Технология развития критического мышления. Методологические комментарии и проблемы апробации в школе

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Важнейшая задача образования – научить человека мыслить.
Томас Эдисон.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (принятая аббревиатура РКМЧП) появилась в России в середине 90-х годов и сразу же получила признание ведущих корифеев дидактики, так как стало ясно, что многие технологии нетрадиционной школы эффективны только тогда, когда у учащихся развито критическое мышление.

Говоря о критичности мышления сразу возникает ассоциация с чем-то негативным, критическим отношением к чему-либо или кому-либо. Однако разработчики технологии “Развития критического мышления через чтение и письмо” американцы Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, Дона Огл, создавая свою технологию, в термин “критичность мышления” вкладывали иной смысл, а именно:

  • проявление детской любознательности,
  • выработку собственной точки зрения по определённому вопросу,
  • способность отстоять её логическими доводами,
  • использование исследовательских методов.

Восприятие информации происходит в 3 этапа, что соответствует 3 основным стадиям урока:

  • подготовительный – стадия вызова;
  • собственно восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
  • присвоение информации – стадия рефлексии.

I. СТАДИЯ ВЫЗОВА

На стадии вызова происходит “включение” в работу, поэтому она очень важна. Почему? Давайте вдумаемся, что происходит с учеником на этой стадии.

Во-первых, он начинает работать. Но работать не заставишь, сказав, как водится: “Открыли тетради, записали число и тему урока”. Чтобы ученики стали активными, нужно заинтересовать лично. Поэтому начинаем урок с индивидуальной работы, желательно с письменной (не проверочной, а “для себя”, “просто так”).

На доске фраза или слово, непосредственно связанное с темой урока. Просим учеников в тетради или на листке индивидуальной работы написать всё, что он знает по этому вопросу или то, что просто приходит ему в голову. Отсидеться невозможно. Ребята активизировались? Отлично! А сейчас пришло время обсудить то, что появилось в тетради Ваших учеников. Важно услышать каждого, не пропустить ни одной мысли, даже если она кажется Вам абсурдной. Технология КМ предлагает следующие приёмы.

Приёмы стадии вызова.

  • Мозговой штурм – это своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения.
  • Приём “Верите ли Вы?”. Учитель просит учащихся ответить на вопросы и обосновать своё мнение.
  • “Парная мозговая атака”. Пара учащихся составляет список того, что они знают или думают по теме. Для данного задания устанавливается жёсткий лимит времени. Обычно 2-3 минуты. Данный приёма помогает учащимся, для которых затруднительно высказать своё мнение перед большой аудиторией.
  • Кластеры – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами или явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

Итак, при удачно проведённой стадии вызова ученик сам определяет свои знания и “незнания”. Как вы думаете, теперь он захочет узнать новое? Вот это и есть мотивация! Знакомясь с опытом работы учителей по данной технологии и вспоминая о неотъемлемом компоненте - целепологании, хочу отметить, что некоторые педагоги используют в конце стадии вызова такой прием (внимание: в конце стадии, а не в начале урока!): учеников просят заполнить индивидуально “Лист целеполагания”. В нем оставлено место для формулировки каждым учеником своих целей. К этому листу ребенок может вернуться в конце урока и, что очень важно, если тема не ограничивается одним уроком, после окончания изучения всей темы.

II. СМЫСЛОВАЯ СТАДИЯ

Вторая стадия – непосредственное восприятие новой информации. Чем этот этап отличается от классического – знакомства с новым материалом на уроке? Тем, что технология использует такие приемы, которые позволяют направить восприятие. Вспомните, случалось ли с вами такое: читаете книгу, слушаете собеседника – а сами думаете о своих проблемах? Что вы почерпнете из книги или из беседы? Или ничего, или очень немного. Вот именно это и происходит с большинством наших учеников.

Как направить восприятие информации, а следовательно, сделать степень ее усвоения выше? Ответ прост: эффективно провести стадию вызова. Мы ведь помним, что цели знакомства с новой информацией ученики поставили себе сами, поэтому на этапе восприятия нового учитель может практически устраниться. Наша задача – только организовать процесс.

Организовать процесс – это не только подобрать прием, с помощью которого можно было бы направлять восприятие новой информации, но и умело согласовать стадию вызова с той информацией, которую получат дети.

Приёмы смысловой стадии.

Инсерт – прием маркировки текста. Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки:

  • “V” – галочкой отмечается то, что известно;
  • “–” – знаком “минус” помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;
  • “+” – знаком “плюс” помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;
  • “?” – вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно или встретилась неизвестная, спорная информация.

Стратегия “Зигзаг” Применяется для систематизации большого по объёму материала. Учитель разбивает текст на небольшие фрагменты для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных приёмов. На стадии осмысления класс делится на экспертные группы. Каждой группе выдаются тексты небольшого содержания. Учащиеся работают с текстом, либо выделяют главное, либо составляя опорный конспект, либо составляют кластер. По окончанию работы учащиеся создают новые группы (по одному человеку от первоначальных рабочих групп).

