Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Учебный проект по математике по теме "Любимый город в задачах" (5-й класс)

Разделы: Преподавание математики


Из опыта своей работы я хочу представить проект в 5-м классе.

Сначала я хочу обосновать выбор младшего возраста для организации проектной деятельности, а затем тему своего проекта “Любимый город в задачах” по созданию сборника задач для 4–5 классов о Чите.

Каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно выполнять оценочные действия и навыки устного счета, действий с натуральными числами необходимы всем. Вот почему при обучении детей математике большое внимание необходимо уделять работе с числом, формирование у школьников вычислительных навыков и умения решать несложные практические задачи, требующие элементарных познаний в математике. Однако, как показывает практика, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Как решать задачи, чтобы научиться этому? Конечно, чем больше решаешь задач, тем большего результата добиваешься. Это правильно. Но эти проблемы более успешно можно решать в процессе обучения школьников составлению задач, в том числе авторских задач на основе интересующего детей материала.

Следует внимательно отнестись к методике использования текстовых задач в процессе обучения в начале 5-го класса.

Мышление пятиклассников конкретно и развивать его надо в деятельности с конкретными объектами и величинами.

Вот поэтому для данного проекта я и выбрала 5-й класс.

Авторские задачи позволяют обратиться ко многим проблемам: принадлежности к региональной общности, любви и уважению к родному городу, чувству гордости за него. В ходе решения таких задач учащиеся получают дополнительные сведения о развитии экономики города, его истории, о том, что город делает для подрастающего поколения, тем самым учитывая региональный компонент в содержании образования, который является обязательной составляющей государственного образовательного стандарта.

Для ребенка очень важно быть не только в роли ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой он ищет сюжет и содержание, интересные прежде всего ему самому. Для нас же важно, что придумывая собственную задачу, ученик глубже вникает в ее математическую суть, анализирует и сравнивает известные типы задач и пополняет свой математический опыт. Особый интерес у ребят вызывает составление задач на материале краеведения.

Строилась работа над проектом следующим образом.

Мотивация к применению знаний.

Текстовых задач, содержащих краеведческий материал, который бы позволял детям познавать историю своего города средствами математики, нет. Поэтому представляется целесообразным создание таких задач самими детьми для 4-5 классов. Поэтому учительница 4 класса (по моей задумке) обратилась к ученикам 5 класса за помощью в составлении задач о своем городе и мы с учениками 5 класса решили назвать свой проект “Любимый город в задачах” и результатом работы над проектом должен был стать мультимедийный диск со сборником задач для 4-5 классов о Чите.

Работа над проектом включала несколько этапов.

I этап. Знакомство учащихся с проектной деятельностью.

II этап. Знакомство учащихся с памяткой “Как составить задачи на краеведческом материале”.

III этап. Сбор фактических данных о Чите для составления задачи.

IV этап. Процесс составления задачи.

V этап. Оформление задач в печатном (рукописном) виде с иллюстрациями или в виде мультимедийных презентаций.

VI этап. Проверка и оценка авторских задач.

VII этап. Создание диска “Любимый город в задачах” из презентаций учащихся.

Класс разделился на 6 групп. Каждая группа выбрала из предложенных 6-ти тем одну. Эти темы звучали так:

– История появления нашего города (1 гр.)

– Памятники и знаменитые дома нашего города (2 гр.)

– Чита в цифрах и фактах (3 гр.)

– Достопримечательности нашего города (4 гр.)

– Природа в нашем городе (5 гр.)

– Дети в нашем городе (6 гр.)

На следующем этапе я познакомила детей с памяткой “Как составить задачу на краеведческом материале”.

Памятка.

1) Сбор фактических данных.

Каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные (их можно искать в периодической печати, “Энциклопедии Забайкалья”, исторических справочниках, Интернете и др. источниках).

2) Процесс составления задачи.

Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем:

– Действия с натуральными числами.

– Единицы измерения длины, площади.

– Нахождение числа по его части.

3) Формулировка условия задачи.

Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения как математики, так и краеведения.

Как работать над формулировкой задачи:

а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;

б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;

в) решить задачу выбранным методом или составить кроссворд с терминами по данной теме или получить ответ, выполнив следующие действия…

4) Правильное оформление задачи.

Требования:

– наличие исторической справки;

– корректность формулировки условия;

– наличие подробного решения;

– подготовка слайдов (3-х) с иллюстрациями, соответствующими историческим фактам, на основе которых составлена задача.

Большинство составленных задач решается с помощью арифметики, так как объем изученного пока материала не позволяет сделать большего.

Менее успешные в математике ученики брали подходящую задачу и меняли числовые данные и формулировку, что разрешалось, так как и при такой несложной работе достигается усвоение методов решения текстовых задач.

Далее дети старались правильно оформить задачу в соответствии с требованиями.

