Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок литературного чтения в 4-м классе. И.Бунин. "Листопад"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  • Совершенствование осознанного выразительного чтения;
  • Знакомство с новыми словами;
  • Развивать наблюдательность, внимание, воображение, творческие способности;
  • Воспитывать чувство прекрасного, любви к родной природе, к родному краю.

Оборудование: учебник «Родная речь», (4 класс) (авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова); иллюстрации осенних пейзажей; портрет И.А.Бунина;  картина И.И.Левитана «Золотая осень»; карточки с заданиями; названия страниц; презентация, выполненная в PowerPoint <Приложение 1>.

Тип урока: урок-путешествие; изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята!
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Сегодня у нас необычный урок. Вы будете не просто мальчиками и девочками, и великими путешественниками. Чтобы в пути нас не встретили трудности, проверим, все ли мы взяли с собой в дорогу. Нам понадобятся учебники, ваша смекалка и внимание, верные друзья и хорошее настроение.
Как вы считаете, мы можем отправиться в путешествие по страницам поэзии? Тогда вперед!

II. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

– Впереди первая страница «Раздумий». Прослушав загадку, вы скажите, о каком времени года сегодня будет идти речь.

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)

(На доску повесить картину осенней природы)

– Итак, о картинах осенней природы мы будем говорить сегодня на уроке. Это время года волновало и волнует до сих пор души всех людей. О красоте этого времени года послушайте отрывок из стихотворения нашего Югорского поэта Микуля Шульгина:

Здравствуй, щедрая осень,
В рыжей шубке лисьей!
Стали студеными росы,
Стали багряными листья.

Об этом времени года хочется стихи писать, песни петь, сочинять прозу. Дома вы попробовали стать прозаиками и написали небольшие сочинения про это замечательное время года.

(Зачитываются отрывки 2-3 сочинений)

Обобщение учителя. Вы очень умело заметили всю красоту, всю сказочность осени и очень удачно смогли описать ее в своих работах. И, конечно, не обошлось без самого прекрасного осеннего явления.

Разгадав ребус, назовите это явление. (листопад)

– О каком явлении мы будем говорить на уроке?

III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

– Следующая станция «Открытий»
– Явление листопада очень часто воспевается в стихах и прозе, и сегодня мы на уроке познакомимся с поэтом и писателем, который не смог обойти стороной всю прелесть осени и не написать о ней стихотворение.
Из данной записи выберите буквы русского алфавита и прочитайте фамилию автора.
69Б324У17Н765И187Н (Бунин)
Вспомните имя и отчество поэта. (Иван Алексеевич) (Вывешивается портрет)
– Каким вы себе представляете Бунина, глядя на его портрет? (Высказываются учащиеся)
– Какое же открытие вы сделали?

– Следующая станция «Литературная»

Рассказ ученика. Иван Алексеевич Бунин – замечательный человек, поэт, писатель. Он говорил: «Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у которого есть душа…». Таким человеком и был сам Иван Алексеевич. Вот почему он дорог и близок нам, читателям.
Поэзия рано пробудилась в душе поэта. Первое свое стихотворение, он написал в 8 лет. За свою долгую жизнь (83 года) Иван Алексеевич написал много стихотворений, а также прозаических произведений. Бунин писал прекрасные стихи. За каждым из них он сам,  его переживания, его мысли, его душа.

– Какие из его стихотворений вам известны?  («Полевые цветы», «Мороз», «На проселке», «Детство», «Вечер», «Пустой зеленый ельник у дороги», «Первый снег» и др.)

IV. Изучение нового материала

– Откройте учебник на станице 152. Прочитайте название стихотворения, с которым мы познакомимся. Итак, тема урока: «Листопад» И.А.Бунина.
– Что означает слово листопад?
Листопад – опадение листьев осенью. (С.И.Ожегов).
– Чему мы будем учиться на этом уроке?
– Для чего нам это нужно?
– Но прежде чем мы познакомимся со стихотворением, выясним лексическое значение некоторых слов, которые встретятся нам при чтении.

Откроем страницу «Словарная»

Терем – высокий дом с расписанными ставнями и украшенной крышей.
Вдова – женщина, муж которой умер.
Лазурь – яркий светло-синий цвет (демонстрация цвета).
Лиловый – фиолетовы цвет (демонстрация цвета).
Багряный – темно-красный цвет (демонстрация цвета).
Завороженный – синонимы: околдованный или очарованный .
Резьба – рисунок, вырезанный на дереве, кости.

– Если при чтении стихотворения у вас возникнут непонятные слова, мы вернемся на эту страницу.
– Прослушайте внимательно стихотворение и попытайтесь ответить на вопрос! Какую осень вы увидели? (Чтение стихотворения учителем)
– Что вы увидели?
– Неторопливо прочитайте стихотворение про себя и проследите, какие картины изобразил Бунин в стихотворении?
– Чтение стихотворение вслух по цепочке.
– Как вы думаете, для чего Бунин написал его? (Чтобы обратить внимание на красоту природы; выразить свои чувства и настроения, свое душевное состояние и всю любовь к природе)

V. Беседа по содержанию

– С чем автор сравнил лес?
– Что общего между теремом и лесом? (Как стена, оконца, резьба, вышки, лес похож на деревянный терем и своим запахом. И в новом деревянном тереме, и в лесу пахнет дубом и сосной)
Терема строили в Древней Руси. В них жили князья, бояре, цари. Сохранились каменные терема, но наши предки чаще строили деревянные и украшали их резьбой.
– Стихотворение начинается и заканчивается сравнением: «Лес, точно терем расписной…»
Найдите другие сравнения.
Эти сравнения помогают лучше представить тесное многоцветье, яркий праздник природы.
– Почему слово осень поэт пишет с заглавной буквы? (Здесь это слово подобно имени хозяйки лесного терема)
– Как поэт называет осень? (Тихой вдовой)
– Кого называют вдовой? (Женщину, муж которой умер)
– Грустят вдовы, грустит осень. Как вам кажется, о чем она грустит? (О том, что скоро исчезнет красота)
Здесь Бунин использует поэтический прием – олицетворение.
Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.
– Как можно догадаться, читая стихотворение, что осенняя красота леса – последняя, недолговечная? (Играет последний мотылек, молчание леса – мертвое)
– Почему стало так тихо в лесу осенью? (Птицы улетели)
– Какие слова помогают представить лесную тишину? (Вступает тихою вдовой, мотылек замирает, мертвое молчание)
– Что нарушает тишину? (Листика шуршанье)
– Прочитаем строки так, чтобы зашуршали листья. А читать  как будем – громко или тихо?

Какие звуки будем выделять?

«молчание» – [ч]
«вышина» – [ш]
«можно» – [ж]
«тишина» – [ш]
«расслышать» – [ш]
«шуршанье» – [ш]

– Обратите внимание на то, что поэт трижды употребляет слово сегодня. Прочитайте все предложения, в которых есть это слово.
– Почему поэт несколько раз повторил это слово?
(потому что осень непредсказуема, завтра может все измениться, этот солнечный денек может быть последним. Поэт хочет, чтобы мы ценили осенний солнечный денек и любовались красотой осеннего леса).
– Как мы буд