Комплексный урок по физической культуре для обучающихся 8-го специализированного (кадетского) класса "Путешествие по родному краю"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Задачи урока:

  • Обобщить знания обучающихся по истории, географии, культуре, спорту Ямало-Ненецкого округа.
  • Способствовать формированию у обучающихся интереса к изучению родного края, его коренному населению.
  • Развивать физические качества: силу, быстроту, ловкость и др.
  • Воспитывать  патриотизм, взаимопомощь, самостоятельность при выполнении упражнений.

Инвентарь и оборудование: карточки с вопросами и заданиями, указатели контрольных пунктов (стойки), маршрутные листы, гимнастические скамейки, нарты, рулетка, протоколы соревнований, эмблемы на каждого ученика.

Вводная часть (10-12 мин.)

Построение, приветствие, сообщение задач урока, объяснение условий проведения комплексного урока, деление класса на две команды, примерно равных по силам (по 8-10 человек).
Первая команда – «Охотники», вторая команда – «Оленеводы». Участники команд надевают эмблемы. Каждой команде выдаётся маршрутный лист.

Основная часть (50-60 мин.)

По сигналу учителя команды стартуют с середины спортивного зала (центральный круг является местом старта и финиша) и отправляются на контрольные пункты, указанные в  маршрутных листах каждой команды. На каждом этапе даётся по 5 заданий-вопросов (за каждый правильный ответ начисляется 1 очко, затем очки суммируются). Задача каждой команды - набрать наибольшее количество очков. Контрольные пункты распределены по всему залу.
На каждом контрольном пункте ассистенты учителя (обучающиеся из старших классов, заранее прошедшие подготовку) выставляют в маршрутном листе баллы и ставят подпись.
За 5 правильных ответов команда получает пять очков, за 4 ответа – четыре очка и т. д. до одного.
Примерные маршрутные листы выглядят так:

Вопросы-задания для каждой станции (учитель может подобрать свои вопросы)

I. Историческая

1. Назовите фамилию и имя руководителя восстания ненецкой бедноты в 1825 году (Ваули Пиеттомин). Какую легенду вы о нём знаете? Расскажите её.

2. В каком году был образован Ямало-Ненецкий автономный округ? (10 декабря в 1930 году был образован Ямало-Ненецкий  автономный округ. Столицей округа стал город Обдорск.)

3. Кто такой Иван Семёнович Шемановский? Что было им создано? (И.С. Шемановский – отец Иринарх) – игумен Обдорской миссии. Открыл в 1898 году первую на Ямальском Севере библиотеку. Он собрал уникальную коллекцию предметов религиозного культа и быта инородцев. Она стала основой первого музея, открытого в 1906 году.)

4. В каком году Надым получил статус города? (В 1972 году Надым получил статус города).

5. Назовите основные станции 501-й стройки.

II. Природа Ямала

1. Чем отличается почва Ямала?  (Слой почвы очень тонкий,  покрыт мхами, ягодниками, низкими травами, карликовыми  деревьями. Под почвой  вечная мерзлота).

2. В древнем календаре природы ненцев названия месяцев отражают основные отрасли хозяйства и явления природы. Какой месяц ненцы называют месяцем «мошки и оводов», месяц «Ильина дня»? (Месяц мошки и оводов приходится на июль и относится к шестому сезону – епдя – сезон жары. Ильин день приходится на август – седьмой месяц, сезон дождей – сельбянянгы ).

3. Какие животные и птицы обитают на Ямале?  (На Ямале живёт более 20 видов млекопитающих. Встречаются белый медведь, морж, тюлень, белуха. В тундре обитают северный олень, песец, лиса, заяц, горностай, лемминг. Из птиц на зиму остаются белая сова и полярная куропатка).

4. Расскажите один из мифов о животных или деревьях (мифы о медведе, собаке).

5. Что собирают тундровые жители? Почему в тундре не разрешалось собирать грибы? (В летний период жители собирают ягоды: бруснику, морошку, голубику, чернику, клюкву, целебные растения.  Жителям тундры запрещалось собирать грибы, потому что они – одно из лакомств оленей.)

III. Культура Ямала

1. Что объединяет «малицу» и «ягушку»? И какие между ними есть различия? («Малица» и «ягушка» – это зимняя одежда ненцев, сшитая из меха. «Малица» – мужская меховая рубаха, а «ягушка» – женская шуба).

2. Кого называют «Ямальским соловьём» и почему? («Ямальским соловьём» называют Семёна Николаевича Няруя. Этот человек стал первым национальным ненецким композитором. Он является автором многих популярных ненецких песен).