Важным моментом любого учебного проекта является оценивание работы учащихся. Процесс составления задач очень сложен, поэтому оценки все получили хорошие и отличные.

На диске собрано 37 задач о Чите. Красивые иллюстрации, придуманные и оформленные в едином стиле учениками 5 класса задачи, вызывают неповторимое обаяние столицы Забайкальского края. С диском можно работать непосредственно за компьютером или распечатать с него любые задачи. Решения задач дети готовили на отдельных листках и в слайды не включали.

Учебный проект по математике по теме “Любимый город в задачах” (5-й класс)

Цель проекта:

  • обучение школьников составлению и решению текстовых задач;
  • усиление взаимосвязи математики с другими дисциплинами, прежде всего с историей;
  • составление сборника задач о своем городе;
  • демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности.

Общая характеристика проекта

Тип проекта: практико-ориентированный.

Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.

Применяемые умения:

– проектные (организационные, информационные, поисковые, коммуникативные, презентационные, оценочные);

– предметные (математические).

База выполнения: школьная.

Формы обучения: групповая и индивидуальная (6 групп).

Продолжительность выполнения: средней продолжительности – два месяца.

Средства обучения: печатные, наглядные, компьютерные презентации.

Формы продуктов деятельности: компьютерный диск.

План реализации проекта “Любимый город в задачах”

Этапы работы Содержание этапа Деятельность учащихся Деятельность учителя
1. Организация деятельности
 

 

 

 

Погружение в проект

Проблематизация.

Обращение учителя начальных кл. к учащимся 5 класса с просьбой о составлении задач о своем городе для учащихся 4 класса.

Так как задач о Чите нигде нет, то решили составить задачи сами.

Цель работы: создание сборника задач для учащихся 4–5 класса о Чите.

Задача: каждому ученику придумать и решить задачу на материале о нашем городе.

Создание проектных групп (6).

Коллективное обсуждение плана дальнейшей работы.

Виды деятельности: информационный, творческий, прикладной.

Рассказывает о том, что такое проект и метод проектов.

Помогает в постановке проблемы: создание сборника задач для учащихся 4–5 класса о Чите.

Помогает в выдвижении задач.

Оказывает помощь в формировании групп, их 6, выборе ответственных в каждой группе.

Обращает внимание на важность предстоящей работы.

 

 

 

 

 

 

Планирование

Сбор фактических данных (каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой).

Источники информации: “Энциклопедия Забайкалья”, исторические очерки, архивы, электронные справочники, периодическая печать (читинские газеты, журналы), Интернет и др. источники информации.

Способ представления конечного результата.

Критерии оценки результатов работы:

– наличие ист.справки;

– корректность формулировки задачи;

– наличие подробного решения;

– подготовка трех слайдов с иллюстрациями.

Каждая группа выбирает тему, по которой будет составлять задачи:

– История появления нашего города (1 группа)

– Памятники и знаменитые дома нашего города (2 группа)

– Чита в цифрах и фактах (3 группа)

– Достопримечательности нашего города (4 группа)

– Природа нашего города (5 группа)

– дети в нашем городе (6 группа)

Срок выполнения работы – 2 месяца.

Выбор способов представления конечного результата деятельности: электронная презентация составленной задачи.

Знакомит учащихся с памяткой “Как составить задачу на краеведческом материале” (Приложение 1). Необходимая консультативная и организационная помощи (совет по выбору темы для задачи каждому ребенку)

Презентацию можно получить у автора статьи.

2. Осуществление деятельности
 

 

Поиск информации

За недостающей информацией обратиться в городской комитет образования, здравоохранения, городской спорткомитет, краеведческий музей, троллейбусное депо, администрацию курорта “Молоковка”, в читинский лесхоз, на детскую железную дорогу, в обл. библиотеку имени Пушкина, в детскую областную библиотеку, в библиотеку №10. Поиск, отбор и изучение необходимой информации в предложенных источниках, самостоятельное фотографирование некоторых объектов (памятника П.И.Бекетову, Дворца спорта, Дворца творчества школьников). Помогает в текущей поисковой, аналитической и практической работе (по просьбе). Дает дополнительные задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость.

Наблюдает, советует.

 

Обобщение результатов и выводов

Анализ полученной информации, формулирование выводов Анализируют информацию, формулируют условия задачи.

Из исторической справки выбирают математической содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем:

– Действия с натуральными числами.

– Единицы измерения длины, площади.

– Нахождение числа по его части.

Оформляют задачу, ее решение, готовят материалы для защиты проекта и его презентации.

Ненавязчиво контролирует. Оказывает консультативную и методическую помощь по теме “Как работать над формулировкой задачи”. Консультирует в подготовке презентации.
3. Представление результатов и их оценка
 

Презентация

Открытый отчет участников проекта о проделанной работе Общий анализ работы в группе делают все ответственные в каждой группе.

