Нравственно-эстетическое воспитание. Сопереживание и сострадание

Разделы: Классное руководство


"Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием".
Джон Рескин
(1819–1900, английский теоретик
искусства, публицист)

Дидактический материал: слова Джона Рескина на доске, нарисованы тучка и солнышко, на столах у каждого по вырезанному из цв. бумаги солнышку, листу бумаги или тетради, ручки

Ход мероприятия

Звучит песня Ю. Антонова “Не рвите цветы, не рвите”

(Запись на листках и в тетрадях темы урока. Слева на листках остается место для изображения соответствующего состоянию души символа: тучка – нуждаюсь в сочувствии; солнышко – готов помочь другому.)

- Мы так беззаветно себя обожаем, что нам непременно нужно доказать самим себе, что мы (Я!) высокодуховные существа, которым не чуждо сопереживание, сострадание, забота о ближнем и т.д. и т.п. Все говорим о чистой любви, о крепкой дружбе – нам это нужно, чтобы оправдать свое существование. «Вот! Я ведь не только для себя живу! Я кому-то что-то как-то когда-то и, причем, абсолютно бескорыстно!» И каждый находит себе что-то такое, за что начинает себя уважать. Это не обязательно рассказывается всем и каждому, но обязательно существует. Очень удобно… сделаешь что-нибудь нехорошее, а простить-то себя любимого хочется, вот и думаешь, к примеру «Зато я бабушкам в автобусе всегда место уступаю. Значит, я все-таки хороший». И ведь правда уступаешь, только не потому, что ты не эгоист, а потому, что очень приятно чувствовать себя «хорошим» и «не эгоистом» и эта приятность перекрывает неудобства от поездки стоя. Если не перекрывает, продолжаем сидеть и делать вид, что абсолютно никаких старушек не замечаем… Разве не так?

Другое дело – искренне порадоваться за человека, сделать для него что-то доброе, когда ему плохо. Если получается, значит ты сопереживаешь! Значит тебя можно назвать добрым человеком.

Из урока в урок мы постигаем, как много заложено в понятие добрый человек.

- Раскройте, пожалуйста, секрет доброго человека. Какими качествами он должен обладать?

- Сопереживание и сострадание. Как они характеризуют доброту?

Эти понятия начинаются с приставки «со», что означает «вместе». Человек, способный на сопереживание и сострадание, находится в этот момент вместе с тем, кто в нём нуждается и разделяет его переживания, беду. Он как бы часть берёт на себя, то есть соучаствует (на доске – соучастие) в процессе прочувствования той или иной ситуации. И это, конечно, высокая степень доброты. Был ли в вашей жизни столь добрый человек?

- Расскажите о нём.

- Как вы думаете, такому человеку в жизни легко или трудно?

Легко, потому что он живёт с чувством чистой совести, и, конечно, трудно, потому что он постоянно несёт груз чьих-то переживаний и жизненных сложностей. Как же всё это сочетается?

- В действии и деятельности, направленной на благо других (на доске – содействие). Каждый ли на это способен?

Не каждый. А каждый ли нуждается в том, чтобы был где-то ря­дом такой человек?

- Почему каждый?

Так спокойнее, надёжнее чувствуешь себя. Верно?

- Что же из этого следует?

- Нужно ли стремиться быть способным на столь высокое понима­ние доброты и соответствия этому пониманию?

Очень хотелось бы, чтобы вы к этому стремились.

Немецко-французский мыслитель, врач, музыковед 19 века Альберт Швейцер сказал: "Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их".

Приведу пример – отрывок из статьи в газете о местном коте.

Он имел только один глаз, у него отсутствовало одно ухо, а левая нога была когда-то сломана и срослась под каким-то невероятным углом. У любого, хоть раз посмотревшего на него, возникала одна и та же реакция: до чего же у р о д л и в ы й кот. Всем детям было категорически запрещено касаться его. Взрослые бросали в него камни. А когда он пытался войти в дом, защемляли его лапу дверью, чтобы он не мог выйти. Уродливый всегда проявлял одну и ту же реакцию. Если в него бросали вещи - он терся о ноги, как бы прося прощения. Если он видел детей, он бежал к ним и терся головой о руки и громко мяукал, выпрашивая ласку. Если кто-нибудь все-таки брал его на руки, он тут же начинал лизать своим шершавым языком уголок рубашки.
Однажды Уродливый попытался подружиться с соседскими собаками. В ответ на это он был ужасно искусан. Когда я его обнаружил, Уродливый был почти что мертв. Он лежал, свернувшись в клубок. Грустная жизнь подходила к концу. Я взял его на руки и прижал к себе. Он коснулся головой ладони моей руки, и я услышал мурлыкание. Даже испытывая такую страшную боль, кот просил об одном - о капельке привязанности! Возможно, о капельке сострадания. И в тот момент я думал, что имею дело с самым любящим существом из всех, кого я встречал в жизни. Самым любящим и самым красивым. Никогда он даже не попробует укусить или оцарапать меня, или просто покинуть. Он только смотрел на меня, уверенный, что я сумею смягчить его боль.
Уродливый умер на моих руках прежде, чем я успел добраться до дома, и я долго сидел, держа его на коленях. Впоследствии я много размышлял о том, как один несчастный калека смог изменить мои представления о том, что такое истинная чистота духа, верная и беспредельная любовь. Уродливый сообщил мне о сострадании больше, чем тысяча книг, лекций или разговоров. И я всегда буду ему благодарен.

