Родительское собрание "Семья — это любовь"

Разделы: Работа с родителями


Цели и задачи:

  • привлечь внимание родителей к необходимости воспитания у подростка чувства ответственности перед собой, перед родителями.
  • способствовать взаимопониманию двух поколений: отцов и детей.

Ход собрания

1ученик: Что на свете всего дороже?
Семья.
А что значит семья?
Это – семь я.
Без чего не может быть она?
Без папы, мамы и меня.
А чем же скреплена она?
Любовью сильной и большой,
Ведь все мы связаны семьей.

2 ученик:
Будьте хорошими детьми своих отцов и матерей!

3 ученик:
Больше всего уязвляет сердце отца или матери неблагодарность, равнодушие сына, дочери.

4 ученик: Семья - компас для младенца.

5 ученик: Семья - это место приземления для старших, стартовая площадка для младших, полигон взаимопонимания для каждого.

Учитель: Семья – это любовь.

Незаметно летит время. Кажется совсем недавно вы, уважаемые родители, привели своего ребенка в первый класс, а уже порядковый номер на рабочих тетрадях «7»!

Ваши дети вступили в пору подростничества. А это значит и вам самим предстоит непростой жизненный период: кризис подросткового возраста. Конфликты и недопонимание, разочарования и тревоги. И, наверное, не в одной семье произносятся такие слова: «Ты стала другой, мама!» «Не узнаю тебя, сынок!»

На наше собрание я пригласила не только родителей, но и детей для открытого и доброго диалога, который поможет нам лучше понять друг друга и не забывать, что семья строится на самом главном чувстве – любви.

Человек должен. Вся сущность нашей жизни заключается в том, что мы обязаны, должны. Иначе жить было бы невозможно. Нo человеку нужно выработать правильное отношение к выполне­нию своих обязанностей. Если человек освобождает себя от дол­женствования (то есть исполнения долга), он становится сначала мелким самолюбивым существом, потом - подлецом, потом - пре­дателем.

Какие же обязанности есть у человека? Кому и что он должен?

1. Долг перед родителями.

Учитель: Ребята, мне хочется прочитать вам совет-напутствие В. Л. Сухомлинского.

« Будьте хорошими детьми своих отцов и матерей. Три несчастья сеть у человека: смерть, старость и плохие дети, - говорит народ­ная мудрость. Старость - неотвратима, смерть — неумолима; перед этими несчастьями никто не может закрыть дверь своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня. И это зависит не только от родителей твоих, но и от вас самих - детей.

Что значит быть хорошим сыном, хорошей дочерью? Это зна­чит - приносить в дом только мир и покой, радость и счастье, не приносить тревог, огорчений, обид, позора семье.

Хорошие дети - спокойная старость, плохие дети - старость превращается в ад... Помните: как вы, дети, относитесь к своим отцу, матери, так и ваши дети будут относиться к вам, когда вы ста­нете отцами и матерями... До конца дней своих человек должен ос­таться сыном. Чем больше его ответственность за собственных детей, тем выше его сыновний долг, даже тогда, когда уже нет в живых его матери и отца.

Умей чувствовать тончайшие душевные движения матери и отца. Их болезнь - твое горе, Их неудачи и неприятности на работе - твоя беда... Если в семье горе, несчастье, неприятность - твоя ответственность за благополучие семьи возрастает во сто крат. Только упорным трудом ты можешь облегчить труд своих родителей. Этот твой труд - самое сложное человеческое дело. Он - труд души. Несчастье, горе, беда матери и отца преодолеваются часто уже тем, что и как ты думаешь. Умей думать хорошо. Умей быть добрым в мыслях и чувствах.

Береги здоровье родителей. Помни, что раннюю старость и беда твоей матери и отцу приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды. Больше всего уязвляет сердце отца и матери сыновняя неблагодар­ность, равнодушие сына, дочери...»[2]

Учитель: Труд души... Это непростое занятие, но без него вряд ли удастся услышать друг друга в этом мире. Внимательны ли вы, подростки, к своим родителям? Знаете ли, чем живут они, о чем тревожатся? Когда в последний раз вы взяли мамину ладошку в свою руку, чтобы усадить ее отдохнуть, а сами взялись за мытье посуды?

Мелочи? Пустяки? Но именно из них строится большое чувст­во уважения, ответственности, долга.

Попробуйте ответить на мои вопросы, и вам станет ясно, какие вы сын и дочь.

 (Учащимся задают вопросы. Желающие могут ответить, а присутствующие родители подтвердят правильность ответов.)

  • День рождения мамы (папы).
  • Любимый цветок мамы,
  • Любимое блюдо папы,
  • Любимый мамин фильм (книга, песня, актер).
  • Футбольная (какая-либо другая) команда, за которую болеет ваш отец.
  • Самая главная дата на календаре для ваших родителей, Почему?
  • Мамина (папина) мечта.
  • Мамины (папины) слабости: чего боятся? О чем обычно бес­покоятся? С какими привычками борются?

Учитель. Труд души требуется не только от детей, но и от родителей. Воспитать хорошего сына и дочь - сложная педагогиче­ская задача. Сухомлинский, обращаясь к родителям, говорил:

«Ро­ждение - это еще не создание. Человеческое творчество начинается с того, что вы вкладываете в рожденного вами человека свой ум, волю, красоту. С первого же крика вашего ребенка вы встретитесь с его желаниями. Помните древнюю мудрость: если хочешь погу­бить человека, дай ему все, что он пожелает. Мудро властвовать над желаниями - вот в чем материнская и отцовская мудрость... Ты будешь смотреть на своего ребенка как на единственное в мире, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать ему все, лишь бы сы­ну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть преж­де всего человеком. А в человеке самое главное - чувство долга перед теми, кто делает тебе добро…» [2]

Как же воспитать человека, который станет опорой и защитой для постаревших родителей? Нет рецепта.... Думайте и присматривайтесь. Набирайтесь мудрости у мудрых...

