Внеклассное занятие по математике в 4-м классе. Итоговое занятие кружка

Разделы: Начальная школа


Тип занятия: итоговое занятие кружка по итогам 3 четверти

Форма занятия: соревнование.

Цели разработки заданий по математике:

  1. Развитие творческих возможностей каждого учащегося, развитие творческой инициативы ученика.
  2. Не только проверка знаний по предмету, но и развитие сообразительности, интереса к математике, формирование умений творчески применять имеющиеся знания.
  3. Воспитание добросовестного отношения к учёбе.
  4. Выявление лучших математиков для участия на улусной олимпиаде

Цели для учащихся:

  1. Проверить свои знания по математике
  2. Расширение познавательной деятельности
  3. Развитие умения работать в команде: доказывать свое мнение, слушать внимательно ответы других.
  4. Воспитание  взаимопомощи друг к другу.

Оборудование: интерактивная доска, все задания на слайде (Приложение 1), электронное пособие «Математическая олимпиада по математике в начальной школе», коробка, фишки.

Ход занятия

1. Орг. момент

- Сегодня, ребята, вы познакомитесь с загадочным и интересным  миром занимательной математики. Вы увидите, как разнообразен и увлекателен этот мир.

- Занятие наше будет необычным уже тем, что мы сразу организуем соревнование между двумя командами. На занятиях вам будут предлагаться различные интересные вопросы и задания. Чтобы победить в соревновании, вы должны быть активными, стремиться быстрее других, подумав, ответить на вопрос или выполнить задание. За каждый ответ команда будет получать фишки. Эти фишки мы будем класть в эти коробки. По количеству набранных фишек в конце занятия мы узнаем, какая команда работала сплоченно, дружно и активно. Команды выбираете командира и придумываете название.

2. Разминка

а) - Начинаем разминку. Это – ребусы. Для каждой команды свой ребус.  Тот,  кто первым из команды правильно угадает ребус, тот выйдет к доске и запишет на интерактивной доске. За правильный ответ получаете фишку.

1 команда: ( на слайде)

б) -  Напишите трехзначные числа из цифр 0 и1. Цифры могут повторяться.

в) - Два конца, два кольца а в середине гвоздик. Что это? (ножницы)

2 команда:

б) - Сколько получится, если  наибольшему трехзначному числу прибавить наименьшее однозначное число и затем вычесть  наименьшее трехзначное число?

в)- Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги. Что это? (стол)

г) - Сейчас будем решать задачу в стихах. Будьте внимательны. Проследите за тем, что говорится в задаче о комарах.. смотрим на доску.

Над болотцем тихо, тихо…
В теплом воздухе парят
Сам Комар да Комариха
С ними – туча комарят!

Комариха с Комаром говорят:
- Сосчитай-ка, Комар, комарят.
- Как же счесть, Комариха, комарят?
Не поставишь комарят наших в ряд.

Насчитала Комариха сорок пар.
А продолжил этот счет сам Комар.
Комарят Комар до вечера считал.
Насчитал тринадцать тысяч и устал…

А теперь считайте сами вы, друзья:
Велика ли комариная семья?

(если ответы правильные, то каждая команда получает по одной фишке)

д) Игра «Концовки».

- Сейчас проведем игру «Концовки». Вызываем по одному из каждой команды: Я начинаю предложение, а вы должны его заканчивать. Но для этого надо подумать, сообразить, чтобы концовка предложения была по смыслу правильной. «Концовки» будете выполнять по очереди, по моему вызову. Слушайте внимательно и думайте:

- Если «Тойота» в 2   раза быстрее синего «Жигули», то синие «Жигули» … (в 2 раза медленнее чем «Тойота»)

- Если Оля сидит позади Тони, то Тоня сидит    … (сидит впереди Оли)

- Зная, что Лена и Зина живут в разных домах, но на одной и той же улице, закончи следующее предложение: «Если Зина вышла из дома одновременно с Леной, то Лена вышла из дома …» (одновременно с Зиной)

- Если тонна бумаги в 10 раз тяжелее центнера железа, то … (центнер железа в 10 раз легче тонны бумаги)

3. Решение задач

(ход решения будут писать на интерактивной доске)

а)  Задача – смекалка.

- Как в комнате расставить 6 стульев, чтобы у каждой из четырех стен стояло    по 2 стула.  (одновременно от каждой команды выходят по одному ученику)

б) - На покупку мороженого у старшего брата не хватило одного рубля, а у младшего брата не хватило 15 руб. оказалось, что и вместе у них недостаточно денег для покупки одной порции мороженого. Сколько денег было у каждого из братьев и сколько стоило порция мороженого? (у старшего 14 рублей, у младшего нет ни рубля, мороженое стоит 15 рублей0

Физминутка- гимнастика для глаз

в)  Логические задачи.

-   Три брата - Иван, Дмитрий и Сергей преподают различные дисциплины в школах Москвы, Санкт-Петербурга и Калуги. Иван работает не в Москве, а Дмитрий не в Санкт-Петербурге. Москвич преподает не историю. Тот, кто работает в Санкт-Петербурге, преподает химию. Дмитрий преподает биологию. Какую дисциплину преподает Сергей в школе какого города?

г) турнир капитанов команд.

(задача – шутка)

Вопрос для капитана первой команды.

-   Четверо играли в домино 20 мин. По сколько минут играл каждый?

Вопрос для капитана второй команды:

-    У одного мужика спросили, сколько у него детей. Он ответил:

- У меня четыре сына и у каждого из них есть родная сестра. Сколько же детей было у него?

4. Задания по электронному пособию

- Первая команда решает задания с нечетными номерами, вторая команда задания – с четными номерами.

1. Чтобы поставить забор, вкопали в ряд 20 столбов через 2 метра. Какой длины получился забор? Обведи правильный ответ

40м

42 м

38 м

2. Сравни значения выражений. Какой знак нужно поставить?

38 × 7 + 38 × 3    …     38 × 11

3. Какими будут 2 следующих знака? Обведи правильный ответ

*   #   &    *  #   &   …      …

*  # 

&  *

#  &    

4. Оля моложе Димы, а Дима моложе Коли. Кто моложе: Оля или Коля? Обведи правильный ответ

Оля

Коля

одногодки

5. Нарисуй, как из 4 спичек, не ломая их, получить 7?

6. Чему равно число, если оно больше 8 ровно на его половину? Обведи правильный ответ

4

12

16

7. У Незнайки было пять целых груш, шесть половинок да восемь четвертинок. Сколько всего груш было у Незнайки?

8. Используя все известные тебе арифметические действия и скобки, составь равенства

5             5       5          5 = 6

5     5      5           5 = 7

5              5      5          5 = 30

9. Средний возраст одиннадцати футболистов команды-22 года. Во время матча один из футболистов был удалён с поля. После этого средний возраст тех, кто остался на поле, стал 21 год. Сколько лет было футболисту, удаленному с поля?

10. Петя с товарищами ходил за грибами в лес. Мальчики набрали много грибов, но половина оказались несъедобными, а восьмая часть – червивыми. Плохие грибы они выбросили. Три восьмых от всех грибов мама сварила. Сколько съедобных грибов осталось?      

- А теперь взаимопроверка, обменялись ответами. ( На доске открываются ответы с баллами) команды проверяют ответы, выставляют баллы.

5. Итог урока

Посчитайте свои фишки. Победила команда __________.

- Что было самое трудное? Какое задание было самым интересным?

– Почему вы победили? А у вас, что не получилось?

- Занятие окончилось, всем спасибо.