Любое живое существо на земле: цветок, животное, человек - заслуживает того, чтобы окружающие услышали его, поняли, посочувствовали.

Сострадание, сопереживание, содействие, соучастие – слова синонимы. В зависимости от того в каком именно сочувствии нуждается ваш близкий, вы совершаете соответствующие действия.

- Какие? (Постараетесь его понять, проявить деятельное сострадание, стремиться встретиться с ним, стать ему близким, любящим человеком, настоящим другом.)

- Что значит понять? (Понять - значит "услышать" переживания, мысли другого, разделить его чувства, "приоткрыть" своё сердце.)

- А просто ли это? (Понять другого непросто. Для этого надо иметь особое душевное свойство, надо приложить усилия, надо совершить поступок.)

Именно умение понять другого вызывает уважение окружающих и за это можно уважать себя.

- Должны ли мы сочувствовать человеку, если у него радость?

- Какие физические действия при этом хочется выполнять? (Прыгать, кружиться, бегать, махать руками.)

- Какие эмоциональные действия? (Смеяться, ликовать)

- Другая ситуация: у вашего близкого - горе, несчастье. Каковы физические и эмоциональные действия будут проявляться с вашей стороны? (Вы будете выполнять какую-то физическую работу,  плакать, рыдать, молчать, тосковать)

- Оказывается, действия сопереживающего могут быть физические и эмоциональные.

- Почему нас учат сопереживать, зачем это делать?

Горе, разделённое с другими, ослабляет тяжесть груза, а радость, переживаемая вместе с другими, значительно увеличивается.

- Приведите примеры в подтверждение этому.

- Значит, чувство сопереживания может быть связано как с груст­ной основой, так и с радостной,

- Как вам кажется, чтó человеку труднее сопереживать: грустное или радостное?

- Мы больше привыкли выражать сочувствие, сострадание. Почему?

К этому склоняет нас сама ситуация печали, душевная потребность выразить поддержку человеку. К этому нас приучают нормы морали, писанные и неписаные правила. А соучастие в радости определяется в основном только порывом нашей души. И оказывается, что далеко не у всех душа способна к таким порывам. Что же мешает?

- Видите, мешают тоже человеческие чувства. Но уже со знаком минус. Оказывается, что очень непросто пережить вместе с человеком его радость, торжество, победу. Какое же здесь в основном чувство может возникнуть?

- Да, зависть. Вспомните, испытывали ли вы когда-нибудь это чувство?

(Что же вы чувствовали? И как поступали? Как удавалось победить зависть?)

Нельзя его пускать в свою душу, необходимо преодолевать это чувство.

Разделите лист на 2 колонки и запишите в 1-ую - действия и чувства, которые следует проявлять при сострадании, сопереживании, а во 2-ую - какие мешают нам сопереживать, содействовать.

- Какая колонка получилась больше? О чем это говорит? Прочтите свои записи, кто желает.

Действительно, таких людей на земле больше. Так устроен человек, который в своей жизни испытывает не только радость, но и горе. А значит, все мы когда-то нуждались и будем нуждаться в помощи других. Известный американский писатель Марк Твен по этому поводу сказал следующее: "Люди, у которых свое горе, умеют утешать других".

- Что же человеку надо сформировать в себе, чтобы развить такие составляющие чувства доброты, как сострадание и сопереживание?

Уметь сочувствовать и сопереживать как в горе, так и в радости. Научившись это делать, вы достигнете истинной доброты, что вызовет уважение со стороны окружающих, т.к. сопереживание нас обогащает и укрепляет больше, чем того, кому мы сопереживаем.

В левом верхнем углу листа нарисуйте символ вашего внутреннего состояния души.

Если вы готовы поделиться своими чувствами с нами, то поднимите руки те, у которых сегодня нарисована тучка. А теперь те, у кого – солнышко.

А давайте протянем руку помощи тем, кто в ней нуждается. Ведь нам бывает неуютно, когда пасмурная погода затягивается на несколько дней. И как мы радуемся, когда появляется солнышко. У вас на столах лежит по солнышку, встаньте и положите его тому, у кого сегодня небо затянуто тучами, проявите сопереживание, сострадание.

Возьмитесь за руки, друзья, покажите, что вы вместе, что вы дружны. Спасибо.

(Звучит музыка)