Музей одного дня. Тема: "Русская изба. Мир добрых и злых духов" (для 2–4-х классов)

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


1. Оргмомент.

Встречают учащихся начальной школы девочки – экскурсоводы, одетые в русские народные костюмы. При входе, всем ребятам раздаются жетоны разных цветов (желтый, красный, зеленый, синий).

Приветствие и программа экскурсии.

Здравствуйте гости дорогие! Мы рады познакомить вас в Музее одного дня с русской избой и миром добрых и злых духов». Сегодня вы узнаете, как строился деревянный дом, как выбирался материал для строительства и место для новостройки. Как защищал человек свой дом от нечистой силы и зла. Жетончики, которые вы получили при входе, не теряйте, они вам пригодятся, чуть позже. Вы станете активными участниками нашей беседы, будьте внимательны и постарайтесь отвечать на наши вопросы.

2. Постройка дома. Интерактивная экскурсия.

Объяснение проводится на Интерактивной доске либо с помощью программы Notebook или StarBoard

Материал для постройки. Выбор деревьев.

Народные умельцы знали и ценили великолепные свойства древесины: дешевизну, легкость обработки, прочность, способность сохранять тепло, сравнительную долговечность. В деревянном доме всегда сухо, летом прохладно, зимой тепло. Правда у дерева есть враги.

Как вы думаете, что это за враги?

Правильно это огонь и влага. А еще есть такие жучки – древоточцы, которые портят древесину.

Лучший материал для строительства – хвойные породы деревьев. Назовите, какие вы видите здесь деревья.

(На ИД картинки деревьев и названия).

Действительно это лиственница, сосна и ель. Они имеют прямые стволы, что очень ценится в строительстве. Все хвойные деревья смолисты, а значит мало подвержены гниению. В строительном деле также используются лиственные породы.

Дуб, как известно, обладает очень прочной древесиной.

Немало примет учитывалось при постройке жилища, которое строилось не только для себя, но и для следующих поколений. Подбор дерева требовал соблюдения ряда запретов. Нельзя брать старые деревья – они должны умереть своей смертью. В этом отражался славянский культ дерева. Нельзя рубить дерево на перекрестке дорог, так как там хоронили людей, умерших не своей смертью. А следовательно, в дереве может оказаться нечистая сила – навь. Если три первых дерева для рубки не подошли, лучше вернуться домой. При валке дерева следовало постараться. Чтобы оно не упало на север, - дом будет холодным.

Выбор места строительства. Работа с планом местности и обсуждение с ребятами, где лучше поставить дом.

Столь же осмотрительно выбирали место для будущего дома: чтобы не затопило в паводок, чтобы не было в доме холодно и сыро от ветра, особенно осеннего. Старались не занимать угодья для земледелия и выпаса скота. Проверялось отсутствие ряда нехороших примет и знаков. Хорошо ставить дом там, где лег домашний рогатый скот, так как рога считались символом плодородия и достатка. Часто перед началом постройки учитывали приметы: наползли муравьи под специально оставленный деревянный кружок – к добру, к достатку в доме (муравьи – символ домовитости), подмокла за ночь шерсть под перевернутым горшком – к прибыли.

Попробуйте выбрать на этом плане место для будущей постройки дома.

(Работа на ИД. Учащийся на плане местности ищет место, где лучше поставить дом).

Спасибо. Мы выбрали неплохое место для строительства, теперь пора выбрать инструмент.

Выбор нужных инструментов.

Вы видите на доске разные инструменты, попробуйте выбрать те, которые понадобятся плотнику для постройки дома.

(Работа на ИД. Вызывается к доске желающий ученик, он передвигает в специальное место нужные плотнику инструменты и называет их, если знает).

Спасибо большое за выполненную работу. А теперь все посмотрим, правильно ли выполнил задание ваш товарищ.

В старину практически каждый крестьянин владел искусством плотника и мог срубить избу. Этот глагол «срубить» не случайно заменяет привычный ныне «построить» Раньше чуть ли не единственным инструментом плотника был топор. Но были, и другие инструменты: потес, тесло, струг, долото и др.

Топор (секира) – универсальный инструмент, он использовался для рубки, раскалывания и обтесывания древесины. При обработке топором деревянные волокна уплотняются и не пропускают воду.

Потес с его широким и длинным лезвием помогал стесывать, ровнять поверхность изделий.

Тесло было незаменимым при выбирании пазов, канавок.

Стругом обдирали кору с бревна.

Пила применялась редко, т.к. древесина утрачивала при пилении свою прочность: на месте распила рыхлились древесные волокна и впитывали влагу.

Как возводили дом без единого гвоздя, вы узнаете дальше.

Собираем дом. Знакомство с частями дома и секретами мастерства строителей.

