Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему "За то, что хлеб, как солнце, на столе сияет"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

  • Познакомить учащихся с традициями и обычаями русского народа;
  • Способствовать развитию творческого воображения и умения “весело” проводить свободное время;
  • Воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям своего народа.

Форма: развлекательно-познавательная игра.

Оборудование: Предметы кухонной утвари: серп, квашня, ухват, лопата, сито. Хлебные выпечки: пирог-загибенник, круглые булки, каравай, сушки и т.д.

Эпиграф: “Хлеб – это жизнь. Он вечен, как мать, как Родина”. Р.Гамзатов.

1-й ведущий:- Добрый день, дорогие друзья!
2-й ведущий: - Здравствуйте!
1-й ведущий: - У меня на ладони дышит влажный комочек земли. Земля – это истинное чудо. То единственное, что превыше всего.

Земля – мать всех поколений, колыбель человечества. Земля дает нам духовные и физические силы. Земля обувает и одевает нас, кормит и поит, защищает в трудные минуты.

2-й ведущий: - Мы называем землю матерью, матушкой, кормилицей, поем ей гимны, слагаем стихи. У поэта Аркадия Кулешова есть замечательные слова:

Одна земля вскормила нас с тобою
И принесла нам солнечные сны,
Мы как подарок унесем с собою
Ее пригорки, пашни, валуны.
Тот ранний луч, который жадно ловим –
Лишь малый отблеск праздничной красы
Лесов, колосьев золотоголовых,
Родных лесов и луговой росы.
Когда на первом солнцепеке снова
Сугробы плавит молодой апрель,
Пьянеем мы от запаха зеленого,
И долго не проходит этот хмель.
А осенью в сквозном лесу под Минском
Мы приникаем к пламени рябин,
Не так ли сладость ласки материнской
В себя вбирает повзрослевший сын?
Вскормила и вспоила нас с тобою
Одна и та же щедрая земля.
Давай же в песне унесем с собою
Ее пригорки, чащи и поля.

1-й ведущий: - За свою долгую историю у человека не было более верного союзника, защитника и друга, чем его земля. Чувство сыновей преданности к матушке земле передавалось из поколения в поколение. Сколько трудов и надежд в каждой борозде, в каждом колосочке!

2-й ведущий: - Земля начинается с поля. Почему?

Потому, что поле дает нам хлеб.

1-й ведущий: - Поэтому на Руси крестьянин, испокон веков одухотворял поле. Относился к нему, как к живому существу, соблюдая библейскую заповедь: “Не причиняй вреда ни земле, ни морю, ни дереву”.
2-й ведущий:- Поле – живое. Оно дышит. Вот прикрою рукой, не пущу воздух. Оно и задохнется. Отсюда и уважение к земле.
1-й ведущий: - Выходя в поле сеять хлеб, крестьянин обувал широкие “зимние лапти”. Чтобы не давить землю – живая она, тяжесть чувствует, а в лаптях-то мягче ей, легче.
2-й ведущий: - Даже конь при работе на пашне ступает задним копытом в след переднего, т.е. зря не топчет землю. От коня, мол, не четыре пятна – “раны земле”, а только два – щадит конь землю-то.
1-й ведущий: - И поле платило за это своему пахарю-труженику щедрым урожаем, богатым вкусным хлебом.

Исполняется песня “Русское поле” слова И.Гофф, музыка Я.Френкеля.

Ведущие выносят каравай хлеба.

2-й ведущий:

Нет вкуснее тебя,
Хлеб подовый ржаной,
Когда ешь на току, а особенно в поле,
На горбушку посыпав щепоточку соли.
И запив не спеша
Родниковой водой.

Нет ценнее тебя,
Хлеб Отчизны моей!
Знаю, пахнешь и солнцем,
И чуточку потом.

Хлебом солью по праву
Встречают друзей,
Потому что он честным трудом заработан.

Учитель: - Наша встреча посвящается хлебу. Столь привычному и в то же время незнакомому.

