Мотивация и успех на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


- Для чего нужна мотивация?

- Достижение успеха.

- Как избежать неуспешности?

- Формы работы с учащимися.

"Какой бы ни была ваша цель, вы сможете ее достигнуть, если только захотите потрудиться", говорила Опра Уинфри, известная американская телезвезда, ведущая, сценарист и одна из самых успешных продюсеров. А достигнуть нашей заветной цели, то есть состояния успеха, помогает нам мотивация к ней. Так что же такое мотивация и посредством чего она достигается?

Как известно, мотивация - это некое эмоциональное состояние, которое побуждает к действию (английского слова "motive - побуждение").

Помню, как в детстве я часто произносила фразу "я сама" и родители хвалили меня вне зависимости от результата, именно это, как я полагаю, и являлось моей мотивацией к действию, так как стимулом, побуждающим человека к деятельности, учёбе могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. Надежда на успех выражает уверенность в достижении намеченной цели, а боязнь неудачи связана с тревогой не суметь её достичь, не оправдать ожиданий, провалиться. Таким образом, я могу выделить 2 вида мотивации: мотивация успеха и мотивация неудачи (боязни перед успехом).

Мотивация успеха носит положительный характер. При этом действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. В этом случае личностная активность зависит от потребности в достижении успеха.

Мотивация боязни, неудачи носит негативный характер. При таком типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать плохого отношения к себе и даже наказания. Ожидание неприятностей определяет его деятельность. В этом случае, думая о предстоящей деятельности, человек уже боится возможного провала и ищет выход, как его избежать, а не как добиться успеха.

Но как же преодолеть этот психологический барьер перед возможной неудачей? Как пробудить в себе желание к успеху? Здесь нам помогает такой простой фактор человеческой сущности, как интерес. Но как пробудить в себе интерес, который направит нас на мотивацию успеха? Рассмотрим это на примере мотивов при изучении английского языка.

Здесь мотивация может быть двух видов: внешняя и внутренняя.

Поддерживать внешнюю мотивацию нам помогает социальный фактор, который может выражаться следующими мотивами:

Каждый образованный человек должен знать английский язык (для общего развития; его необходимо знать, потому что он самый распространённый в мире - без знания английского невозможно прочитать ни одной иностранной вывески, рекламы, упаковочного ярлыка).

Язык знают мои родители, а я хочу быть как они.

Изучаю как программный предмет, хочу иметь хорошую отметку.

Не хочу быть хуже товарищей.

Не хочется огорчать уважаемого мной учителя.

В то время как внутренняя мотивация связана с перспективным развитием личности и её коммуникативной направленностью:

Изучаю, так как это обязательно пригодится в жизни. Английский язык может пригодиться в институте (в работе, в жизни), может стать предметом гордости.

Нравится общение в классе на языке, нравится, когда читаем письма из англоязычных стран.

Хочу научиться писать письма на английском языке, чтобы общаться с иностранцами.

На уроке английского интересно. И о других мотивах я не задумываюсь.

Английский язык служит средством удовлетворения моих внеурочных интересов (компьютер, электронная связь интернет, современная музыка, видео). Хочу переписываться со сверстниками - иностранцами, как сосед - старшеклассник.

Также она может быть обусловлена самой учебной деятельностью, то есть интересуюсь английским как предметом: нравится переводить тексты, изучать новые слова, выполнять упражнения, ощущать успех в обучении. И здесь очевидны следующие факторы:

  • Нравится, когда мы играем.
  • Мне легко запоминаются английские слова.
  • Нравится учить стихи.
  • Люблю готовить карточки к уроку, рисунки.

Так что же необходимо делать, чтобы привлечь внимание учащихся к учебной деятельности, которая бы позволяла давать положительные результаты и избегать неуспешности?

Рассмотрим такой аспект мотивации, как игровая деятельность. Именно она позволяет полностью вовлечь и погрузить учащихся в учебный процесс. Игры подразделяют на несколько видов:

- ролевые игры (эффективные в решении коммуникативных задач по определённой лексической тематике): это может быть разговор продавца и покупателя, интервью с поп- звездой, телемост с участием политиков разных стран и многие другие.

- неподвижные игры (на развитие мышления, языковой догадки, а также отработки лексики, фонетики и грамматики). Например, игра в ассоциации или "Bingo!".

- подвижные игры (направленные на физическую разгрузку учащихся). Примером тому может служить игра "Circle Game". Учащиеся стоят в кругу. Каждый ученик держит в руках карточку с изображением животного (или с буквами алфавита или с цифрами, карточки могут быть любыми в зависимости от изучаемой темы). Учитель называет два слова: a dog - a monkey. Учащиеся, у которых на карточках изображены эти животные, должны поменяться местами. Затем учитель называет следующую пару животных и так далее.

Мы живём в мире компьютерных технологий, вот почему нельзя также упускать аспект применения Интернет ресурсов и мультимедийных технологий в работе с учащимися. Это могут быть обучающие фильмы и программы, новости кино или политики, интервью со звёздами, грамматические, лексические и фонетические упражнения и так далее.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что мотивационный аспект имеет решающее значение для активизации всех психологических процессов - мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. Для этого необходимо повышать уровень мотивации, используя разнообразные формы работы с учащимися, а именно: разнообразные игры, Интернет ресурсы и мультимедийные технологии, которые будут способствовать развитию познания у учащихся, достижению положительных результатов в их деятельности и стремлению в конечном итоге повысить эффективность процесса обучения.