Каждый участник проекта индивидуально защищает свою задачу с мультимедийной демонстрацией 3 слайдов:

1) иллюстрация к задаче;
2) историческая справка;
3) формулировка задачи;
4) подробное решение задачи сдает на отдельном листке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.
 

Оценка процесса и результатов работы

Оценка конечного результата коллективной деятельности.

Анализ достижения поставленной цели.

Рефлексия.

Оценивают индивидуальный вклад каждого члена группы в реализацию проекта, в целом группы.

Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Проводит рефлексию.

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки.

Примеры задач

История появления нашего города

№ 1. При изучении стоянки древних людей Сухотино на территории г.Читы было найдено 20000 изделий из камня и костей животных. 10000 предметов – каменные листовые ножи, 5000 предметов – каменные наконечники стрел, остальные предметы были изготовлены из костей животных. Сколько было изделий из костей животных? Во сколько раз было больше ножей, чем наконечников стрел?

№ 2. Титовская сопка находится в черте г.Читы и известна целым комплексом археологических памятников – это поселения, мастерские каменного века, погребения, наскальные рисунки. Первые исследования на Титовской сопке начались в 1920 г. Сколько лет прошло от начала исследования Титовской сопки?

№ 3. История Читы начинается с 1653 г., когда отряд первопроходцев под командованием Бекетова по царскому указу, предписывающему заполнить все пространство от Байкала до Нерчинска 10000 душ, ступил на забайкальскую землю. Через два года подсчитали: из 10000 переселились в Забайкалье только 236 человек. Сколько человек нарушили царский указ? Сколько лет исполнилось г.Чите в этом (2008 г.) году? Когда жители нашего города отмечали 355-летний юбилей со дня основания нашего города?

№ 4. В 1624 г. П.И.Бекетов служил в Тобольске. В 1627 г. он был назначен Енисейским стрелецким сотником. В 1655 г. Бекетов возвратился в Тобольск. Сколько лет он не был в Тобольске?

№5. Вычислить ключ к ответу (кроссворд). (Кто является основателем нашего города?)

а)

  1. Сосланные в Сибирь участники восстания 1825 г.
  2. Губернатор Забайкальского края.
  3. До 2008 г. – Читинская область, а сейчас – Забайкальский …
  4. Географическое название места нахождения г.Читы.
  5. Столица края.
  6. Одна из рек, которые протекают в г.Чита.
  7. Мэр г.Читы.

б)

  1. Покосившийся квадрат.
  2. Математическое действие.
  3. Математический знак в виде двух закругленных линий.
  4. Математическое упражнение.
  5. Фигура, у которой три стороны и три угла.
  6. Результат вычитания.
  7. Число, которое вычитают из уменьшаемого.

№ 6. Забайкалье – единственная территория Сибири, где в одно время и большей частью в одном месте были сосредоточены 93 декабриста. Судьбы 85 участников с 1827 г. по 1830 г. были связаны с Читой. Сколько человек отбывали ссылку в других местах Забайкалья?

№ 7. За год в Молоковке поправляет свое здоровье 1730 человек. Сколько человек поправили свое здоровье на курорте Молоковка за последние 25 лет?

Памятники и знаменитые дома нашего города

№ 8. Крупные золотопромышленники и меценаты, братья Шумовы, были энергичны и удачливы. За 18 лет работы они добыли 160 пудов золота – а ведь это сотая часть всего золота, добытого в Забайкалье за 84 года на 199 рудниках. Сколько кг золота добывали на их приисках за 1 год? А сколько золота добыли за 84 года на 199 приисках?

№ 9. Музей декабристов расположен в самом старом здании города, архитектурном памятнике XVIII века, в Михайло-Архангельской церкви. Архивные документы рассказывают, что нынешнее ее здание было построено в 1776 г. на пожертвование горожан. Подсчитайте, сколько лет тому назад впервые встречается упоминание об этой церкви?

№ 10. В залах нашего краеведческого музея хранится 193560 экспонатов, из них вспомогательный фонд составляет 75179 предметов, а остальные составляют основной фонд. Сколько времени потребуется вам для просмотра экспонатов основного фонда, если просмотр одного экспоната занимает 2 мин.?

№ 11. Подсчитайте, сколько дней длилась Великая Отечественная война 1941-1945 г.? (Война началась 21.06.1941 г. и закончилась 09.05.1945 г.).

№ 12. На строительство танковой колонны “Комсомолец Забайкалья” молодые люди собрали 2800000 рублей, затем еще 6000000 рублей и 4800 г золота. Сколько всего денег молодежь Забайкалья собрала на строительство танковой колонны “Комсомолец Забайкалья”, если 1 г золота в 1941 г. стоил 20 долларов, а его курс к рублю был 1 к 1?

Чи