Мы проведем с вами научно-познавательную игру.

С хлебом издавна была связана вся жизнь человека, с рождения до похорон. К сожалению, сегодня мы многого не знаем. Поэтому сегодня нам предстоит узнать о многих обычаях и традициях, связанных с хлебом.

В игре будут участвовать две “семьи”. А поскольку на Руси всегда были популярны “помочи”, т.е. помощь односельчан друг другу, поэтому “соседи” имеют право помочь “семьям”.

Итак, игра начинается.

I. Какой ритуал совершал крестьянин при прокладке первой борозды на поле?

Перед пахотой первый день страстно молились всей семьей, а прибыв на пашню, в первую борозду запахивали кусочек хлеба.

II. С началом ледохода на Ангаре женщины бросали в реку раскрошенные без ножа куски хлеба. С какой целью?

Чтобы матушку – реку быстро пронесло.

Вопрос соседям: Особую роль в прошлом сибиряки отводили домовому, уважали его. И это тоже было связано с хлебом. В чем заключалось это уважение?

Хлеб с солью клали в укромном месте во дворе, два хлебца в подполье.

Учитель: - Сегодня, произнося слово “хлеб”, мы имеем в виду какие-то изделия из муки. А в прошлом хлебом называли любые виды зерна.

Задания командам – “семьям”.

- Рассортировать зерно по сусекам и назвать его. (Семьи получают смешанные виды зерна).

Учитель: - А пока “семьи” трудятся, мы поиграем.

Проводится народная игра “А мы просо сеяли”.

Учитель: - Почти всех иностранцев, приезжающих в нашу страну, поражает, сколько много хлеба едят русские. Русский историк X VII века Иван Болтин писал, что русские вообще едят больше хлеба, чем мяса.

Чем же объясняется высокое потребление хлеба в России?

Прежде всего, надо иметь в виду, что русский национальный хлеб – это черный хлеб из ржаной муки, дрожжевой, кислый. И это многое объясняет. Как показали новейшие биохимические исследования, такой хлеб хорошо усваивается, особенно если он приготовлен на закваске (часть старого теста). Хрустящая корочка черного хлеба – это один из важнейших источников витамина В. Она богата и ферментами.

Учитель: - Чтобы получить хороший урожай зерна, земле давали время отдохнуть. По какому признаку определяли сибиряки, что земля отдохнула и пора сеять хлеб?

Когда на поле вырастало деревце толщиной с руку.

Задания “семьям”: (на карточках или компьютерная презентация).

Назовите, что хозяйка забыла положить, чтобы получился пирог?

  1. Я положила то, что в воде родится, а воды боится. (Соль).
  2. Не солоно, не варено, а едят. (Молоко).
  3. В доме еда, а дверь заперта. (Яйцо).
  4. Бел как снег, а в чести у всех. (Сахар).

Забыла положить муку, дрожжи, начинку.

Пока “семьи” заводят тесто, проводится игра “Каравай, каравай”.

Учитель: - Хлеб пекли в старину в русской печи на поду.

“Семьям” необходимо из представленных предметов старины назвать те, которые связаны с хлебом и объяснить их предназначение.

Учитель: - Наши деды и бабушки устанавливали в старину праздники. Это были дни, когда люди отдыхали от тяжелой работы. Каждый праздник имел свои ритуалы. По старому русскому обычаю дорогих гостей встречали всегда хлебом-солью. Главным хлебом на Руси был каравай. Слово “каравай” происходит от слова “кара”, “круг”, потому что каравай – круглый хлеб.

  1. Что вкладывали наши предки в понятие “каравай”?

Предки вкладывали в слово “каравай” большой смысл: круглое ясное солнышко, круглый годовой цикл, вселенная тоже представлялась кругом, и считали, что вся жизнь идет по кругу. Поэтому и хлеб считался символом жизни - круглым.

