Методическая оснащенность деятельности специалистов ПМПк школы по обследованию детей с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Администрирование школы


Число учащихся начальной школы, не справившихся с требованиями стандартов школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2, 2.5 раза  – это 30% детей. Такой же процент в России наблюдается по увеличению детей с психическими расстройствами.

Изучение ребенка, имеющего проблемы в развитии, не заканчивается обследованием городской психолого-медико-педагогической комиссией. Оно продолжается в том образовательном учреждении, где обучается данный ребенок. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляет школьный психолого-медико-педагогическип консилиум (ПМПк).

Целью ПМПк является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Задача школьного консилиума — выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для обеспечения общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого здоровья, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной деятельности, профилактику и коррекцию негативных тенденций эмоционально-личностного развития.

Основными направлениями деятельности ПМПк являются просветительская работа, консультационная, профилактическая, диагностическая, организационно-методическая и мониторинговая деятельность.

Просветительская работа предполагает:

  • проведение постоянно действующего семинара «Школа для родителей», участие в общешкольных и классных родительских собраниях;
  • повышение теоретического и профессионального уровня педагогического состава школы по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии через организацию :
  • проведение семинаров, МО, педчтений, целенаправленную организацию самообучении педагогов и т.д.

Консультационная работа предполагает:

  • консультирование родителей, педагогических, медицинский и социальных работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении.

Профилактическая работа предполагает:

  • раннее выявление детей, имеющих проблемы в развитии;
  • индивидуальное и групповое консультирование, просвещение родителей по результатам диагностирования детей группы риска.

Диагностическая работа предполагает:

  • комплексное, систематическое и целенаправленное обследование детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, трудности в обучении поведении, адаптации к школьной среде;
  • выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций педагогам для осуществления индивидуального, дифференцированного подхода в процессе коррекционно-развивающего обучения.

Организационно-методическая работа предполагает:

  • организацию и проведение консилиума;
  • подбор диагностического инструментария для педагогического и психологического мониторинга;
  • проведение диагностики и обработку результатов;
  • фиксацию данных результатов в карту развития ребенка;
  • организацию взаимодействия между педагогическим составом школы и специалистами, участвующими в деятельности школьного консилиума;
  • разработку, апробацию авторских, компилятивных программ;
  • подготовку подробного заключения о состоянии развития и здоровья обучаемого для представления на городскую психолого-медико-педагогическую комиссию.

Мониторинговая деятельность предполагает:

  • отслеживание динамики развития и эффективности индивидуальных коррекциоино-развивающих программ;
  • перспективное планирование коррекционно-развивающей работы и оценку ее эффективности.

Обследование детей с ограниченными возможностями здоровья

Обследование детей с ограниченными возможностями здоровья проходит в школе по перечню предложенных материалов «Комплект рабочих материалов для деятельности ПМП службы»  под редакцией М.М.Семаго.  Новым  в предложенных материалах является перечень следующих  бланков:

1. Перспективное планирование плановых заседаний ПМПк МОУ СОШ№12 на 2007-2010г.

№п\п Фамилия, имя учащегося Форма обучения, класс Заключение консилиума Сроки
  1.  
Иванов И. 4в индивидуальная 1. Психолого-педагогическое наблюдение.
2. Посещение логопункта.
3. Посещение занятий БОС-здоровья.
Январь 2009г
  1.  
       
  1.  
       

2. Вторичное обследование детей с ограниченными возможностями здоровья

1) Заключение психолого-медико-педагогического консилиума МОУ СОШ №12

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________________
Дата рождения______________________________________________________________
Дата проведения консилиума__________________________________________________
Формулировка вопроса педагога или родителей

  • первичное обращение___________________________________________________________
  • оценка динамики обучения и коррекции психофизических особенностей и познавательных интересов по итогам триместра (полугодия,___________________ учебного года). Выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы учителем, родителями. Рекомендации на следующий этап обучения (продолжение, как в 1 заключении)

2) План коррекционно-развивающей работы с учащимся_________класса________

План коррекционно-развивающей работы с уч-ся класса _____________

Ф.И ___________________________________________________

Специалисты Рекомендации педагогам и родителям
Кл.руководитель
_______________
_______________
 
 
 
 
 
Психолог
_____________
_____________
 
 
 
Учитель-логопед
_______________
_______________
 
 
 
Соц педагог
_____________
_____________
 
 
 
Учитель предметник
_____________
_____________
 
 
 
 
Учитель предметник
_____________
_____________
 
 
 

ОЗНАКОМЛЕН(А)  «___»_________________200___г
Подпись родителей________________________________

3) Карта развития детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды и учащиеся, находящиеся на индивидуальной форме обучения )

Психолого-педагогическая карта учащегося

Фамилия, имя: __________________________________
Дата рождения: __________________
Школа: № _________   класс: _________ тип класса:___________________