Основой любой деревянной постройки – жилища, церкви, амбара, бани и прочих – являлся сруб. Стены сруба делали из горизонтально сложенных бревен – венцов, которые складывали друг на друга, по краям вырубив округлые углубления. В них – то и клали следующее бревно. Между бревнами для тепла прокладывали мох. Так постепенно возводились стены сруба (клети) – коробки будущей избы. Крышу делали покатой с двух сторон. Покрывали ее тоненькими дощечками из осины, которые скрепляли одну с другой. Это у богатых крестьян. Бедняки же крыли свои дома соломой. Солому на крышу складывали рядами снизу. Каждый ряд привязывали к основе кровли лыком. После покрытия солому «счесывали» граблями и поливали жидкой глиной для прочности. Во время дождя вода стекала с крыши в специально выдолбленные желоба, которые удерживались под крышей крюками, называемые «курицами». Верх кровли прижимали тяжелым бревном - охлупнем, конец которого имел форму конской головы. Отсюда и пошло название – конек. Конь для русского крестьянина был древним символом солнца. Поэтому конь на крыше стал солнечным знаком, защищающем дом и людей, живущих в нем. Фундамента под домом не было, зато русская изба имела подклет – высокое подполье. В нем держали скот, птицу, хранили съестные припасы. Оконные проемы делали небольшими. Как вы думаете почему? Для сохранения тепла. Совсем маленькие оконца с задвижкой в виде доски назывались «волоковые». Большие окна носили название «красных». Просветы в окнах затягивали бычьим пузырем, промасленным полотном или слюдой.

(Во время объяснения экскурсовод на ИД собирает модель избы)

На постройку дома на Севере России нужно было 115 бревен длиной по 6 м 39 см. и 120 досок по 10 м 65 см. Дружная артель плотников могла сложить жилой дом за один день.

Попробуйте правильно расставить названия частей избы на этой модели.

(Учащийся расставляет названия на ИД – венец, сруб (клеть), крыша, охлупень, конек, курицы, красное окно, волоковое окно)

Украшаем наружную часть дома. Сравнение с лицом человека по А.В.Аркадьевой.

Древнерусский строитель очеловечивал свое жилище. Уподоблял его живому человеку. И это проявилось в названии деталей избы, которые дошли до нас из глубины веков.

Вслушайтесь в них! Во – первых. У избы, как и у человека, есть лицо, и повернуто оно к дороге – улице. Улица – это дорога, которая проходит перед лицом домов. С лица избы глядят на мир глаза – окна. Окно, око, очи – это однокоренные слова. А ведь око – славянский синоним слову глаз! «Наличники» - это рама, располагающаяся вокруг окна, часто украшенная резьбой или росписью. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье крестьянина от нечистой силы. Наличник – украшение на лице дома. Наконец, у избы передняя часть – фронтон – носит название чело (по - древнерусски – лоб), а боковые планки, которыми обрамлена двускатная крыша по фасаду – причелины. Итак, на лице дома есть лоб – чело, причелины, глаза – окна… А рот? Звучание слова дверь не напоминает нам слово рот! Чаще вместо слова дверь употребляли слово ворота. Через ворота попадали в усадьбу к русскому крестьянину. Ворота были тем ртом, который красовался на лице русской избы.

(Во время объяснения экскурсовод на ИД сравнивает фасад избы с лицом человека)

Русский бревенчатый дом был для нашего предка не просто жильем, укрывающим его от непогоды. Он казался ему живым, очеловеченным существом.

Мир добрых и злых духов.

Для древнего славянина мир был населен добрыми и злыми силами и духами. Поэтому, чтобы обеспечить и обезопасить себя и свою семью, человек совершал ряд ритуалов, помогающих «договориться» со злыми силами, привлечь для защиты добрые силы.

Демонстрируется фрагмент мультика «Домовенок Кузя» о надобности в доме иметь домохозяина, т.е. домового. (1 мин.32.сек.)

На Руси повсеместно переносили в новостройку домового. В селах и городах Дмитровского района этот обряд совершали так: брали хлеб и соль, в полночь шли к новому дому, обходили его по движению солнца, становились против двери и три раза звали: домовой, домовой, пойдем домой! Экскурсовод берет рушник с хлебом и солью и предлагает:

Давайте ребята, позовем домового:

- Домовой, домовой, пойдем домой!(3 раза). Хозяин – хозяин. Просим милости к нам на новую постройку!»

Инсценировка с куклами: домового, лешего и Бабы Яги. (Кукольный театр ДК «Октябрь»)

Домовой: Здравствуйте ребята! Я Домовой, счастье в дом приношу. Я стаж не только дома, но и главным образом всех живущих в нем. Живу я под печкой или за ней. Я добрый дух, но люблю и поозорничать. То одеяло со спящих людей стяну, то муку рассыплю. А бывает, и помогу: дров наколю, укачаю ребенка. В доме я вижу все неполадки и подсказываю хозяину и хозяйке, где и что нужно сделать. Мне подчиняются все остальные духи усадьбы: дворовой, банник, овинник и кикимора. (Показывает на соответствующие картинки).

