Нетрадиционные формы обучения как фактор овладения младшими школьниками иноязычным говорением

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


Основное условие успешного обучения детей в школе – это знание особенностей развития, специфики восприятия детей определенного возраста. Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока не представляется возможным.

За первые 3-4 года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарно-образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логического размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий.

В школьные годы продолжается развитие памяти. Память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это, в первую очередь, касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро.

С поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и определяет во многом (если не сказать преимущественно) интеллектуальное развитие детей от 6-7 до 10-11 лет. В целом же, с поступлением ребенка в школу его развитие начинает определяться уже не тремя, как было в дошкольном детстве, а четырьмя различными видами деятельности. В.В. Давыдов считает, что именно внутри учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования.

Каждый из четырех названных выше видов деятельности имеет свои особенности в младшем школьном возрасте. Учение здесь только начинается, и поэтому о нем нужно говорить как о развивающемся виде деятельности. Ему предстоит совершенствоваться в течение долгих лет жизни, если человек будет все это время продолжать учиться. Однако если процесс развития учебной деятельности идет стихийно, то он занимает длительное время. При продуманном и разумном формировании учебной деятельности можно добиться того, что уже к старшим классам школы ребенок полностью владеет психологическими основами учения. Главная нагрузка здесь приходится как раз на младший школьный возраст, где образуются основные составляющие этой деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция.

При решении проблемы обучения в начальной школе основное внимание должно быть обращено на необходимость применения "особенных" методов и приемов работы с детьми. Многолетнее наблюдение показывает, что в уроках первого, второго, третьего и четвертого классов много общего. Более того, подчас то, что вдруг объявляется совсем "новым" оказывается просто хорошо забытым старым. Игра, физкультминутки, практические работы, без чего невозможно представит обучение в начальной школе, - не новое дело для учителей.

В целом, при обучении можно применять обычные, традиционные школьные методы. Однако существуют возрастные границы этого применения. Например, эвристическая беседа на уроке в первом классе удается лишь во II полугодии.

Как сделать обучение интересным, занимательным и любимым предметом для детей?

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям, является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Известно, что важным средством предупреждения утомления детей на уроке является использование физкультурных минуток, физкультурных пауз особенно в первом классе. Но многолетний опыт работы показывает, что на уроках дети плохо переключаются с одного вида деятельности на другой, например, после физкультминутки они не могут сразу успокоиться, тратится время при переходе на новый вид работы. При включении в уроках отдельных игровых моментов детям также требуется время на вхождение и выход из игрового сюжета. В результате много времени расходуется в пустую. Напрашивается вывод о том, что использование различных приемов активизации мыслительной деятельности позволяет лишь на время заинтересовать детей. А как сделать, чтобы весь урок запомнился детям, чтобы он был ярким, интересным? Можно решать эту проблему, осуществляя умелое построение урока на основе единого сюжета, используя нетрадиционные, нестандартные уроки. С. В. Савинова и Е. Е. Гугучкина, считают, что “нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания”.

Порядок работы по некоторым видам нестандартных уроков.

Уроки в форме соревнований и игр.

  1. Детям заранее (за 1-2 недели) сообщается о том, в какой форме будет проведен урок по данной теме (КВН, викторина…).
  2. Дети делятся на команды (3-4 команды).
  3. Учащиеся каждой команды выбирают капитана, название команды, приветствие. Желательно, чтобы название команды было связанно с темой урока.
  4. Учитель подбирает материал, соответствующий теме урока.
  5. Учитель должен представить подобранный материал в интересной необычной форме.
  6. Необходимо заранее выбрать жюри, приготовить награды.

На такие уроки можно приглашать родителей.

Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала.

  1. Учитель готовит необходимый дидактический материал.
  2. Дети готовят к уроку сообщения.
  3. На таком уроке должно быть использовано многообразие видов деятельности учащихся.
  4. Дети могут подготовить стихи, загадки, песенки по теме урока.
  5. Если необходимо, учитель подбирает музыкальное сопровождение.

Уроки-путешествия.

  1. Учитель тщательно продумывает маршрут путешествия.
  2. Учитель готовит нужный раздаточный материал.
  3. Учитель акцентирует внимание детей на особо важных этапах путешествия.
  4. Ход путешествия фиксируется в тетрадях (контурных картах).
  5. Желательно, чтобы каждый ученик работал не только на своем рабочем месте, но и был у доски в роли ведущего.

Урок-сказка.