Учитель: - Одним из важных народных праздников является Масленица, с которой тоже связаны обычаи. “Вот зять идет дорогой, а брюшина стороной. Навстречу ему прохожий, спрашивает: “Что это за диво? Где я ни бывал, никогда не видал, какое это диво – зятева брюшина”

Скажите, в какой день на масленичной неделе теща зятя в гостях у себя принимает?

В среду, день называется “лакомкой”.

Учитель: - А еще скажите, люди добрые, почему говорят: “Первый блин - за упокой?”

Поминали родителей. На Руси был культ предков, считалось, что предки помогают в жизни.

Учитель: - Какое главное кушанье Масленицы?

Блин – главное кушанье Масленицы. Блин – обрядовое кушанье. И тесто на блины творили, как бы совершая таинство. Одни хозяйки готовили опару на своем дворе из снега при свете месяца. При этом они приговаривали: “Месяц, ты месяц, золотые рожки, взгляни в окошко, подуй на опару”. Другие выходили вечером готовить опару на реку, озеро или к колодцу. Дело это считалось крайне ответственным и выполнялось в тайне не только от посторонних, но и от домашних.

Учитель: - В старину уделяли особое внимание не только выращиванию хлеба, его выпечке, но и были особые правила обращения с ним.

“Семьи” готовятся рассказать и показать как в старину резали хлеб.

Хлеб резали, прижимая буханку к груди. Дела это обычно хозяин.

Учитель: - Семьи готовятся, а мы с вами поиграем. Игра называется “Веришь – не веришь”. Все мои вопросы будут начинаться со слов “правда ли”. Если то, что я скажу, вы сочтете правдой, отвечайте: “Да, это правда!”. Если вы считаете, что это невозможно, отвечайте: “Это неправда”.

  1. Правда ли, что первым хлебным растением на Руси был дуб?а, по питательным свойствам желуди могут сравниться со злаками. В пищу обычно шли поджаренные желуди. В настоящее время желудевая мука применяется при выпечке кондитерских изделий).
  2. Правда ли, что перед севом крестьяне вываливались в грязи, чтобы урожай хлеба был богатый и жирный? (Нет, накануне сева крестьяне мылись в бане, чтобы хлеб уродился чистый, без сорняков, в день сева надевали белую рубаху и с лукошком выходили в поле).
  3. Правда ли, что на Руси существовало поверье, что если стряпуха будет стоять у печи сытой, обед покажется вкуснее? (Нет, наоборот, если стряпуха будет голодной, тогда обед будет вкуснее. Пищу подавала хозяйка дома. А в большой семье ей некогда было присесть к столу во время обеда, и она ела одна после того, как закончит свои дела).
  4. Правда ли, что на Руси хозяин с женою и детьми становились перед гостем на колени, умоляя съесть еще хоть немножко? (Да, именно об этом писал И.А.Крылов в басне “Демьянова уха”).
  5. Вспомните пословицу: “Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу”. Правда ли, что в старину у крестьян не было завтрака? (Да, Домострой говорил о двух обязательных трапезах – обеде и ужине. Завтрака могло и не быть. В народе существовало поверие о том, что дневную еду надо сначала заработать).
  6. Правда ли, что зимой в дальнюю дорогу путешественники брали с собой щи? (Да, зимой путешественники зимой брали с собой в дорогу целую кадку замороженных щей. Их по мере надобности на почтовых станциях разогревали и ели).

Учитель: - В давние времена люди, отмечая праздники, устраивали пиры по случаю торжества. К этому дню пекли особый праздничный хлеб, который получил название “пирог”, от слова “пир”.

Наиболее древние пироги, это пироги из пресного теста. Дрожжевое тесто готовили простое т сдобное. Сдобное только по большим праздникам. В Сибири пекли пироги из пшеничной и ржаной муки, простокваши(без начинки) и загибенники(с начинкой). Из загибенников славилиь рыбники. Они были своеобразными фирменными пирогами. На Пасху пекли куличи, пасхи. На Вознесенье пекли рогульки, считалось, что на них Иисус Христос возносился на небо. На свадьбах существовал обычай. Когда торжество заканчивалось, гостям раздавали маленькие пряники- разгоняи, прозрачно намекая, что пора по домам..