Психолого-педагогические особенности развития личности учащегося на начальном этапе обучения:

Уровень готовности к школьному обучению Особенности  протекания процесса адаптации к школе Динамика уровня интеллектуального развития Способности учащегося по основным предметам
       

Педагогическая диагностика:

Заполняют учителя-предметники

Заполняет классный руководитель
Класс Уровень актуального развития Зона ближайшего развития Сфера нарушений школьной адаптации
Русский язык
2 класс     Сложности в обучении, воспитании:
       
Литературное чтение.
2 класс     Трудности в освоении норм поведения:
       
                                                         Математика
2 класс     Сложности в развитии учебно-интеллектуальных УН
       
Ознакомление с окружающим миром.
2 класс     Особенности социальных контактов:
       

Психологическая диагностика:

Познавательная сфера Личностные особенности Мотивационно-волевая сфера
     

Биологические факторы: ________________________________________________________________________________

Дополнительные сведения (участие в конференциях, олимпиадах; грамоты, награды/занятость в системе дополнительного образования):

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс
         

Рекомендации по сопровождающей работе: ________________________________________________________
Учитель:
Классный руководитель:
Психолог:

Методические материалы по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность  специальных (коррекционных) классов 7 вида:

1.Закон РФ «Об образовании»;
2.«Типовое положение об общеобразовательном учреждении» (Постановление правительства РФ от 19.03.01 г №196);
3.Положение о  специальных (коррекционных) классах.
4.Приказа по школе «Об организации работы специальных (коррекционных) классов».

2. Педагогический мониторинг развития учащихся специальных (коррекционных) классов

1) Индивидуальное развитие:

А) Характеристика учащегося _______класса.
Б) Карта развития:

  • Коммуникативные навыки.
  • Самостоятельность.
  • Самодисциплина.
  • Интеллектуальное развитие.
  • Лист динамики состояния учащегося ____класса_____в 2008-2009 уч.году
  • Предметные умения и навыки: русский язык, математика, техника чтения.
  • Результаты обученности по русскому языку (по результатам контрольных работ) на _уч.год.
  • Результаты обученности по математике (по результатам контрольных работ) на _уч.год.
  • Успеваемость учащегося ( на конец 1 , 2, 3 трим).
  • Коррекционная работа с учащимся __________(все педагоги). (Приложение 1)

Мониторинг  развития учащихся специального (коррекционного) класса 7 вида.

А) Состояние здоровья учащихся _ класса.
Б) Социальный статус семей учащихся  _ класса.
В) Социально-психологическая характеристика класса.
Г)  Карта наблюдения за специальным (коррекционным) классом.
Д) Диагностическая ведомость общеучебных умений и навыков для дифференцированного обучения школьников
Е) Отчет о контроле за выполнением рекомендаций по пролечиванию учащихся  у специалистов согласно диагнозу.
Ж) Лист динамики состояния учащихся на ___уч.год

2) Психологическое сопровождение учащихся  специального (коррекционного) класса

А) Карточка индивидуального развития ребенка.
Б) Индивидуальный план коррекционно-психологической помощи.
В) Карта отслеживания динамики развития учащихся _________класса на ____полуг
Г) Психолого-педагогическая карта.

3) Логопедическое сопровождение учащихся  специального (коррекционного) класса.

А) Динамика коррекционной работы по дисграфии.
Б) Перспективный план коррекционной работы с учащимся  С(К)К (3этап обучения) Соболевым Владиславом
В) Динамика состояния учащегося____
Г) КРО    исследование сенсомоторного уровня речи.
Д) Лист коррекционных занятий.

Список литературы:

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. М„ 1982 .
  2. Альманах психологических тестов. М., 1986.
  3. Паскакова И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. М., 1995.
  4. Власова Т. А. Лубовский В. И. и др. Дети с задержкой психического развития. М., 1984.
  5. Демьянов 10. Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. Спб., 1999.
  6. Сарпова Г. А., Артемьева Т. П. Педагогическая диагностика учащихся с ЗПР. Екатеринбург, 1995.
  7. Чарковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М., 1993.
  8. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.
  9. Битяиова М. Р. Работа психолога в начальной школе. М., 1998.
  10. Выготский Л. С. Мышление и речь. М, 1956.
  11. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.
  12. ЛурияА. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологичсский анализ решения задач. N4., 1966.
  13. Насонова В. И. Анализ психофизических механизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с задержкой психического развития: Дис. ...канд пед.наук. М., 1985.
  14. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
  15. Психолого-методико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под ред. М.М. Семаго. М., 1999.
  16. Цветкова Л. С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М. 1972.
  17. Цветкова Л. С. Нарушение и восстановление счета при локальных поражениях мозга. М., 1972.
  18. Шевченко Н. К.   Организация системы коррекциоппо-развивающего обучения для детей с ЗПР // Дефектологии. 1998. №5.

Приложения