Как мы воспринимаем окружающий мир

Разделы: Внеклассная работа


Форма организации учебной деятельности: Фронтальная, групповая.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы обучения: Частично-поисковый, исследовательский.

Цели работы:

  1. Познакомить детей с органами чувств и их значением для человека;
  2. Обеспечить формирование знаний о защите органов чувств.
  3. Формировать умения в добывании знаний, в выработке умственных операций.

ООУН:

  1. Умение работать с понятиями, таблицей и рисунками при изучении нового материала и итоговом закреплении.
  2. Умение анализировать, обобщать, выделять главное.

Ход урока

1. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, сегодня такое прекрасное утро, и прекрасен мир вокруг нас! Человеку даровано слышать волшебные звуки музыки, видеть красоту родного края, ощущать аромат цветов, наслаждаться вкусом фруктов.

- Как вы думаете, о чём пойдёт разговор сегодня на уроке?

- Правильно! Мы будем сегодня изучать органы чувств человека. Чтобы нам было интересно работать, разобьёмся на группы (каждая группа получает листок с заданиями).

2. Листок заданий “Органы чувств”:

Выполнение задания №1.

Ребята в группах соединяют стрелочками 5 органов чувств с функциями, которые эти органы выполняют. Первый из группы, кто справился с заданием, выполняет это задание у доски.

Учитель задаёт классу вопрос: “Сколько органов чувств у человека?” (Ученики – 5).

Учитель сообщает, что оказывается, у человека есть ещё одно чувство (покачивает Ваньку–встаньку) и кто его назовёт до конца урока, получит приз – этого симпатичного Ваньку-встаньку.

Зрение: Учитель напоминает о самом важном органе чувств – о зрении, и вешает карточку (ЗРЕНИЕ) на доску, сообщая, что это наш сегодняшний АССИСТЕНТ, который поможет разобраться в органах чувств человека.

Повторение. Повторение строения глаза с помощью игры “Самый умный” (таблица №1)

  • Глазное яблоко;
  • Сетчатка;
  • Роговица;
  • Радужная оболочка;
  • Зрачок;
  • Хрусталик;
  • Глазные мышцы;
  • Диафрагма;
  • Артерия.

Ход игры

  1. Выйти и показать на модели глаза его строение.
  2. Каждая группа выбирает по таблице свой вопрос, а отвечающий показывает свой ответ на модели (Внимание! Два слова в таблице лишние).

Учитель дополняет изученное, что с помощью органов чувств мы не только наслаждаемся красотой мира, но и получаем информацию из окружающей природы. И больше всего информации мы черпаем через орган зрения – наши глаза!

Человек, когда долго смотрит телевизор, работает за компьютером или читает книгу, глаза сильно устают. Специально для этого была придумана гимнастика для глаз.

3. Разучивание упражнений:

  1. Поморгать часто глазами, затем закрыть и сосчитать до 5. Ещё раз поморгать, затем закрыть и ещё сосчитать до 5. Это упражнение повторить 4-5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза и сосчитать до 3, открыть глаза, посмотреть вдаль и сосчитать до 5. Это упражнение повторить 4-5 раз.
  3. Вытянуть руку вперёд и поводить указательным пальцем “вправо-влево”, “вверх-вниз”, следить при этом глазами за движением пальца, головой крутить нельзя. Затем пальцем написать цифру 8 и проследить глазами.

После зарядки, учитель вновь предлагает закрыть на минутку глаза и представить, как трудно быть незрячим людям! Но при этом незрячие могут читать, используя пальцы рук. Это такая специальная азбука – азбука Брайля.

Осязание: Учитель предлагает попробовать почитать, используя азбуку Брайна.

Каждой группе раздаётся картонка, где записано слово, которое означает орган осязания. Необходимо закрытыми глазами, водя пальцем по картонке, попробовать прочитать это слово (это слово – кожа).

Кожа-орган осязания. Поместить на доску табличку со словом “ОСЯЗАНИЕ” на руку “АССИСТЕНТА”.

4. Проведение опытов по осязанию.

На столе лежат несколько пар кубиков, на первый взгляд они кажутся одинаковыми. Любой желающий подходит к столу, ему завязывают глаза, и он на ощупь определяет, чем любые два предмета отличаются друг от друга.

  1. Тяжёлый и лёгкий;
  2. Горячий и холодный;
  3. Шероховатый и гладкий;
  4. Куб и шар;
  5. Большой и маленький.

Обоняние: Учитель берёт в руки живой цветок и нюхает, сообщая при этом, что запах этой прекрасной розы мы чувствуем благодаря обонянию, которым является наш нос.

При этом вешается на доску карточка “ОБОНЯНИЕ” на нос “АССИСТЕНТУ”. Обоняние очень хорошо развито у многих животных, например, у собаки.

5. Проведение опытов по обонянию.

Каждой группе выдаётся кубик с четырьмя запахами (на кубик наклеены цветные полоски с ароматами). На листке с заданиями есть задание “Определить запах” и там наклеены такие же цветные полоски. Каждой группе необходимо понюхать вначале зелёную полоску №1, обсудить между собой, чем она пахнет. Потом коричневую №2 и т.д.