“Семьи” работают над заданием: Назовите начинки для пирогов.

“Соседи” показывают свою сообразительность.

  1. Без чего хлеб не испечешь? (Без корки).
  2. В каком году люди едят больше обыкновенного (В високосном).
  3. Что важнее: спать или есть? (Спать).
  4. Как берут хлеб из общего блюда? (Руками).
  5. Как правильно едят хлеб: кусают от целого ломтика или отламывают небольшими кусочками и кладут в рот? (Отламывают небольшими кусочками и кладут в рот).
  6. Что на сковородку наливают, вчетверо сгибают? (Блин).

Учитель: - О хлебе существует немало пословиц и поговорок.

Задания “семьям”: дополнить пословицы (задания на карточках)

I.

  1. Хлеб, да вода …(крестьянская еда);
  2. Хлебушко калачу …(дедушка);
  3. Хлеба ни куска, так и в доме …(тоска);
  4. Красна изба углами, обед …(пирогами);
  5. Без печи холодно, без хлеба …(голодно).

II.

  1. Худ обед, коли …(хлеба нет);
  2. Хлеб – батюшка, вода – …(матушка);
  3. Хочешь есть калачи, так … (не сиди на печи);
  4. Если хлеба ни куска, так в в … (тарелке тоска);
  5. Доплясались, что без … (хлеба остались).

Учитель: - Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Появились они очень давно и уже в древнерусском быту играли немаловажную роль. Калач был к месту на пышных пиршествах царей и в повседневном питании рядового горожанина. Их посылали в знак особого расположения царя особам, имеющим высокое звание. Вместе с тем калачами одаривали нищих и заключенных по большим праздникам. Отпуская слугу в увольнение, барин, как правило, давал ему мелкую монету на калач.

Предлагается посмотреть компьютерную презентацию “Как хлеб на стол приходит”.

Труд хлебороба труден и почетен, без хлеба человек обойтись не может.

Хлеб – наш батюшка.

Хлеборобы мы на земле родной.
И прекраснее нет судьбы иной.
Ой, земля, земля –
Наша матушка
Испокон веков
Хлеб – наш батюшка.

Солнца и дождя матушке-земле.
Чтоб зерну расти в ласке и тепле.
Расцветай земля-
Наша матушка.
Набирайся сил,
Хлеб – наш батюшка.

Научились мы землю поднимать,
Уважать ее как родную мать.
Хорошей, земля –
Наша матушка.
Богатырским будь,
Хлеб – наш батюшка.

Собран урожай: сколько в нем труда!
Сладок потому хлебушек всегда.
Радуйся, земля,
Наша матушка.
Кормит Родину
Хлеб – наш батюшка.

Хлебу и земле сердцем мы верны.
Хлебом мы горды, хлебом мы сильны.
Мир тебе, земля –
Наша матушка!
А тебе любовь,
Хлеб – наш батюшка.

Учитель: - Хлеб не только основа русского национального стола, но и нечто большее. Хлеб – символ народного благополучия. Именно поэтому с хлебом в России связано большое количество обычаев. Многие из них, пережив столетия, дошли до наших дней.

Кто назовет древний русский обычай, связанный с хлебом, который мы сегодня показали, но не рассказали о нем?

Древний русский обычай, дошедший до наших дней – это приветствие друзей, почетных гостей, молодоженов, новоселов хлебом и солью. Хлеб означает полный стол, т.е. полное благополучие, а соль является древним символом охраны. Сбережения дома от пожара, позднее она стала мерилом ценности и вкуса пищи, т.е. символом хорошей еды. Вынос соли и хлеба как высший торжественный знак народного расположения сохранился и до сих пор.

И мы сегодня, соблюдая и продолжая традиции наших дедов, преподносим нашим гостям хлеб.

Жюри подводит итоги игры, награждает “семьи” и “соседей”.