Урок обществознания в 9-м классе по теме "Преступление и уголовная ответственность"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: Способствовать развитию правосознания через формирование способности оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения закона

Задачи:

  1. Сформировать представление об ответственности за правонарушения и преступления;
  2. Познакомить учащихся со структурой УК, основными принципами работы с текстом закона;
  3. способствовать формированию правовой культуры учащихся через решение практических задач и приобретение навыков работы с Уголовным кодексом РФ;
  4. Развивать способность адаптировать теоретические знания к реальным жизненным ситуациям, продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать материал;
  5. Способствовать развитию самостоятельности мышления и речевых навыков учащихся через применение коллективного способа обучения и организации самостоятельной поисковой работы.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: лабораторно-практическое занятие.

Для организации познавательной деятельности учащихся на данном уроке наиболее эффективной является технология группового обучения с элементами уровневой дифференциации.

В классе работают шесть групп постоянного состава сформированных на основе учета уровня способностей учащихся. Каждая группа получает одно из заданий, которое адаптировано к определенному уровню знаний и умений учащихся.

Средства обучения:

  • Уголовный кодекс РФ М,2008г.
  • Схемы “Система права РФ”,
    “Классификация правонарушений”.
  • План работы с ситуацией (на доске).
  • Карточки с текстами заданий.
  • Проверочные тесты.

Ход урока

Этап актуализации

Два ученика вызываются к доске для заполнения схем. (Приложение 1.)

В это время учитель проводит фронтальный опрос по вопросам:

  • Дать определения понятий право, закон, правоотношения.
  • Назовите субъекты правоотношений.
  • При каком условии физические лица могут стать активными участниками правоотношений?
  • Что такое дееспособность, с какого возраста наступает?
  • Чем преступления отличаются от проступка?

Отвечающие получают оценки.

Далее учитель акцентирует внимание ребят на том, что сегодня на уроке предстоит решить одну из важнейших задач: научиться применять правовые знания в оценке и решении конкретных жизненных ситуаций, оценить с точки зрения закона действия людей и определить вид ответственности за противоправные действия.

Учитель предлагает к рассмотрению конкретную ситуацию.

Ситуация 8.

Пожилой мужчина шел по дороге. За ним следовал гражданин Сидоров. У мужчины, шедшего впереди, выпал кошелек с деньгами и документами. Гражданин Сидоров, не задумываясь, подобрал кошелек и положил к себе в карман, ничего не сказав обладателю.

Вопрос:

Ребята, как вы думаете, можно ли считать поступок гражданина Сидорова преступлением? Должен ли он нести ответственность?

А как это определить? Правильно, надо обратиться к закону, к Уголовному кодексу. Откройте ст.158 УК РФ (примечание).

Используя статью закона и схему на доске, предложите вопросы для решения ситуации.

Учащиеся предлагают вопросы, которые учитель записывает на доске.

В результате сотворчества учителя и учеников разрабатывается план дальнейшей самостоятельной работы.

План.

  1. Какую статью Уголовного кодекса можно применить
  2. Вид преступления
  3. Категория преступления
  4. Смягчающие и отягчающие обстоятельства
  5. Наказания

Этап самостоятельной работы над решением проблемных ситуаций.

Происходит в форме групповой работы. (Приложение 2.)

Каждая группа получает набор дидактических материалов: текст правовой задачи, Уголовный кодекс (можно распечатать извлечения из него). У каждой группы своя задача, но если класс слабый, то можно предложить к рассмотрению одну задачу во всех группах.

В группе ребята делят работу: каждый ученик ищет ответ на один из пунктов плана и вписывает его на листок под отдельной цифрой. Затем происходит мини– обсуждение в группе с целью устранения недочетов и ошибок.

Группы работают самостоятельно в течение 5–7 минут.

Этап представления ответов и совместного обсуждения ситуаций.

  • Один участник из группы зачитывает ситуацию и поводит ее разбор по предложенному плану.
  • Члены группы имеют право дополнить основной ответ или дать разъяснение по ходу.
  • В случае затруднения в решение проблемы включаются другие группы, в ходе устного обсуждения группы приходят к правильному ответу.
  • Учитель подводит итог обсуждения каждой ситуации, отмечает недостатки и корректирует ответы в случае затруднения класса.

Этап подведения итогов работы в группах.

Каждая группа имеет комплекс карточек с оценками. Учитель представляет поочередно слово каждой группе либо объявляет, предлагает поставить карточку с оценкой за работу, затем оценивается так же работа остальных групп. Учитель высказывает свое мнение и после краткого комментария объявляет окончательную оценку каждой группе.

Этап закрепления и проверки усвоенных знаний и умений. (Приложение 3.)

Ребята в течение 7–10 минут выполняют проверочную работу (тесты). Тесты составлены автором.