3. Какими были первые ненецкие народные инструменты? (Самыми первыми музыкальными инструментами были ударные – бубен и струнные инструменты. Струнные делались из сухожилий животных).

4. Что создаёт мастер Г.Е. Хартаганов кроме бытовых предметов? (Кроме бытовых предметов Геннадий Ефремович создаёт скульптуры, в которых изображаются различные сценки из жизни).

5. Назовите первого ненецкого художника. (Константин Леонидович Панков был первым профессиональным ненецким художником).

IV. Обряды, ритуалы и праздники

1. Кого называют шаманом? (Шаман – человек, наделённый от духов способностями, позволяющими ему выступать посредником между людьми и миром духов и сил).

2. Какие обряды исполняют только женщины? (Женщина – хранительница дома. Её надлежит охранять дом от темных духов и откупаться от них, бросая кусочки пищи в огонь. Она следит за всем тем, что может принести вред её детям, родным, также охраняет огонь).

3. Где находится самое древнее святилище на Ямале? Как оно называется? (Самым древним святилищем на Ямале было Ангальское (Лунхавт). Оно находилось на Ангальском мысе, неподалёку от современного Салехарда и считалось общим для семи самых древних ненецких родов).

4. Зачем приносятся жертвы? Что приносили в жертву духам? (Жертвоприношение – это особый обряд у северных культов. Жертву приносят духам, чтобы их задобрить, заключить договор с духом, как благодарность за помощь, либо как задаток. В жертву приносили одежду или ткань для одежды, шкурку пушного зверя – это бескровные жертвы. Кровавое жертвоприношение считалось угощением. Для  таких жертв использовали оленей, овец, коров, рыб и т.д.).

5. Что такое культовое место? (Культовые места – наиболее почитаемые места, где приносят жертву духам и совершают обряды).

 V. Спортивная

1. Какие спортивные соревнования любят коренные жители севера? (Жители севера любят соревноваться друг с другом. Они устраивают гонки на оленьих упряжках, соревнуются в метании тынзяна на хорей, в прыжках через нарты, в перетягивании палки. Большой популярностью пользуются соревнования в силе, когда участники по очереди поднимают тяжести или друг друга, или пытаются сдвинуть один другого с места, встав на четвереньки и перетягивая ремень, надетый на шеи соревнующихся).

2. В каком городе стали проводиться традиционные соревнования оленеводов на кубок губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа? (Традиционные соревнования оленеводов стали проводиться в городе Надыме).

3. Какие виды входят в программу национального многоборья? (В программу многоборья  входят следующие виды: метание тынзяна на хорей, метание тынзяна на дальность, прыжки через нарты, тройной прыжок).

4. Какое расстояние должно быть между нартами? (Расстояние между нартами должно быть 50 см.).

5. В каких случаях тройной прыжок не будет засчитываться? (Прыжок не засчитывается, если при отталкивании от земли ноги не находятся на одной линии, если отталкивание от земли производится одной ногой, если участник при первом отталкивании наступил или заступил за планку).

После прохождения контрольных пунктов учащиеся сдают маршрутные листы учителю или секретарю для подведения итогов первого этапа и переходят ко второму этапу – соревновательной программе. Командам выдаются протоколы, где указываются  участники, результаты по прыжкам через нарты, тройному прыжку, итоговый результат.

Соревновательная программа начинается с командного бега на дистанции 500 метров.
Все участники одной команды стартуют одновременно. Результат командного бега определяется по сумме времени первого и последнего  участников команды.
Затем команды распределяются по видам соревновательной программы. Одна команда начинает соревнования по прыжкам через нарты, другая в тройном прыжке. Участники выполняют по две попытки. Лучший результат фиксируется в протоколе. Общий итог подводится по лучшим показателям всех участников.
Перед выполнением упражнений командам напоминают о правилах соревнований, даётся время для разминки (5-7 минут).

Заключительная часть (5-7 мин.)

1. Построение участников (команд)

2. Подведение итогов комплексного урока. Учитель объявляет  итоги 1-го этапа (сумму набранных баллов при прохождении контрольных пунктов) и итоги 2-го этапа (общий итог по прыжкам через нарты и тройному прыжку).

3. Награждение. Команда-победительница 1-го этапа награждается грамотой в номинации «Лучшие знатоки родного края», команда-победитель 2-го этапа награждается грамотой в номинации «Лучшие спортсмены по национальным видам спорта».

В случае если одна команда станет победителем в двух этапах, она награждается грамотой «За хорошие знания и высокие спортивные результаты».