Интегрированный урок литературы и МХК по теме "Родная природа в произведениях композиторов, художников и поэтов России XIX века"

Разделы: Литература, МХК и ИЗО


Раздел: "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века".

Цель: знакомство с пейзажной лирикой 19 века

Задачи урока:

  • Формирование эстетической отзывчивости к русской поэзии 19 века, представления о художественной культуре 19 века в целом, закрепления понятия "пейзаж".
  • Ознакомление учащихся с музыкой и живописью России 19 века.
  • Развитие навыков выразительного чтения, памяти учащихся.

Тип урока: интегрированный урок, урок-концерт.

Формы и методы обучения: объяснительно - иллюстративный, привлечение межпредметных связей.

Зрительный ряд:

  • Набор иллюстраций "Русская пейзажная живопись 19 века"
  • Приложение - презентация
  • Детские живописные работы по теме "Времена года".

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский. Цикл "Времена года". А.Вивальди. Цикл "Времена года".

Литературный ряд:

  • Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях.
  • Сборники стихов поэтов 19 века

Эпиграф к уроку:

У природы нет плохой погоды.
Каждая погода-благодать:
Э.Рязанов

Звучит музыка П.И.Чайковского "Январь" (цикл "Времена года")

1.Слово учителя: Стихотворение А.С.Пушкина "Зимнее утро".

- Ребята, о чем это стихотворение?

- Какую картину хотел нарисовать поэт?

- Как иначе мы назовем описание природы?

Записываем в тетрадях: "Пейзаж - в художественном произведении-описание природы". Писатель и поэт описывают природу с помощью слов , используя эпитеты, сравнения, метафоры. С помощью чего рисует природу художник? Композитор? (Звуками и красками).

2. Слово учителя, сообщение темы и цели урока:

-Сегодня мы с вами и посмотрим иллюстрации, и послушаем музыку, и почитаем стихи. Весь урок подчинен одной теме "Родная природа". Русскую природу мы любим и ценим, не менее горячую любовь испытывали к ней и россияне прошлых веков. Мы мысленно перенесемся в19 век, век поэтов Тютчева, Плещеева, Майкова, Фета, художников Левитана, Шишкина, Васильева, Поленова, композитора Чайковского.

-Давайте обратим внимание на эпиграф. Согласны ли вы с ним? Подскажите мне, из скольки месяцев состоит год? Сколько времен года? А сейчас какое время года пришло к нам? Итак, начнем с зимы. Январь, февраль, март. Поговорим, как зимние месяцы нашли свое отражение в произведениях художественной культуры. (Задание классу: записывать фамилии поэтов, художников, композиторов, произведения которых будут представлены вам сейчас).

Звучат стихи в исполнении шестиклассников:

Ф.И.Тютчев "Чародейкою Зимою"

И.С.Никитин "Встреча зимы"

Слушается запись музыки П.И.Чайковского "Февраль".

3. Слово учителя:

- Какое время года нарисовал звуками композитор? Как вы это почувствовали?

Вслед за зимой спешит к нам в гости весна, и поэты спешат тоже порадоваться вместе с нами приходу ясных, светлых дней.

Звучат стихи в исполнении шестиклассников

Е.Баратынский "Весна"

Ф.И.Тютчев "Весенние воды"

А.А.Фет "Еще майская ночь:", "Опять незримые усилья:"

Прослушивается музыка П.И.Чайковского "Песнь жаворонка". Ученики делятся своими впечатлениями от произведения гениального композитора.

Но самое замечательное время года, конечно, лето.

Звучат стихи в исполнении шестиклассников:

А.А.Фет "Зреет рожь над жаркой нивой", "Как здесь светло под липою густою", "Степь вечером".

Ф.И.Тютчев "Неохотно и несмело солнце смотрит на поля".

И.С.Никитин "Ярко звезд мерцанье".

Я.П.Полонский "По горам две хмурых тучи:"

Вслед за жарким летом приходит щедрая и прохладная осень. Мы с вами каждую осень встречаемся, радуемся друг другу и осенним дням, радостен приход осени и русским поэтам.

Звучат стихи в исполнении шестиклассников:

А.А.Фет. "Ель рукавом мне тропинку завесила"

Ф.И.Тютчев. "Листья"

А.Н.Майков. "Осень", "Пейзаж".

И.А.Бунин. "Листопад".

Слушаем музыку П.И.Чайковского "Осенняя песнь" и поговорим о том, что показал нам композитор своим произведением.

4. Слово учителя:

Итак, ребята, каким месяцем заканчивается год? Декабрь - самый веселый месяц в России, так как в это время праздновали Рождество (по старому стилю) и Новый год. Ходили в гости друг к другу, колядовали во время святок. Сейчас прочитаем стихотворение Ф.И.Тютчева "Декабрьское утро" и услышим, как передает впечатления от декабрьского снега, ветра, мороза русский композитор П.И.Чайковский ("Святки").

- А теперь давайте проверим записи в тетрадях. (Учитель проверяет записи, деланные во время урока)

5. Вывод.

Сегодня мы читали стихи и слушали музыку, но не только поэты и композиторы внесли свой вклад в зарисовки русской природы. Большую любовь к природе России выказывали и русские художники. Сейчас мы с вами совершим заочную экскурсию по залам Третьяковской галереи (оба слова записываем в тетрадь и объясняем). Иллюстрации художников И.И.Шишкина, В.П.Поленова, Ф.В.Васильева, И.И.Левитана. (См. Презентацию)

Далее демонстрируется выставка работ, выполненных учениками этого класса на тему "Времена года".

6. Следующий этап-подведение итогов урока и выставление оценок. Заканчивается урок музыкой А.Вивальди "Времена года".

Домашнее задание: составить устное описание картины русского художника-пейзажиста.