Внеклассное мероприятие по математике "Веселый математический поезд"

Разделы: Внеклассная работа


Ведущий:

Счетный конкурс открываю,
Добрый день мои друзья!
Четыре команды на турнире,
Их сейчас представлю я!

(Команды представляют себя – название, девиз, приветствие.)

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на математическом поезде. Вы проедете немало занимательных и интересных станций, на каждой из которых вас ждут нелегкие испытания. Но для того, чтобы сесть в поезд, необходимо купить билеты в кассе.

Касса

Командам предлагаются задачи для устного счета. Ответы записываются на листочках. Ответы сразу проверяются и в зависимости от результата выдаются билеты в мягкий, купейный, плацкартный и жесткий вагоны. Количество баллов и тип вагона записываются на маршрутном листе. При равенстве баллов побеждает в конце игры та команда, которая ехала в лучшем вагоне.

Маршрутный лист делается следующим образом. На 1-ой странице пишут, какой команде выдан путевой лист и указывают порядок прохождения станций (для каждой команды он различный). По мере того, как команда прибывает на ту или иную станцию, дежурный по станции заполняет маршрутный лист.

Вопросы:

  1. Дать определение отрезку.
  2. Как найти неизвестный делитель?
  3. а * 0 = ….
  4. Как найти площадь прямоугольника?
  5. Назвать наибольшее двузначное число.
  6. а : 0 = …
  7. Как найти периметр квадрата?
  8. Назвать наименьшее двузначное число.
  9. Как найти неизвестное уменьшаемое.
  10. Сколько сантиметров в одном дециметре?
  11. Чему равна площадь квадрата со стороной 5 см.?
  12. Какое название имеет дробь ½?
  13. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько играл каждый?
  14. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах?
  15. Произведение и сумма, каких натуральных чисел равны?
  16. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 3 десятка? (60 десятков.)

Пока идет заполнение маршрутных листов ребятам предлагается посмотреть шуточные сценки.

Сценка “ Среднее арифметическое”

Олег стоит задумавшись.

Лена (входя): Олег, о чем ты задумался?

Олег: Знаешь, о чем я задумался? Среднее арифметическое – гениальное изобретение математиков. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки, которые получили сегодня. Ты получила “5” , а я “1”. Складываем, делим пополам, по тройке получили оба. Видишь, как хорошо. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое.

Лена: Но ты даже не спросил, устраивает ли это меня?

Олег: Подожди, но это еще не все. Ты пришла в школу на 15 минут раньше, а я на 15 минут позже. Складываем, делим пополам и выходит, что мы пришли вовремя. Вот что значит среднее арифметическое.

Лена: Ну да! Ты же гений! (В сторону.) Ну я тебя проучу. (Обращается к Олегу.) Слышишь, Олег, ты меня просил купить тебе кеды в нашем магазине. Тебе мама дала денег?

Олег: Да.

Лена: Давай я сбегаю в магазин, а ты решишь несколько примеров со своим арифметическим. (Уходит.)

Олег: Вот здорово! Наконец то и у меня будут кеды, и Роман Борисович не будет меня ругать. (Делает несколько гимнастических упражнений)

Лена: (Входит с пакетом.) Видишь, как я быстро вернулась. Я тебе кеды купила.

Олег: (С нетерпением.) Давай быстрее, покажем их. (Раскрывает пакет, с удивлением разглядывает их: один большой кед, другой маленький.) Что это?

Лена: Ты еще спрашиваешь? Это твои кеды. Один 26 размера, другой 44. Складываем, делим пополам, получаем твой размер – 35. Да здравствует среднее арифметическое.

(Олег с ужасом хватается за голову и убегает).

Шутка

Я хочу вам доказать, что в течение целого года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья, 10 праздничных дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние, зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, еще 182 дня отпадает. Остается 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому еще 15 дней отпадает. Остается всего-навсего 5дней. Многому ли можно научиться за 5 дней?

(Жюри подводит итоги и сообщает, какая команда, в каком вагоне едет.)

Ведущий: Ну, что же, все заняли свои места. Тогда поехали! По сигналу, команды расходятся по своим станциям. Время пребывания на каждой станции 5 мин. По сигналу команды переходят на следующую станцию. За временем стоянки следит начальник станции – старшеклассник. Сигналы подает ведущий.

1 станция "Эрудит".

Здесь команде предлагается разгадать кроссворд. За каждое угаданное слово – 1 балл. В конце начальник станции суммирует баллы за разгаданные слова и общее число очков записывает на маршрутном листе.

Кроссворд

По горизонтали:

  1. Арифметическое действие. (Умножение.)
  2. Число, из которого вычитают. (Уменьшаемое.)
  3. Число, на которое делят. (Делитель.)
  4. Сумма длин всех сторон треугольника. (Периметр.)