На стадии осмыслении эксперты знакомят других членов группы со своей темой. В группе происхоит обмен информацией всех членов группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление об изученной теме.

Приём – дискуссия “Совместный поиск”. Иногда в тексте имеются интересные и важные места, которые учащиеся могут пропустить. В этом случае помогает данный прием. Проблемный вопрос для совместного поиска может подготовить учитель, но лучше, если он возникнет у самих учащихся в процессе обсуждения. Когда вопрос озвучен и сформулирован, учащиеся записывают его в тетрадь, а затем в течение заданного времени обдумывают и записывают ответ. После этого начинается дискуссия. По ходу диалога желательно вести регистрационный журнал, в которой кратко фиксируется идея и автор идей. В роли регистрационного журнала может выступать и классная доска.

Приём “Перекрёстная дискуссия”.

Технология проведения включает в себя несколько этапов:

  1. Формулировка вопроса (вопрос, выносимый на перекрёстную дискуссию, должен быть проблемным, неоднозначным). Он записывается посередине страницы.
  2. Составление списка аргументов “за” и “против”.

На этапе составления списка аргументов можно предложить такой алгоритм работы:

  • Когда каждый набрал определённое количество аргументов, можно обсудить их в группе или в паре.
  • Затем идёт озвучивание аргументов: “за”, потому, что… или “против”, потому, что… Учитель следит, чтобы ребята внимательно слушали друг друга и записывали наиболее понравившиеся аргументы.

Закончить урок можно индивидуальной работой. (Учащихся просят ещё раз посмотреть на таблицу и ответить на вопрос дискуссии. Ответ может быть кратким или развёрнутым, можно предложить короткое сочинение-размышление). Отдельным учащимся можно предложить схему письменной работы.

  • Моя позиция.
  • Краткое обоснование.
  • Возможные возражения.
  • Аргументы в пользу моей позиции.
  • Заключение.

 В технологии РКМЧП вводится новое понятие “толстые” и “тонкие” вопросы.

Тонкие вопросы помогают понять, как ученики поняли материал, в большинстве они не требуют развёрнутого ответа.

“Толстые” же вопросы – это проблемные вопросы. Данный приём может быть использован и на стадии вызова и на стадии осмыслении.

“Толстые” вопросы “Тонкие” вопросы
Дайте объяснения, поче6му…?

Объясните, почему…?

Кто?

Что?

Самая распространенная ошибка начинающих работать в технологии РКМЧП – смысловая “разорванность” урока, когда каждая стадия существует сама по себе и сама для себя. Учитель, планируя урок, должен помнить, что на первой стадии мы делаем не вызов вообще, а вызов именно той информации, которая будет востребована во второй части урока - осмыслении.

III. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Это – логическое завершение предыдущих действий. На этом этапе происходит присвоение нового. Здесь важно выбрать определенную позицию. Чего мы хотим? Чтобы все запомнили все? Чтобы все запомнили важнейшее? Конечно, это был бы идеальный результат. Учитель, который ставит перед собой реальные цели, скажет, что важно, чтобы хоть кто-то что-то запомнил.

Технология РКМЧП предлагает переставить акценты, а именно: важно, чтобы каждый запомнил ту информацию, которая для него оказалась актуальной, которая пригодится ему в дальнейшем. Ненужная, неинтересная нам информация забывается, тогда как остаются знания по тем вопросам, которые нас волнуют.

Приёмы стадии рефлексии.

  • Создание кластера.
  • Заполнение сводной таблицы.
  • Приём незаконченных предложений. Например, “…если бы мы не умели вычислять площадь прямоугольника, то…”
  • Приём “белых пятен”. Учащимся предлагают написать вопрос, ответ на который они сегодня не получили или термины, которые для него остались не6понятны. Полученные учителем ответы помогут спланировать следующий урок.
  • Приём “Пятиминутное эссе”. Этот вид письменного задания в конце урока поможет учащимся подытожить свои знания? а учителю почувствовать, что происходит в головах учеников.

ЧТО ДАЁТ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП?

  • Вырабатываются обще6учебные умения: умение работать в группе, умение графически оформить текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информация, умение распределить информацию по степени новизны и значимости, умение обобщить полученные знания.
  • Появляется возможность объединить различные дисциплины.
  • Создаются условия для вариативности и дифференциации обучения.
  • Вырабатывается собственная технология обучения.
  • На уроке создаётся комфортная атмосфера сотрудничества учитель-ученик и ученик-ученик, что делает само обучение интересным и незабываемым.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Конечно, можно долго говорить о преимуществах любой технологии. Но любой администратор знает, как же непросто порой бывает убедить педагогов в том, что технологии личностно-ориентированного обучения не дань моде, а реальная необходимость. Как сделать так, чтобы знакомство с данной технологией не стало строчкой в заявлении на первую или высшую категорию, как сделать, так, чтобы отход от авторитарной педагогики и применение хотя бы элементов новых технологий стало для большинства педагогов осознанной необходимостью?.

