Урок по информатике в 6-м классе по теме "Системы счисления. Представление памяти в компьютере"

Разделы: Информатика


Цель:

  • дать первичное представление о структуре компьютерной памяти;
  • актуализировать изученные ранее в курсе математики подходы к представлению числовой информации;
  • рассмотреть понятие «система счисления»;
  • развивать умение работать в группе.

Компетенции: формирование коммуникативной компетенции.

Технологии: личностно-ориентированные (использование приемов критического мышления)

Оборудование: презентация (УМК Л.Босова 6 класс), наглядный материал (различные виды систем счисления), карточки.

Ход урока

I. Организационный момент

Цель нашего урока – вспомнить известные вам различные системы счисления, классифицировать их и определить, какая из систем счисления используется для сохранения информации в компьютерной памяти.

II. Актуализация знаний

а) Вопрос на повторение устройства компьютера: какие устройства относятся к устройствам ввода, вывода, обработки и хранения. (Учащиеся, отвечая, выходят из-за парт и выстраиваются в две команды).

б) Как по-другому можно назвать диск, дискету? (носитель). На какие две группы можно разделить носители? (древние и современные). Каждой группе дается 10 секунд, чтобы обсудить ответ. Одна группа перечисляет древние носители, другая современные, кто отвечает садиться.

Вспоминая, системы счисления мы снова встретимся с различными носителями информации.

III. Работа по новой теме

а) Презентация  УМК Л.Босовой (слайд – определение о системе счисления)

б) 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 – какая это система счисления? (десятичная) Почему? (10-цифр) В каком виде представлена информация? (числовом)

в) Вавилонская система счисления.

 Это число 33.

г) Славянская кириллическая нумерация.

И это число 33.

д) На квитанции об уплати подати на Руси можно было увидеть такие значки. (см. рисунок в Приложении 1). Какая сумма в рублях и копейках была указана? (Ребята высказывают предположения) Проверьте себя, откройте учебник на странице 92. (1232 рубля 24 копейки)

е) Как же называлась одна из первых систем счисления и чем она отличалась от других?

Используем прием Инсерт (читают текст в учебнике с пометками). Работа по тексту.

ж) Классификация систем счисления (по мере обсуждения на доске и в тетрадях появляется схема)

Система счисления (кластер, заполняется по мере знакомства с системами счисления)

з) Выполняют задание по Римской системе счисления:

Н

ХХ-Х

Ц

CXXIII

П

ХХХ- V

А

LVII

E

XL+IX

И

MCCI

О

C - I

Я

DXVII

Д

M -CM

 

 

Заполняя вторую стоку таблицу должно получиться:

10

49

25

99

100

1201

123

1201

99

10

10

57

517

Н

Е

П

О

З

И

Ц

И

О

Н

Н

А

Я

и) Почему Римскую систему счисления назвали непозиционной? (значение числа не зависит от позиции)

А как называется десятичная система счисления? (позиционной)

(Слайды из презентации Л. Босовой «Системы счисления» слайды 7-14)

Десятичная система счисления сложилась 400 г. н.э. в Индии. С 1200 г. н. э. эту нумерацию начали применять в Европе. Как вы считаете почему спустя десятилетия остановились на десятичной системе счисления? (у человека 10 пальцев на руке)

Но были и другие системы счисления 12-ричная, 60-ричная, где до сих пор используются эти системы счисления? (столовые сервизы на 12 персон, измерение времени).

к) Какой системой счисления удобнее пользоваться компьютеру? У него есть пальцы, руки? Конечно, рук у него нет, но проанализируем некоторые объекты:

- Вилка, у которой два пальчика,

- Кнопка включения, которая принимает только два положения вкл и выкл,

- Мышь у которой и только две клавиши.

У компьютера своя система счисления и называется она двоичная, 1- есть импульс, 0 – нет импульса.

Память компьютера можно представить виде поля в клеточку, где ячейки заполнены 1 и 0.

Давайте попробуем записать пример в кодировке Windows.

IV. Практическая работа на компьютере

В графическом редакторе Paint по 8 ячеек в строке с помощью кодировочной таблицы записать пример 1+2=3, использовать копирование.

V. Проверка. Итог

- Каких видов бывают системы счисления? Какая система счисления используется при представлении информации в компьютере?

VI. Домашнее задание

Нарисовать инопланетянина и записать систему счисления, которую используют на его планете.

VII. Рефлексия

На доске два листочка с синквейнами об уроке, прикрепите магнитик на тот листок, который отражает ваше отношение к сегодняшнему уроку.

1.

Урок
Загадочный, долгожданный.
Открываем, спорим, отгадываем.
Учиться, оказывается, интересно.
Чудеса!

2.

Урок
Скучный, пустой.
Тянется, длится, ползет.
Как это надоело.
Тоска.