По вертикали:

5. Какая фигура изображена на рисунке? (Пятиугольник.)
6. Число, которое прибавляют. (Слагаемое.)
7. 23 = 4 · 5 + 3. 3 – это … (Остаток.)
8. Что это такое: 2х – 6 = 2? (Уравнение.)

2 станция "Веселые нотки".

На этой станции команда должна спеть песни, в которых есть числительные. Учитывается как правильный выбор песни, так и качество исполнения. Общее число баллов начальник станции записывает в маршрутный лист.

Примеры песен: "Дважды два четыре", "Чему учат в школе", "Вместе весело шагать", "Жили у бабуси два веселых гуся", "Четыре таракана и сверчок" и др. (можно использовать и современные песни).

3 станция "Угадай – ка".

Команде предлагается решить ребусы. За числовые ребусы – 2 балла, за словесные – 3 балла.

Словесные ребусы:

1. (Точка)

2. (Минус)

3. (Сумма)

Числовые ребусы:

4 станция "Внимательная".

На этой станции команде начальник станции читает задачи. Но задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце. За каждую решенную задачу присуждается 2 балла.

Задачи:

  1. В автобусе ехали 25 человек.
    На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.
    На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.
    На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.
    На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.
    На следующей остановке вышли 5 человек.
    Сколько было остановок? (5 остановок)
     
  2. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус,
    И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.
    На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон –
    Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.
    А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.
    Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.
    И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.
    Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!
    Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей)
     
  3. Летняя задача.
    На речке летали 12 стрекоз.
    Явились 2 друга и рыжий Барбос.
    Они так плескались, они так галдели,
    Что 8 стрекоз поскорей улетели.
    Остались на речке только стрекозы,
    Кому не страшны ребятня и барбосы.
    Но вот что моя голова позабыла:
    Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)
     
  4. На рынке.
    Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки,
    Грабли, ведра и рубанки, огурцов соленых банки,
    И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки.
    Продавал Трофим на рынке.
    У прилавка все толпились, покупали, не скупились.
    И хвалили млад и стар и Трофима, и товар.
    Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров продавал Трофим на трынке?
     
  5. Задача о глупом Кондрате.
    Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему 12 ребят,
    У каждого по лукошку, в лукошке – по кошке,
    У кошки – по котенку, у котенка – по мышонку.
    Задумался старый Кондрат: "Сколько котят и мышат
    Ребята несут в Ленинград?"
    [Глупый, глупый Кондрат!
    Он один лишь и шел в Ленинград.
    А ребята с лукошками, котятами и кошками
    Шли навстречу ему, в Кострому!]

5 станция "Светофор".

Здесь команде предлагаются задачи, написанные на разноцветных кружках, которые соответствуют числу очков за задачу. Если задача на красном кружке, то за нее начисляется 6 очков, если на желтом кружке – 4 очка, а если на зеленом кружке, то 2 очка.

Задачи:

1. От данных 5 квадратиков из спичек отнять 3 спички так, чтобы осталось 3 таких же квадратиков. (6 очков.)

2. Спичечный рак ползет вниз. Переложить 3 спички так, чтобы он полз вверх. (6 очков.)

3. Положено 5 спичек. Прибавьте к ним еще 5 спичек так, чтобы получилось "три". (4 очка.)

4. Приложите к 4 спичкам 5 спичек так, чтобы получилось "сто". (4 очка.)

5. Исправьте ошибку в спичечной записи, переложив всего одну спичку.

(2 очка – за каждую исправленную ошибку.)

6. Положите на стол 3 спички. Добавьте к ним еще 2, чтобы получилось восемь. (2 очка.)

6 станция "Рыболовная."

На этой станции команде предлагаются задачи, которые сделаны на карточках в виде рыбок. С одной стороны карточки написано условие задачи, с другой стороны – указана масса рыбки. Если рыбка весит 100 г, то за решение задачи присуждается 1 очко, 200 г – 2 очка.

Задачи:

  1. На одной чаше весов кирпич, а на другой – половины такого же кирпича и гиря в 1 кг. Весы находятся в равновесии. Сколько весит кирпич? (2 кг.) (1 очко.)
  2. За книгу заплатили 1 рубль и еще полстоимости книги. Сколько стоит книга? (2 рубля.) (1 очко.)
  3. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько же всего кошек в комнате? (4 кошки.) (1 очко.)
  4. Имеется кусок сукна длиной 16 м, от которого каждый день отрезают по 2 м. По истечении скольки дней отрежут последний кусок? (7 дней.) (2 очка.)
  5. У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у отца? (7 детей.) (2 очка.)
  6. Разделить 5 яблок между пятью детьми так, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине. (Четырем детям раздать по яблоку, а пятому отдать яблоко в корзине.) (2 очка.)

7 станция "Поздравительная".

На эту станцию все команды приходят одновременно. Здесь жюри подводит итоги, объявляет результаты и проводится награждение команд.