Урок информатики на тему "Циклические алгоритмы"

Разделы: Информатика


Тип урока: урок с применением опорных конспектов.

Вид: комбинированный урок.

Технология: личностно – ориентированная.

Класс: 5

Цели урока:

1. Обучающая цель: закрепить умения выполнять алгоритм с ветвлением, создать условия для формирования первичного представления о цикле с параметром в алгоритме и команды "повторить";

2. Развивающая цель: развивать логическое и алгоритмическое мышление учащихся через установление причинно – следственных связей.

3. Воспитательная цель: развивать любознательность и познавательный интерес.

4. Мотивационная цель: побудить интерес к изучению предмета.

План урока

Содержание этапов урока

Время

Виды и формы работы

1. Организационный момент

1 мин

Приветствие

2. Мотивационное начало урока

1 мин

Постановка цели урока

3. Обобщение предыдущей темы

10 мин

Использование опорного конспекта №1 и №2, работа на компьютере

4. Объяснение новой темы

20 мин

Использование опорного конспекта №3 и №4, работа в тетради, работа на компьютере

5. Этап обобщения и закрепления изученного

6 мин

Работа с опорным конспектом №5 и №6

6. Подведение итогов, домашнее задание

2 мин

Работа в тетради

Ход урока

1. Организационный момент. (1 мин)

 Всем доброе утро! Я рада вас видеть. Сегодня урок информатики у вас проведу я. Меня зовут Лариса Дмитриевна. На уроке у нас присутствует очень много гостей. Посмотрите на них, улыбнитесь, улыбнитесь друг другу и посмотрите на меня. На уроке вы узнаете очень много нового, интересного. Девизом нашего урока будут слова из песни «Если с другом вышел в путь», давайте споем 1 куплет этой песни

2. Мотивационное начало урока. (1 мин)

Учитель: Ребята, сегодня мы изучим новую тему «Циклические алгоритмы», научимся составлять алгоритмы блок-схемой, в будущем вы научитесь составлять программы на языке программирования, а блок-схемы упрощают процесс составления программ. Может быть, кто-то из вас будет программистом. Закрепим умения выполнять алгоритм с ветвлением. Для достижения цели урока мы воспользуемся опорными конспектами, которые лежат на ваших столах. Положите их перед собой и внимательно рассмотрите.

3. Обобщение предыдущей темы. (10 минут)

А теперь повторим материал прошлого урока.

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы выяснили, что в алгоритме могут встречаться действия, которые выполняются не всегда, а только при каком – то условии. Внимание.

Вопрос: Как называется команда алгоритма, в котором проверяется условие?

(Ответ: команда ветвления).

Учитель: Она называется так потому, что в этом месте алгоритма возникает перепутье и нужно выбрать, куда пойти дальше. Ребята, это очень похоже на выбор, который делают богатыри в сказках. А сейчас прочитаем отрывок из русской народной сказки "Марья Моревна".

– Здравствуй, бабушка!

– Здравствуй, Иван-царевич. Пошто пришел по – своей доброй воле аль по нужде?

– Пришел заслужить у тебя коня – бегунца.

– Изволь, царевич. У меня ведь не год служить, а всего-то три дня. Если упасёшь моих кобылиц – дам тебе коня, а нет – то не гневайся. . .

А теперь ответим на вопросы.

Вопросы:

1. Зачем Иван – царевич пришел к Бабе – яге? (Ответ: заслужить коня – бегунца).

2. Что он для этого должен сделать? (Ответ: пасти кобылиц три дня).

3. В каком случае царевич получит коня? (Ответ: если убережет всех кобылиц).

Учитель: На прошлом уроке мы узнали, что команда ветвления полной формы записывается с помощью служебных слов "если…то…иначе. . все". Работать будем по двое, воспользуемся опорным конспектом и впишем пропущенные команды алгоритма.

Решение обсуждается вслух и демонстрируется на

Учитель: Теперь внимательно рассмотрим опорный конспект №2 и ответим на вопросы.

Вопросы:

1. Каким способом записан алгоритм? (Ответ: с помощью блок – схемы).

2. В каком блоке запишете условие? (Ответ: в блоке проверки условия, ромбике).

А теперь впишите недостающие команды в блок – схеме, работаем по двое.

