Развивающая среда как фактор нравственного становления младших школьников

Разделы: Начальная школа


Потребность в разработке научных основ организации и содержания развивающей среды, изучение ее воздействия на развитие личности ребёнка остаётся актуальной и значимой на сегодняшний день.

Любое образовательное учреждение как социальный организм современного общества сможет стать для ребёнка в этот кризисный период той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой поможет ему устоять нравственно и обусловит его ценностные ориентиры в жизни.

Под «развивающей средой» социокультурного комплекса, каким является наша школа, мы понимаем специально организованные условия, способствующие всестороннему развитию личности ребёнка в процессе учебной и внеучебной деятельности. Эффективную школу отличает позитивная атмосфера сотрудничества, ведущей установкой является стремление оказывать поддержку всякому члену группы, коллектива, который в ней нуждается.

Воспитательная система в условиях нашей школы состоит из таких компонентов, как самоуправление, классные часы на основе методики рефлексивного воспитания, уроки «Этической грамматики», внеклассные мероприятия, коллективно-творческие дела. В нашем понимании развивающая среда – это не только образовательное пространство школы. Прежде всего, это социокультурное пространство, в рамках которого происходит интеграция социальных институтов, направленная на развитие и воспитание детей. Именно их взаимодействие оптимальным образом способствует процессам развития и саморазвития, нравственного становления личности.

На протяжении уже двух лет продолжается наше сотрудничество с экологическим центром детской районной библиотеки №18, на базе которого еженедельно проводятся развивающие занятия в группах продлённого дня. Учащиеся начальной школы стали активными участниками акций «Помоги птицам», конкурса рисунков и фотографий «Отдых в Филёвском парке». С детьми занимаются ведущие специалисты Замоскворецкого парка-заповедника г. Москвы. Таким образом, проблемы экологического воспитания рассматриваются не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, физическим формированием уровня развития ребёнка.

Освоение младшими школьниками представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации. Нравственная позиция детей по отношению к природе проявляется в моральных суждениях, нравственном выборе и поведении в экологических ситуациях, развитом чувстве сопереживания и милосердия.

Одна из форм знакомства детей младшего школьного возраста с правилами поведения на природе, с учётом её сохранения и защиты – это проведение театрализованных лекций. Школьной театрально-музыкальной студией «Колокольчик» под руководством Т.Ф. Эстеровой была подготовлена лекция «Воздушные пираты ХХI века», которая обеспечила сотрудничество детей разного возраста и взрослых в области охраны природы, экологического образования и воспитания.

Второй год наша школа работает в режиме полного дня. Дополнительные развивающие занятия, такие как: изотворчество, ритмика, занятия по общефизической подготовке, по эстетическому воспитанию (программа профессора А.И. Шемшуриной) позволяет вовлечь всех детей, посещающих ГПД в творческую, развивающую, познавательную деятельность. Находясь в процессе созидательной творческой деятельности, ребёнок в большей мере способен воспринимать нравственно- этические нормы поведения, что способствует его нравственному становлению.

Традиционным стало проведение выставки рисунков младших школьников, занимающихся в изостудии. Периодически вестибюль школы превращается в вернисаж, а учащиеся, педагоги и родители в благодарных зрителей. Персональные выставки также не редкость. Они дают возможность детям определить путь к осмыслению самого себя, получить помощь в самоопределении, осознании своих отношений с окружающим миром. В апреле 2008-2009 учебного года учащиеся 3-4-х классов с коллективной работой « Земля- планета «Сад» заняли I место в Окружном конкурсе плакатов на тему «Экология и мы».

В творческих занятиях по интересам в сфере дополнительного образования наша школа находит неограниченные возможности развития одарённости, самоопределения, самореализации и саморазвития ребёнка в сознательном выборе видов деятельности и способов самопроявления.

В раннем возрасте закладывается духовный фундамент личности. Одной из форм социального управления нравственным развитием человека является традиция.