Ароматы полосок: зелёная – запах хвои, коричневая – запах кофе, жёлтая – запах лимона, красная – запах чеснока.

Запахи бывают приятные: запах мандаринов под Новый год, душистой лесной малины, спелых яблок. Но не в коем случае нельзя нюхать уксус! Вообще, неизвестные вещества надо нюхать осторожно.

Если вы почувствовали запах газа в квартире, необходимо вызвать газовую службу.

Инструкция по безопасности при утечке газа (на листке с заданиями):

  1. При запахе газа нельзя включать и выключать электроприборы. Нельзя зажигать спички или зажигалки. От любой искорки газ может взорваться.
  2. Быстро выключите все конфорки у газовой плиты и покиньте квартиру, оставив двери открытыми.
  3. Срочно позовите на помощь взрослых. Предупредите их, что нельзя включать свет и зажигать спички.

Орган вкуса – язык: Учитель читает строки Пушкина:

Вот так яблоко! Оно
Соку сладкого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно – золотисто!

При помощи какого органа чувств мы сможем определить вкус яблока? При ответе учеников на доску вешается табличка “ВКУС” на язык “АССИСТЕНТА”, а также картинка “ЯЗЫК”.

Обычно у человека различают 4 основных вкуса. Какой вкус бывает? (Сладкий, горький, солёный, кислый).

Язык различает эти 4 вкуса разными участками – зонами. Например, горький вкус лучше всего чувствует корень языка, кончик горечь чувствует значительно слабее (показать 4 участка языка по таблице на доске). Горькую таблетку необходимо класть на кончик языка и сразу запивать водой.

Проведение опытов по определению вкуса (каждой группе раздаются контейнеры с сахаром, лимоном и солью):

  1. Взять дольку лимона и прикоснуться сначала к кончику языка, потом к середине и, наконец, к боковине языка. Вывод делают ученики: - Кислый вкус чувствуется сильно боковинкой языка.
  2. Взять кусочек сахара и определить, каким участком языка лучше чувствуется сладость (вывод – кончиком языка).
  3. Взять бумажку, пропитанную солевым раствором. Учитель показывает по таблице, какой участок языка лучше определяет солёное.

Все учащиеся каждой группы на листке заданий разукрашивают на картинке участки языка, а затем озвучивают, что у них получилось.

Оздоровительная минутка:

Сядьте удобнее, закройте глаза (звучит музыка).

В природе есть солнце. Оно всем светит и греет. Давайте сотворим солнце в небе. Возьмитесь за руки и закройте глаза (пауза).

Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Я мысленно направляю к ней лучик, который несёт мир. Звёздочка увеличивается.

Направляю лучик любовью – звёздочка увеличивается. Направляю лучики, которые несут: добро, здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Звёздочка стала большой и превратилась в солнце. Оно несёт тепло всем-всем (раздать лучики).

Откройте глаза. Какое у вас настроение? А что нам помогло создать хорошее настроение?

Орган слуха: Звуки музыки, шелест листьев мы слышим благодаря органу слуха. Вешается карточка “СЛУХ” на ухо “АССИСТЕНТА”. Как вы думаете, сколько у человека ушей? (два) А вот сейчас я вам расскажу, как устроено ухо, и может быть, вы измените своё мнение. Работа по таблице на экране.

Ушная раковина собирает звук со всех сторон и направляет в звуковой канал. Вместе ушная раковина и звуковой канал образуют наружное ухо. Слайд 1.

Слуховой канал заканчивается барабанной перепонкой, которая передаёт звук на слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко. Барабанная перепонка и слуховые косточки образуют среднее ухо. Слайд 2.

Наконец, звук попадает на сложный орган, который называется улитка. Улитка заполнена жидкостью, которая играет роль ещё одного органа чувства, о котором будет сказано позднее. В улитке много струночек. Каждая струночка узнаёт свою нотку в звуке. Эти нотки по слуховому нерву передаются в мозг, и слышится звук. Улитка и слуховой нерв образуют внутреннее ухо. Слайд 3.

Так сколько же ушей у человека? (6)

Но у человека две ушные раковины. Они нужны для того, чтобы узнавать, с какой стороны идёт звук. Если у человека одно ухо не слышит, ему очень трудно определить, с какой стороны его окликнули.

Что такое звук:

Звуки бывают низкие и высокие, ещё звуки отличаются громкостью – тихие и громкие. Очень тяжело быть незрячим, но не легче и тому, кто потерял слух. Если слух потерян не полностью, то люди пользуются слуховым аппаратом. Великий композитор Людвиг Ван Бетховен в пожилом воздухе полностью потерял слух, и чтобы слышать звуки любимого рояля, он прижимал к нему руки и слушал музыку руками! Звучит чарующая музыка Бетховена “К Элизе”.

6. Заключение. Проведение проверочной работы по листку с заданиями.

7. Д/З.

Приложение.