Урок русского языка в 11-м классе "Обособленные определения"

Разделы: Русский язык


Цель: повторение правил обособления определений; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков учащихся; подготовка к ЕГЭ.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Орфоэпическая разминка.

Задание на доске: в каком слове верно поставлено ударение?

  1. загнутый
  2. звонит
  3. сняла
  4. красивее

III. Орфографическая разминка.

Самостоятельная работа по карточкам на правописание О-Е после шипящих.

Карточка №1

  • Выступил блестящ..
  • горяч.. поддержали
  • сраж..н искренностью
  • известный дириж..р
  • сожж..н дотла
  • приверженц..в учения
  • прож..рливым птенц..м
  • гороховый струч..к
  • омрач..нный праздник
  • еле слышный ш..рох
  • ш..лковый путь
  • живым кольц..м

Карточка №2

  • Аккуратный сюртуч..к
  • виртуозный ж..нглер
  • двигаться неуклюж..
  • сгущ..нное молоко
  • вооруж..нные формирования
  • ш..фор такси
  • обж..гся о плиту
  • пересеч..т дорогу
  • ноч..вка у костра
  • сверч..к за печкой

Один ученик работает у доски.

Задание на доске: назвать орфограммы в слове, придумать и записать по два слова с данными орфограммами.

IV. Повторение правил обособления определений.

Работа с презентацией «Обособление определений» (Приложение 1)

  • Что называется обособлением? (слайд 2)
  • С какими обособлениями вы знакомы? (слайды 3-4)
  • Повторим правила обособления определений. (слайды 6-10)
  • Расставьте знаки препинания. (слайды 11-15)

V. Закрепление.

1. Работа у доски и в тетрадях

Задание: записать предложения, графически объяснить постановку знаков препинания.

Георгий, ошеломленный и подавленный, еле выбрался из толпы.
Равнина, уже покрывшаяся первыми весенними цветами, была прекрасна.
Мрачный и неподвижный, он походил на каменную статую.

2. Практическая работа с текстом.

Учащиеся получают карточки с текстом.

Задание:

  • прочитать текст, определить тему, основную мысль, стиль и тип речи;

  • найти обособленные и необособленные определения, устно объяснить постановку знаков препинания.

    Вид был, точно, чудесный. Рейн лежал перед нам весь серебряный между зелеными берегами. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы, широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и мелкий он тихо колыхался и перекатывался, словно и ему было раздольнее на высоте.
    День давно погас, и вече сперва весь огнисты потом ясный и алый потом бледный и смутно тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалас мирная и кротка как воздух окруживший нас.
    (И. Тургенев)

  • проверьте себя (презентация «Обособление определений» слайд 16) (Приложение 1)

3. Работа по культуре речи (презентация «Отредактируйте предложения») (Приложение 2)

Задание: прочитайте предложение, найдите грамматические ошибки, запишите исправленный вариант, проверьте себя ( демонстрация предложения сначала с ошибкой, затем без ошибки)

  • По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал. (слайд 2)
    (По узкой тропинке, извивающейся между скал, мы поднялись на площадку)

  • Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождями. (слайд 3)
    (Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождями)

  • Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног. (слайд 4)
    (Мы любовались картиной моря, бушующего у наших ног)

VI. Обобщение материала.

Работа с презентацией «Обособление определений: проверь свои знания» (Приложение 3)

Задание: выполните тестовые задания.

Учащиеся устно выполняют тестовые задания и проверяют правильность своих ответов.

VII. Итог урока.

Фронтальный опрос.

  1. Какую тему повторили сегодня на уроке?
  2. Перечислите случаи обособления определений.

Домашнее задание: § 85, упр. 421

Литература:

  1. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык 10-11 классы.- М: ООО «ТИД «Русское слова – РС», 2005.
  2. Н.Н. Будникова, Н.И. Дмитриева, Т.Г. Холявина. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина. – М: «ВАКО», 2009.
  3. С.В. Антонова, Т.И. Склискова. Практикум для подготовки к ЕГЭ – М: «Вентана-Граф», 2007.