Проверяем

Вспомним башкирскую народную сказку «Карасай батыр»

если унга барhaн
то унырhын
иначе улерhен
все

Молодцы, вы хорошо запомнили предыдущий материал, теперь перейдем к изучению новой темы.

4. Объяснение новой темы

Ребята, а теперь в тетрадях запишите число и тему урока «Циклические алгоритмы»

Ребята, для вас слово «цикл» незнакомое, поэтому давайте посмотрим его значение в словаре.

От греческого kyklos – круг, совокупность процессов, составляющая кругооборот в течение определенного времени (Новая иллюстрированная энциклопедия)

Учитель: Ребята, я буду называть сказки, а вы постарайтесь вспомнить фрагменты, которые повторяются несколько раз. Если вы вспомните сказку, я спрашиваю, что в сказке повторяется и сколько раз.

1. Русская народная сказка "По щучьему велению".

2. "Репка".

3. "Колобок".

По сказке «Колобок» Учитель: Ребята, обратите внимание на опорный конспект №3. Так выглядит алгоритм событий в сказке.

Вопросы: 1. Сколько строк в этом алгоритме? (Ответ: 22)

2. Какие действия повторяются в одной и той же последовательности несколько раз? (Ответ: встречает, хотят съесть, поёт, убегает)

3. Сколько раз это повторяется? (Ответ: 4 раза. В первый раз Колобок убегает от старика и старухой, а потом ещё от зайца, волка и медведя).

А теперь, взгляните на опорный конспект №4 и ответьте на вопросы.

Вопросы:

1. Сколько строк в следующем алгоритме? (Ответ: 11)

2. Почему тот же алгоритм стал таким коротким? (Ответ: Потому, что в нём появилось команда "повторить")

Только команда "повторить" записана не полностью.

Вопрос: А как можно назвать зайца, волка, медведя, лису одним словом? (Ответ: Каждого из них можно назвать одним словом "зверь")

Учитель: Давайте впишем это слово в команды 5 и 6:

5. Колобок встречает зверя

6. Зверь хочет съесть Колобка

Учитель: Итак, назовите номера строк, которые повторяются (4,5,6,7). Теперь, допишем в 3-й команде: повторить строки 4,5,6,7 для зверей (зайца, волка, медведя, лисы). Список зверей в скобках означает, что при каждом очередном повторе слово "зверь" должно заменяться на очередное название из списка в скобках. Звери как бы стоят в очереди. Таким образом, команда "повторить" будет выполняться столько раз, сколько зверей перечислено в скобках. Такие команды, которые создают повторение действий, называются циклом. Слово "зверь" является параметром цикла, а название зверей: заяц, волк, медведь, лиса – это значения параметра цикла. А сейчас, запишем в тетрадях определение цикла:

Цикл – это команды алгоритма, описывающие действия, которые надо повторить несколько раз.

Затем учитель демонстрирует (конспект №4) Решение обсуждается вслух и при необходимости уточняется так, чтобы все ученики успели заполнить конспект правильным решением.

Работа за компьютером

Затем учитель предлагает ребятам сесть за компьютеры, вписать недостающие команды в блок – схеме и сохранить свои работы в папке.

Приложение 3 (за компьютером)

Физкультурная минутка (упражнение для глаз, пальцев рук).

Разминка Ребята, угадайте слова с компьютерной «начинкой»

Ребята, а теперь закрепим полученные знания

5. Этап обобщения и закрепления изученного ( 6 минут)

Работаем по сказке «Репка»

Учитель: Используя опорный конспект №5 самостоятельно заполните опорный конспект №6.

(выполняют самостоятельно)

А теперь проверим.

Ребята, в окружающем нас информационном мире можно заметить очень много циклических алгоритмов. Например, вы все любите спорт, и смело можете повторять

Пока я крепок и здоров
Не вызываю докторов

Или

Пословицы, в которых действия нужно выполнять много раз.

6. Подведение итогов, домашнее задание

Учитель: Итак, сегодня мы узнали, зачем нужен цикл в алгоритме, как записывается команда "повторить" и в каком порядке выполняются команды цикла. Научились вставлять условия и команды в блок-схемы.

Ещё раз повторим определение цикла.

Цикл – это команды алгоритма, описывающие действия, которые надо повторить несколько раз.

Записывается домашнее задание: нарисовать блок – схему к сказке "Репка".

Объявляются оценки (с комментариями).

Спасибо за урок!

Методические рекомендации к проведению урока - в Приложении 1.