Экскурсовод: Все помощники Домового духи злые, их надо задабривать. Дворовому по всему двору угощение расставляли. Баннику в бане оставляли веник, мыло и чистую воду в шайке – дух моется после всех. Овинник жил в хозяйственной постройке для сушки снопов и молотьбы. К нему ходили девушки на Святки гадать о своей судьбе. Вокруг человека было множество враждебных, злых духов, нечистой силы, нечисти. Они принадлежали к потустороннему миру, «нечистому», «нездешнему». В русских народных сказках есть такие персонажи как Баба Яга, Кощей Бессмертный, Водяной, Леший. Они пришли туда из древних народных верований. Давайте познакомимся с Лешим.

Леший: Здравствуйте ребята! Я дух леса. Я добрый и сговорчивый. Мне послушны все лесные звери. Очень я люблю, есть мох, шишки и живу со своим семейством в дупле старого дерева. Люблю пугать людей, завести их в глубь леса, а потом хлопать в ладоши и радоваться. Но по секрету вам скажу, чего боюсь (шепчет): я боюсь сухого липового полена, огня и ругани, а если одежду оденете наизнанку. Тогда и потерянная дорожка из леса найдется.

Экскурсовод: Сказочные герои Баба Яга и Кощей Бессмертный пришли к нам из мифологии. Они не являются духами. Это лесная старуха – волшебница. А вот и она сама.

Баба Яга: Фу, фу, фу! Прежде тут русского духу видом было не видать, слыхом не слыхать, а нынче русский дух по вольному свету шатается, воочию является, в нос бросается! Знаете ли вы ребята, почему нога у меня костяная? Потому что я из царства мертвых, а избушка моя, не что иное, как гроб. Избушка моя на курьих ножках без окон и дверей тесная и я в ней еле помещаюсь: костяная нога из угла в угол лежит, губы на полке, нос в потолок врос. Мне подвластны дикие звери. На службе у меня ворон, змеи и черные коты. К одним героям я добра и помогаю к другим зла. А как я передвигаюсь, вы и сами знаете.

Экскурсовод: Какими предметами крестьянской утвари часто пользуется Баба Яга? (Ступа, помело, пест). Баба Яга садится в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает.

Слово руководителя музея. Сегодня мне хочется поблагодарить тех, кто принял участие в работе музея одного дня. Экспонаты сегодняшней выставки предоставлены: музем школы №5, ЦДЮТЭ и собрание личных коллекций. Мы выражаем слова благодарности кукольному театру ДК «Октябрь».

Сейчас девушки - красавицы ждут вас у столов с цветовыми табло. В руках у вас жетончики, подойдите к столу цвета вашего жетончика, отдайте его девочкам. За столами вас ждут интересные задания. После их выполнения вы можете познакомиться с экспозицией нашего музея и задать интересующие вас вопросы. У девочек вы получите домашние задания к следующему Музею одного дня.

3. Задания по группам.

Учащиеся делятся на 4 группы по цвету кружочков полученных на входе и подходят к столам соответствующего цвета. Девочки – экскурсоводы собирают жетончики и предлагают ребятам разные задания и вручают им задания памятки для следующего Музея одного дня.

Задания: см. Приложение 1.

  1. Собрать аппликацию русской избы из отдельных частей и назвать их.
  2. Отгадать загадки.
  3. Назвать сказки, в которых встречаются злые и добрые духи.
  4. Вставить пропущенные слова в стихотворение.

Ребята получают распечатки домашнего задания.

  • Нарисовать рисунки или сделать поделки из природных материалов добрых и злых духов.
  • Сделать оберег своими руками.
  • Сфотографировать и напечатать фотографии деревянных домов, декоративных строений из дерева в нашем городе и близ лежащих деревнях Тверской и Московской областей.

Лучшие работы примут участие в качестве экспонатов в Музее одного дня в марте 2010 г. «Уют и практичность русской избы». Работы сдавать классным руководителям для проведения отборочных классных выставок.

4. Знакомство с музейной экспозицией.

Для вас подготовили сегодня экскурсию «Активисты школьного музея». Перечисляются имена экскурсоводов. Спасибо за внимание. До новых встреч!

5. Литература.

  1. А.В.Аркадьева. Этнографическое краеведение. Часть II. Дмитровский район. Учебное пособие по краеведению. Издательский дом «Авангард» 2003 г.
  2. И.П. Фрейтаг, Л.Л.Аникина. Они живут в сказке. Что умеют мастера. Детям о традиционной культуре Русского Севера. Выпуск второй. С - П. СМИО Пресс 2004.
  3. И.П. Фрейтаг, Л.Л.Аникина. Жилище. Что умеют мастера. Детям о традиционной культуре Русского Севера. Выпуск третий. С - П. СМИО Пресс 2004.
  4. М.В.Короткова. Путешествие в историю русского быта. Книга для чтения в общеобразовательных учреждениях. М. «Русское слово». 1998 .