Профориентационная работа в школе

Разделы: Администрирование школы


Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Профессиональная ориентация учащихся является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов, входит в круг обязанностей их психологических служб, педагогических коллективов, органов управления образованием.

Важнейшие направления профессиональной ориентации:

  • профессиональная информация — ознакомление учащихся с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
  • профессиональная консультация — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
  • профессиональный подбор — предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
    психологическая поддержка — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

В современных условиях профориентационная работа приобретает исключительно важное значение. Это обуславливается:

  • переходом к новым социально-экономическим отношениям в современном обществе;
  • изменением роли человека в новых социально-экономических условиях;
  • изменением в профессиональной сфере - всё возрастающее применение новых технологий, в т.ч. компьютерных, нано технологий.

Современная школа призвана воспитать в своих выпускниках такие качества, как предприимчивость, интеллектуальность, ответственность, умение и способность принимать самостоятельные решения, умение и способность работать в команде.

Анализируя состояние профориентационной работы на протяжении последних лет видно, что те профессии, которые выбирают наши выпускники в значительной  степени не совпадают с потребностями экономики.

Исходя из выше сказанного понятно, что профориентационная работа в школе на современном этапе должна обеспечить взаимодействие школы, семьи, учреждений профессионального образовании, промышленных предприятий, общественных организаций и других структур.

Данная работа является электронным пособием (Приложение 1), цель которого помочь заместителю школы или ответственному за профориентацию организовать свою работу и работу учителей. Возможно пополнение библиотеки документов, разработок, программ собственными наработками.