В связи с этим хочется поделиться опытом внедрения и апробации технологии РКМЧП в работу нашей школы.

Начиналось всё так. Вопросами здоровьесбережения школа занимается давно. Несколько лет назад в школе прошел интересный педагогический совет по теме: “Реализация принципов здоровьесбережения в условиях работы школы с углубленным содержанием образования.”. Данный педагогический совет должен был решить очень важную, на мой взгляд, задачу: “Рассмотреть и обсудить состояние, проблемы и перспективы реализации принципов здоровьесбережения в условиях работы школы с углублённым содержанием образования.”

Необходимо было продумать работу коллектива так, чтобы каждый смог бы внести свою лепту, чтобы идеи каждого педагога не остались без внимания.

Поэтому была предложена групповая работа по кафедрам. Применив приём мозгового штурма, мы предложили учителям спроектировать работу кафедры по реализации принципов здоровьесбережения в школе. Итогом такой работы стало создание кластера (да, именно кластера, о котором говорилось выше). А затем следовали презентация и защита своего проекта.

Список предложений был просто бесконечен: и лампы Чижевского, и конторки, и кабинеты психологической разгрузки, и интересные физкультминутки, и еженедельный контроль дозировки домашнего задания, и контроль режима проветривания кабинетов, и регулярная диспансеризация, и мониторинг физических достижений, и расширение охвата учеников спортивными секциями и кружками, и конкурс на самый здоровый класс. Всё это правильно и интересно, но в стороне остался один, на мой взгляд, самый важный вопрос. Неохваченным остался урок, а ведь основное время пребывания в школе, ученик проживает на уроке. И от того, какая атмосфера будет на уроке, насколько комфортно будет ощущать себя ученик, и зависит во многом его и физическое и психическое здоровье.

Стало ясно, что педагоги не готовы сами менять себя и стиль свой работы. Пришлось активизировать психологическую службу школы. Психологом школы были подготовлены вопросники для учеников и их родителей. Ответы на них оказались для педагогов неожиданными.

На вопрос: “От чего ты больше всего устаёшь в школе?" большинство учеников не вспомнили об отсутствии ламп Чижевского и конторок, не вспомнили и отсутствие зимнего сада в школе, а ответили, что наибольшая усталость возникает от монотонной речи учителя, от однообразных действий в течение всего урока, от скучных и неинтересных уроков. А вот на просьбу закончить предложение “Мне нравится, когда на уроке…” большинство написало: “нравится, когда на уроке мы работаем в паре, в группе, когда я не боюсь высказывать сваё мнение, когда меня слушают, нравятся интегрированные уроки, нравятся и просто интересные уроки”. То есть стало ясно, что без применения современных технологий никуда не деться.

А дальше была создана творческая группа педагогов, которые глубже изучили, опробовали в своей практике технологии личностно-ориентированного подхода, обобщили результаты своей работы и представили на обсуждение на педагогическом совете “Создание комфортной среды обучения на основе использования элементов технологий личностно-ориентированного подхода”.

Перед педагогами были поставлены следующие задачи:

  • Проанализировать состояние психологического климата на уроках, выявить условия и факторы, стимулирующие и препятствующие созданию комфортной образовательной среды.
  • Обобщить опыт педагогов по применению элементов современных педагогических технологий.
  • Показать эффективность организации и управления образовательным процессом на основе личностно-ориентированного подхода с целью создания комфортной среды обучения.

Результатом данного педагогического совета было то, что почти никто не остался равнодушным. Были организованы циклы взаимопосещений уроков, создана видеотека уроков по технологии проектно обучения и технологии РКМ. Многие педагоги стали использовать на своих уроках элементы данных технологий. И вот уже на каждой неделе передового педагогического опыта, которая традиционно проходит в ЦО, мы представляем опыт работы педагогов по технологии критического мышления. Замечательно то, что наивысший балл по анализу посещённых уроков в марте 2009 года учителями школ округа, получил урок учителя истории, руководителя творческой группы педагогов по внедрению и апробации технологий личностно-ориентированного подхода” Пархоменко Т.В. Среди отзывов по данному уроку были слова: “Браво ученикам. Браво учителю. Этот педагог учит детей мыслить”. И браво новым технологиям, помогающим учителю приблизить каждого ученика к процессу познания, чтобы на уроке получали бы удовольствие от совместной деятельности и ученик и педагог.

В статье использованы материалы

  • С.В.Столбунова (Гуманитарный колледж, г.Ярославль), опубликованные в газете “Русский язык” Издательского дома "Первое сентября", № 28/2003.