Урок географии в 6-м классе "Воды суши. Реки"

Разделы: География


Цели урока:

  • Сформировать представления о реке и ее частях.
  • Научить устанавливать причинно-следственные связи.
  • Развить умение определять географическое положение объекта, показывать реки на географической карте.

Ведущие понятия: Река, речная долина, русло, пойма, терраса, исток, устье, речная система, водосборный бассейн, водораздел.

Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России, атлас, компьютер.

Тип урока: изучение и закрепление новых знаний (комбинированный).

Логика учебного процесса: мотивация – актуализация опорных знаний – восприятие, осмысление, запоминание – проверка усвоения – закрепление – анализ.

План урока:

  1. Определение учебной задачи.
  2. Решение учебной задачи.
  3. Обобщение материала. Просмотр презентации.

1. Содержание урока.

Объявление темы урока. Тему урока узнаете, если угадаете шараду:

Я – часть тебя:
Ты ложку держишь мною,
Но стоит только букву заменить,
И стану я бурливою волною
Крутые берега, играя, мыть.

(Рука-река).

Обращаю внимание на таблицу Схема речной системы и макет равнинная река.

Ученики самостоятельно приходят к выводу и формируют определения: что такое река, речная долина, записывают в тетрадь.

Учитель делит на группы класс (игровой момент).

Ученики подходят к столу и берут по одной карточки четырех цветов – красный, синий, зеленый, голубой. На обратной стороне написан номер группы. Ученики выбирают командира группы. Командир группы получает карточку с заданием.

Группы получают задания на карточках, работают самостоятельно. На выполнение задания отводится 15 мин. На ответ у доски для каждой группы 3-5 мин. В карточках указаны стр. учебника и параграф, с которым должна работать группа. В заключение урока подводится итог. Просматривается презентация, учащиеся работают с проверочным материалом, закрепляют знания.

Задания для групп.

ГРУППА I. “РЕКИ И ПРИТОКИ”.

  1. Прочитать п. 30 п. 1.
  2. Дать определение понятиям: река, исток, устье, речная долина, речная система.
  3. Пользуясь атласом, определить исток рек: Нил, Инд, Припять. Устье: Волга. Ангара, Обь.
  4. Определить притоки (правые, левые) этих рек.

ГРУППА II. “БАССЕЙН И ВОДОРАЗДЕЛ РЕКИ”.

  1. Прочитать п. 30 п. 2.
  2. Дать определение понятиям: бассейн реки, водораздел.
  3. Определить водоразделом каких рек являются Уральские горы и Валдайская возвышенность?

ГРУППА III. “РЕКИ РАВНИННЫЕ И ГОРНЫЕ”.

  1. Прочитать п. 30 п. 3.
  2. Отчего зависит скорость реки?
  3. Какая река называется равнинная, какая горная? Приведи примеры и покажи на карте.

ГРУППА IV. “ПОРОГИ И ВОДОПАДЫ”.

  1. Прочитать п. 30 п. 4.
  2. Дай определение понятиям: пороги, водопады.
  3. Назови самый высокий водопад. Назови место его нахождение. Почему он так назван? Найдите на карте и покажите вдп. Анхель, Ниагарский, Виктория. В чем особенность Ниагарского водопада?

Первичная проверка учебного материала.

1. Игра “Угадай”. Учащиеся дают определение понятиям. Отгадывают загадки, показывают реки на карте.

2. Опрос по картинам.

На картину посмотрите
И скорее вы решите,
Где здесь горная река?
Где равнинная?
Объясните – почему?
Может быть, и я пойму.

Итог.

Домашнее задание.

Список литературы:

  1. Герасимов Т.П. Начальный курс географии. М., 2003.
  2. Яворовская И. Занимательная география. 2007.