Учащийся:

Старинная абхазская легенда

У орла было тир птенца. Однажды отцу семейства пришлось искать другое гнездо. Но путь осложняла огромная пропасть, которую малыши были не в силах преодолеть. Орел взял первого птенца и полетел с ним через пропасть.

Кого ты будешь кормить, когда станешь взрослым? - спросил он орленка. - Тебя. отец, - ответил сын. Отец разжал когти и бросил юношу в пропасть

- Кого ты будешь кормить, когда станешь взрослым? - спросил он орленка.

- Тебя, отец,- ответил сын.

Отец разжал когти и бросил ношу в пропасть. - Кого ты будешь кормить, когда станешь взрослой птицей?- спросил орел второго птенца. - Тебя, отец!- последовал ответ. И этого птенца орел бросил в бездну. - О ком ты будешь заботиться, когда станешь взрослым? - обратилась мудрая птица к третьему сыну.

-Я буду кормить свою семью, - ответил желторотый орленок.

Это был правильный и честный ответ. Отец донес сына до безопасного места….

Учитель: Ребята, я прошу вас разъяснить смысл данной легенды, а родителей прошу помочь ребятам….

Учитель:

Психологи считают, что счастье ребенка, его привычки и пристрастия определяются жизнью в родительском доме. Вы можете много рассказывать о любви, но если ребенок будет видеть, что реально любовь - это бесконечно ссорящиеся родители, ваши рассказы - пустой звук. Вы будете мечтать о том, чтобы сын или дочь были чуткими к прекрасному и красивому, но если вы не уделяете этому аспекту должного внимания, то вряд ли ваш ребенок сможет разобраться в окружающей жизни и верно определить для себя , что красиво, а что уродливо.

 В мелодии, которая создается близкими людьми, каждый звук должен быть чистым. Не испортить ее фальшивыми нотами - долг каждого человека, и взрослого (родителя) и юного (ребенка). [1]

Я хочу вам предложить результаты анкетирования ребят нашего класса, которое выявило некоторые проблемы:

  • нет контакта с мамой – 25%
  • жесткий контроль – 5%
  • ревность к младшему брату, сестре - 10%
  • у родителей нет времени поговорить – 10%
  • родители ограничивают меня во всем – 50%
  • нет понимания – 38%
  • повышенные требования – 18%
  • никуда не пускают – 10%
  • относятся как к маленькому ребенку – 30%

За каждым из этих фактов - человеческая судьба, может быть даже драма, ведь для подростка любой, кажущийся взрослым незначительным, факт может быть трагичным.

Я позволю себе ознакомить вас с некоторыми ситуациями и попрошу родителей высказать свое мнение (учитель зачитывает цитаты из сочинений детей «Исповедь подростка»)…

Учитель:

На чем же строится семья? На доверии и понимании, на взаимном терпении ,умении ощущать себя на месте другого, на любви.

Следующий этап - творческий. Я попрошу родителей написать на лепестках ромашки, сделанной вашим ребенком, те качества, которые вы хотите в нем воспитать.

А теперь попрошу вас обменяться сюрпризами : родители дарят ромашку, а ребята - рисунок, на котором вы, уважаемые родители, увидите самые лучшие черты вашего характера.

А сейчас стихотворение....

Подожди, постой немного .
Посмотри родному в глаза
Почему в его сердце тревога
И вот-вот набежит слеза?!
Может ты его плохо понял
Иль услышать не захотел?
А не сделал ли ты ему больно,
Что, обидевшись, он онемел?
Удели дорогому внимание
О проблемах его расспроси
Помоги ему добрым советом
И любовью, теплом одари!
Сердце вмиг на любовь отзовется
И раскроется снова душа
И в семью вашу счастье вернется
А проблемы уйдут навсегда…
Курило М.С.

Слово предоставляется психологу школы......

(После выступления психолога родителям раздаются памятки.)

Учитель.

Завершить наше собрание мне хочется следующими словами:

Капитанами кораблей юности являемся мы - взрослые, а это значит, от нас зависит: сядет ли иной из этих кораблей на мель, или отправится он в большое плавание – по курсу доброты и сердечности, мужества и великодушия, готовности к подвигам и борьбе за свои убеждения, к защите того, кто нуждается в этой защите.
Л.Н.Толстой

И пусть лозунгом взаимоотношений в семье станут

Любовь - Доверие - Взаимопонимание - Поддержка.

Памятка родителям

1. Как можно чаще проявляйте живую заинтересованность делами своего ребенка, чтобы он постоянно чувствовал вашу поддержку и заботу;

2. Убедите ребенка, что он может доверять вам, что вы всегда поймете его и поддержите в любой ситуации, и его проблемы вам не кажутся смешными;

3. Не подавляйте сына или дочь своим авторитетом. Пусть они чувст­вуют себя личностями. Не занижайте самооценку у ребёнка.

4. Откажитесь от практики постоянных запретов. Это может вызвать желание сделать наоборот, назло в знак протеста. Используйте ме­тод убеждения.

5. Постарайтесь строить доверительные отношения с ребенком, просве­щайте его по вопросам интимной жизни во избежание неправильного формирования этой сферы человеческих взаимоотношений

Список литературы

1. Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в средней школе. Волгоград: «Учитель»,2004г, 95с.

2. Попова Т.В.Родительские собрания. Учимся понимать подростка. Волгоград : «Учитель»,2008, 175с.