«Традиция – это своеобразная память человечества, зафиксированная духовность. Усвоение традиции есть присвоение духовности, превращение ее в душу».

В нашей школе на протяжении нескольких лет работает музей декоративно-прикладного творчества «Светлица».

Народное творчество отражает нравственный , эстетический. Трудовой опыт народа. Приобщение подрастающего поколения к народному творчеству не только обогащает его духовный мир, расширяет эмоционально-эстетическую сферу, но и самым непосредственным образом влияет на становление мировоззренческих основ и нравственных критериев, этического сознания.

Важной формой коллективно творческих дел являются фольклорные праздники. Назовём к примеру: Рождество, Масленица, праздник льна, обряды закликания, зазывания весны. Они выступают комплексным средством нравственно-эстетического, этического воспитания взрослых и детей. Постепенно в школе складываются и свои традиции.

Ежегодно в нашу школьную семью вливаются первоклассники. Посвящение в первоклассники и стало новой доброй традицией. В этом учебном году в начальной школе совместно с учащимися 5-ого и 6-ого класса праздновался «День рождения» 1-ого класса.

Дети каждого класса с большим энтузиазмом подготовили в подарок песни, танцы, стихи.

Таким образом, мы убедились, что традиции способствуют формированию нравственных чувств, навыков этического поведения.

Частью целостной системы нравственно-этического воспитания младших школьников являются занятия «этической грамматики». На них очень успешно используется конструктор «Лего».

В конце 2007-2008 учебного года, когда второклассники познакомились с «Конвенцией ООН о правах ребёнка», возникла идея проекта «Дом моей мечты». Проблемы детей, которые они высказали на занятиях, озвучили нравственный аспект этого проекта.

«Дом – это состояние души, то к чему мы расположены, чем мы дорожим», «Дома у всех разные, потому что люди разные», «Уют дома – это не только гармония и сконструированность всех вещей в пространстве конкретных комнат, но и живущие в человеке ощущения и чувства надёжности, тыла, защищённости, спокойствия и любви ».

Работа над проектом показала, что в нём нет неуспевающих детей. Представляя проекты, дети чувствуют себя членами одной большой семьи на Земле. Желают всем детям иметь крышу над головой. Много игрушек. Место для игр и др.

Учащиеся 4-ого класса заинтересовались после обзорной экскурсии по Москве и знакомством с научно-популярной литературой о России, как о государстве, взаимодействующем морем более чем с 125 государствами мира. Узнали о том, что наличие Военно-морского флота является одним из непрерывных условий обеспечения её национальных интересов и повышения международного авторитета. Эти сведения побудили к созданию проекта «Авианосец» (2-4 классы).

С помощью конструктора «Лего» на занятиях по этической грамматике педагоги проводят игры: «Умеем общаться», методика «Клубочек», «Подари другому радость», «От чего зависит настроение», «Узнай себя», «Отворите волшебные двери добра и доверия», тем самым, развивая способности адекватно оценивать свои поступки, свои действия, своё поведение и поступки окружающих людей.

Леготека в нашей школе открылась в сентябре 2008 года, но этот учебный год был очень плодотворным. Преподаватели: Кузьмина С.Д. (руководитель леготеки), Макарова О.В. – выступили с защитой Лего-проектов на Пятой окружной сессии защиты Лего-Дипломов: «Дом моей мечты», «Авианосец» (ноябрь 2008 года), команда учащихся начальных классов стала дипломантами VIII окружного Лего-фестиваля «Лего и спорт» (январь 2009 год), март-участие в конкурсе «Лучший леготекарь 2009» и победа в номинации «Методическая копилка СОШ».

Таким образом, развивающая среда является фактором нравственного становления личности ребёнка, так как в условиях позитивной развивающей среды ребёнок становится субъектом отношений, его развитие происходит в условиях творческой развивающей деятельности не только в учебное время, но и в процессе дополнительного образования, а содержанием воспитательной работы является программа нравственно-этического воспитания.