с применением знаний в жизненной ситуации.

Усвоение и применение "нового" знания

Задача: Включение детей в ситуацию выбора метода решения учебной задачи.

Фиксация разрешения учебной задачи.

Учитель: Молодцы! Мы с вами вспомнили всё, что нам потребуется в дальнейшей работе. Наша задача: смоделировать нишу для встроенной кухонной техники и создать проект современной кухни.

Сейчас вам предстоит, работая в парах выполнить необходимые расчеты.

Слайд 16

1.Найдите объёмы показанных предметов:

1 ряд

Холодильник

175 * 58 * 60

2 ряд

плита

85 * 50 * 50

3 ряд

посудомоечная машина

85 * 85 * 85

 

 

 

Учащиеся вычисляют объём, работая в парах, и сверяют ответы. Первые правильно решившие получают оценочную карточку.

1 ряд

Холодильник

175 * 58 * 60

609000 см3

2 ряд

плита

85 * 50 * 50

212500 см3

3 ряд

посудомоечная машина

85 * 85 * 85

614125 см3

Слайд 16

1.Найдите объёмы показанных предметов:

1 ряд

Микроволновой печи

27 * 48 * 40

2 ряд

тумбы с ящиками

85 * 40 * 40

3 ряд

кухонного стола

85 * 80 * 60

Слайд 16 Найдите высоту навесного шкафа, если его длина 80 см, ширина 30 см, а объём 177600см3.

Физкультминутка:

Высказывания на слайде, выполнение упражнений и моделирование кухни.

Учитель: Теперь нам нужно рассчитать размеры ниши, в которую мы разместим мебель и встроенную технику.

Какие измерения нам понадобятся? Какую величину нам нужно узнать, прежде чем вычислять объём ниши? Какое действие для вычисления длины нужно выполнить?

Слайд 16 Вычислите размеры ниши в которую мы должны разместить мебель и технику.

Учитель: Поздравляю! Вы успешно справились с поставленной задачей. Запишите задание на дом. Какие измерения нужно выполнить?

Подведение итогов. Выставление отметок самым активным.

1 ряд

Микроволновой печи

27 * 48 * 40

51840 см3

2 ряд

тумбы с ящиками

85 * 40 * 40

136000 см3

3 ряд

кухонного стола

85 * 80 * 60

408000 см3

Один учащийся считает на доске, остальные в тетради.

b = 177600 : (80 * 30) = 74 см

 

Нам понадобятся три измерения: высота, длина и ширина. Сначала нужно посчитать длину, выполнив действие сложение.

Учащиеся вычисляют объём, работая в парах, и сверяют ответы.

V = 84 * 60 * (40 + 80 + 80) = 5040 * 200 = 1008000 cм3