  1. Учитель тщательно продумывает сюжет урока.
  2. Задания должны быть посильны для детей, но не быть слишком легкими.
  3. Задания должны усложняться по ходу урока.
  4. Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от урока.

Все виды нестандартных уроков требуют большой предварительной подготовки, специальной подборки материала, желательно увязки с идеями уроков. Практика показала, что учитель испытывает затруднения при планировании лишь первых двух – трех уроков, а в дальнейшем эта работа не является для него сложной.

Специфика начального этапа обучения иноязычному говорению

В обучении иностранному языку огромную роль играет грамотное и разумное начало. Хорошее начало может быть залогом дальнейшего успеха, плохое — принесет непоправимый вред. «От искаженного произношения, неправильной, невнятной речи так же трудно избавиться в дальнейшем, как от любой вредной привычки».

При организации занятий по иностранному языку в начальных классах необходимо учитывать, во-первых, психологические особенности детей младшего школьного возраста, во-вторых, особенности учебного процесса в 1-4 классах и, в-третьих, особенности занятий по иностранному языку как учебному предмету.

Из особенностей урока иностранного языка в начальной школе прежде всего следует отметить, что для детей, только что начавших изучение иностранного языка, урок, заполненный различными играми, встречами со сказочными персонажами, разучиванием песен и стихов, физкультурными паузами и рисованием, является не столько уроком, сколько занятием.

При всей неповторимости каждого занятия по иностранному языку все-таки существует некоторая схема сценария занятия, методическая структура которого предусматривает проведение по меньшей мере несколько обязательных этапов, причем в определенной последовательности и в определенном режиме. Например, каждое занятие начинается, естественно, с организационного момента, который в начальных классах занимает несколько больше времени, чем в 5-6 классах, поскольку учитель, как правило, обходит класс и многих детей «организует» на индивидуальном уровне.

Далее следует фонетическая зарядка, которая проводится на базе 3-4 групп диалогических единств, стихотворного и песенного материала. После фонетической зарядки желательно провести речевую зарядку, по содержанию связанную с текущим тематическим материалом или интересным событием в жизни детей или одного конкретного ребенка. Примерно в середине занятия следует провести физминутку. Завершить занятие лучше всего песней.

На первом году обучения от учащихся требуется уметь задавать вопросы и отвечать на них; в соответствии с учебной ситуацией в пределах программного языкового материала высказывание собеседника должно содержать не менее 3 реплик, правильно оформленных и в языковом отношении. Что касается монологической речи, то от них требуется высказывание без предварительно подготовки в соответствии с учебной ситуаций и в пределах программного языкового материала объемом не менее 5 фраз.

Методика обучения диалогической и монологической речи младших школьников с использованием нетрадиционных форм обучения.

Как известно, говорение выступает в двух формах — диалогической и монологической. Эти формы имеют различия не только в лингвистических характеристиках, но и в психологическом плане.

Диалог — это процесс общения двух или более собеседников-партнеров, поэтому в репликах одного речевого акта каждый из участников поочередно выступает в качестве слушающего и говорящего. Хорошим, полезным упражнением, формирующим диалогическую речь, является задание типа Listen, read and act, которые очень хорошо представлены в учебно-методическом комплекте «Enjoy English-1» и «Enjoy English-2» для обучения английскому языку в начальной школе, автором которых является Биболетова Мерем Забатовна. Смысл этих заданий, развивающих умение вести беседу, заключается в их последней части (act), что, к сожалению, не всегда выполняется на уроках.

Монологическая речь — это речь одного лица, состоящая из ряда логически, последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием и целью высказывания.

Говорение, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для младшего школьника, как на родном, так и на иностранном языке. Оно связанно с выбором того, что сказать и как сказать и т.д. Формирование этого сложного умения должно протекать с помощью опор, которые могут быть связанны как с содержанием, так и с формой изложения, а так же одновременно и с тем и с другим.

На начальном этапе для формирования монологической речи на I уровне методисты рекомендуют использовать опоры. Опоры, как говорят А.П. Старков и И.Н. Верещагина, должны носить комплексный характер, то есть помогать учащимся и по содержанию, и по форме. Это Может быть текст. Если текст воспринимается на слух, то он должен быть по объему небольшой, логично построенный, по сути дела.

Опорой для монологического высказывания II уровня — репродуктивно-продуктивного — могут быть картинки предметные, ситуативные, тематические, игрушки, поделки ребят и т.д. На втором уровне возможно пора и на форму в виде ключевых слов или плана, если он дан в форме утвердительных предложений или вопросов.

