Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Слова с противоположным значением. Антонимы"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели урока:

  1. Обобщить, углубить, закрепить представление об антонимах.
  2. Содействовать развитию умения у учащихся применять антонимы; использовать их в устной и письменной речи; находить антонимы в тексте; сравнивать антонимы и синонимы.
  3. Создать условия для обогащения словарного запаса; для расширения кругозора; развития логического мышления и внимания; умения работать в группе.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Обратите внимание на эпиграф нашего урока: “Ученье – свет, а неученье – тьма”. Прочитайте его. К какому литературному жанру относится эпиграф? (Пословица). Объясните значение пословицы. Ученье - назовите противоположное по значению слово (неученье), свет – назовите противоположное по значению слово (тьма). Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Антонимы).

- Итак, сегодня на уроке мы обобщим, углубим и закрепим знания об антонимах; будем учиться находить антонимы в разных видах текстов и применять их.

- Что же такое антонимы? (Ответы учащихся)

3. Постановка проблемного вопроса.

- В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: “Почему мы употребляем в речи антонимы?”

4. Формирование навыков нахождения антонимов. Работа в парах.

- Старая пословица недаром молвится. “Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится”, - в этом мудром изречении заключён вековой опыт народной жизни. В пословицах и поговорках часто встречаются антонимы.

- Возьмите карточки. Прочитайте задание.

Карточка.

Прочитайте. Объясните смысл пословиц. Спишите, найдите и подчеркните антонимы.

Знай больше, говори меньше. Не бойся врага умного, бойся друга глупого. Лучшая вещь - новая, лучший друг – старый. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Обсуждение ответов.

5. Создание проблемной ситуации.

- На доске записаны пары слов. Я считаю, что это антонимы. Права я или нет? Докажите.

День – ночной.

Добрый – зло.

Работать – отдых

(Не являются антонимами. Так как антонимы – это разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одной частью речи)

- А какими частями речи могут быть антонимы? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол)

- Расположите пары антонимов по частям речи. (На доске прикреплены 3 больших конверта с обозначением части речи и карточки с антонимичными парами)

Холод – жара

Худой – толстый

Хвалить – ругать

Белый – чёрный

Плюс – минус

Одевать – раздевать

6. Домашнее задание.

- Ребята, дома вы будете выполнять аналогичное задание. Упражнение 5 на странице 60. (Задание задаю в этот момент, так как оно аналогичное, а в конце урока обычно не хватает времени для пояснений)

7. Задания по разным уровням сложности. Обогащение словарного запаса учащихся. Самостоятельная работа. Самоконтроль. Самооценка.

- А сейчас самостоятельная работа. Несколько человек будут выполнять упражнение в учебнике, а остальные работать по кар