Приведем в качестве примера план по теме и тексту «Новый год»:

The girl likes the New Year holidays.
Mother cooked a lot of tasty things.
The New Year tree was beautiful.
The New Year presents were very nice.

Это план сам по себе «ведет» детей от простой репродукции и поставит перед необходимость осуществлять операции подстановки, расширения, трансформации и комбинирования.

Для высказывания детей на III уровне — продуктивном — необходимы стимулы, обеспечивающие учащимся достаточно самостоятельное высказывание по предложенному заданию. В качестве таких стимулов могут выступать прослушанный или прочитанный рассказ, картинки, композиции, созданные на магнитной доске или фланеграфе. Мы считаем, что уже на начальном этапе изучения английского языка можно стимулировать монологическое высказывание школьников с помощью вербальных средств. Например, «Расскажи о своей маме так, чтобы мы могил ее себе представить», «Опиши нам квартиру (дом), в которой (в котором), ты живешь», «Расскажи ребятам о задуманном тобою предмете так, чтобы они догадались, что это за предмет».

При осуществлении контроля за сформированностью монологической речи следует исходить из уровней. На репродуктивном уровне контролируется правильность воспроизведения, темп и эмоциональная окрашенность. На репродуктивно-продуктивном уровне контролируется и оценивается объем высказывания языковая правильность и соотношение репродуктивного и продуктивного.

На продуктивном уровне контролируется и осуществляется объем высказывания, его языковая правильность и самостоятельность в выборе языковых средств, в логике построения, умении начать изложение, развернуть его должным образом и закончить высказывание.

Важно помнить, что устная коммуникация осуществляется с помощью аудирования и говорения, и устная речь при этом принимает диалогическую или монологическую форму.

Диалогическая речь представляет собой доминирующую форму речи и при обучении в школе она является ведущей. Монологическая речь в этих условиях может выступать в виде развернутого высказывания одного из собеседников, представляющего законченное сообщение в системе диалогической речи. В соответствии с этим обучение говорению на английском языке организуется по схеме: от диалогической формы речи к монологической, а использование различных нетрадиционных форм обучения, включая дидактические, сюжетно-ролевые и другие игры, является наиболее эффективным средством в обучении учащихся начальной школы англоязычному говорению.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что начальный этап обучения располагает большими возможностями в обучении детей, в том числе и в обучении иностранному языку. Основной целью обучения иностранному языку является формирование у учеников коммуникативных умений. В процессе достижения коммуникативной цели реализуются воспитательные, развивающие и образовательные функции иностранного языка как предмета. Большое внимание отводится методике обучения детей начальной школы иноязычному говорению, которое принимает форму диалогической и монологической речи.

Диалогическая речь представляет собой доминирующую форму речи, и при обучении в школе она является ведущей. Монологическая речь может выступать в виде развернутого высказывания одного из собеседников, представляющего законченное сообщение в системе диалогической речи. Таким образом, обучение говорению на английском языке организуется по схеме: от диалогической формы речи к монологической.

Проведя констатирующий и контрольный эксперимент, мы увидели значительную разницу в уровне владения учащимися иноязычным говорением. Процент качества обучения детей диалогической и монологической речи в экспериментальном классе после проведения формирующего эксперимента составил 24% и 16% (соответственно), что значительно выше, чем в контрольном классе, где не использовались нетрадиционные формы обучения.

Итак, опыт нас убедил, что использование различных нетрадиционных форм обучения, включая нестандартные уроки, дидактические, сюжетно-ролевые и другие игры, а так же занимательные задания и упражнения речевой направленности, является наиболее эффективным средством в обучении младших школьников англоязычному говорению.

Список использованной литературы:

  1. Савинова С. В., Гугучкина Е. Е. Нестандартные уроки в начальной школе. Волгоград. Издательство «Учитель», 2001.
  2. Стариков А.П. Обучение английскому языку. – М., «Просвещение», 1978.
  3. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. -М.: «Просвещение», 1981.
  4. Теоретические основы процесса обучения иностранному языку в общеобразовательной школе. /Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. –М., 1989/
  5. Раннее обучение английскому языку: теория и практика. Сборник научно-методических статей. – С.-Петербург, «Детство-Пресс», 2004.
  6. Программно-методические материалы. Иностранные языки. Начальная школа. –М., «Дрофа», 2001.