Рекреационная география (9-й класс)

Разделы: География

Класс: 9


Программа элективного курса “Рекреационная география” предназначена для учащихся 9-х классов в рамках профильного обучения.

Содержание элективного курса познакомит учащихся с закономерностями формирования, размещения, функционирования и развития рекреационных ресурсов.

Рекреационные ресурсы предназначены для обслуживания людей во время отдыха (рекреация от латинского “восстановление”, синоним термина “отдых” – восстановление сил). Они включают природные и культурные комплексы, в пределах которых организуется отдых; самих отдыхающих, технические сооружения и жилые постройки, обслуживающий персонал и органы управления.

Как системная, интегрирующая наука, объединяющая знания разных отраслей географии и смежных дисциплин (экономики, медицины, социологии, культуры, психологии, биологии, спорта) рекреационная география представляет несомненный интерес для учащихся изучающих географию.

Цель курса: расширить кругозор учащихся в области рекреационной географии.

Задачи курса:

  • Способствовать развитию географического мышления.
  • Способствовать формированию представлений о природе, как среде обитания человека, ее роли в удовлетворении насущных потребностей людей, в данном случае – в отдыхе, в восстановление сил и духовном развитии.
  • Способствовать совершенствованию навыков работы с разными источниками информации и выполнению творческих работ.
  • Знакомить учащихся с профессиями, которые связаны с рекреационной географией.

Основной формой проверки и оценки знаний учащихся является участие в семинарах, тестирование, составление творческих проектов, анализ исторических и географических карт, анализ статистических материалов, подготовка устных сообщений с использованием различных источников знаний.

Итоговый контроль – моделирование рекреационной зоны.

Учащиеся должны знать:

– профессии, которые связаны со знаниями, полученными в курсе “Рекреационная география”;

– роль природы в удовлетворении потребностей человека;

– рекреационные территории России;

– виды рекреационной деятельности.

Учащиеся должны уметь:

– составлять творческие отчеты, проспекты, рекламные буклеты.

Учебно-тематический план.

Тема

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции Практикум семинар
1 Понятие о рекреационной географии 1 1      
2 Отдых и рекреация 1   1    
3 Виды рекреационной деятельности 2   1 1 Семинар “География мирового туризма”
4 Отдых как основа отрасли экономики 1   1   Тестирование
5 Территориальные рекреационные системы (ТРС) 1 1 1    
6 Методы изучения ТРС 1   1   Практическая работа” Нанесение на к/к основных рекреационных р-нов мира”
7 Рекреационные ресурсы мира 2 1   1 Творческий проект “Составление проспекта туристической фирмы”
8 Рекреационные ресурсы России 2   1 1 Творческий проект “Составление проспекта туристической фирмы”
9 Рекреационные ресурсы

ХМАО-Югры

4   3 1 Творческий проект “Модель рекреационной зоны”
10 Итоговое занятие 2     2 Защита проектов
  Итого: 17        

Содержание

Тема 1. Понятие о рекреационной географии (1час)

Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки. Появление и становление этой отрасли географии. Задачи и содержание рекреационной географии.

Тема 2. Отдых и рекреация (1час)

Понятия “отдых” и “рекреация”. Роль отдыха в жизни человека. Различные виды отдыха и их значение для восстановления сил и здоровья людей. Природа как наиболее благоприятная среда для отдыха населения. Значение отдыха для развития личности и повышения культурного уровня людей.

Тема 3. Виды рекреационной деятельности (2 часа)

Требования к среде для организации различных видов отдыха: комфортность, эстетические качества, доступность, устойчивость. Особые условия, необходимые для некоторых видов отдыха: альпинизма, зимнего и водного видов спорта, восстановления здоровья и сил больных людей. Туризм как особый вид отдыха. Виды туризма: лечебный, оздоровительный, развлекательный, спортивный, религиозный, деловой. Классификации туризма, функции. Проблемы географии туризма. Туристская индустрия как часть сферы услуг. География туризма.

Тема 4. Отдых как основа особой отрасли экономики (1 час)

Организация обслуживания отдыхающих и необходимые условия: строительство сооружений, работа транспорта, продовольственное

снабжение, оказание услуг. Возможности совмещения рекреационного использования территории с другими видами хозяйственной деятельности.

Тема 5. Территориальные рекреационные системы (1часа)

Территориальные рекреационные системы (ТРС) как объект изучения рекреационной географии. Основные свойства ТРС. Психическая и физиологическая комфортность как необходимое условие во время отдыха. Эффективность ТРС как степень соответствия затрат и результата. Классификация ТРС по различным признакам: сложности устройства, территориальной приуроченности, назначению, основным признакам.

Тема 6. Методы изучения ТРС (1часа)

Методы определения рекреационных потребностей. Свойства природной среды, определяющие степень ее рекреационной благоприятности: высокие эстетические, комфортность, устойчивость, ведение строительства, развитие коммуникаций, использование различных видов отдыха, уникальные и экзотические свойства, привлекающие отдыхающих. Роль природы для организации отдыха. Климатические условия. Роль ландшафта. Оценка качества территории для организации отдыха: транспорт и связь, сеть учреждений, трудовые ресурсы, снабжение, экологические проблемы. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки. Возможность сочетания их природоохранных, научных и рекреационных функций.

Тема 7. Рекреационные ресурсы мира (2 часа)

Выявление регионов, наиболее благоприятных для организации отдыха. Рекреационная специализация. Главные рекреационные районы мира и их характеристика. Доступность для отдыхающих разных континентов и стран. Горные районы с благоприятными рекреационными свойствами. Побережье морей и океанов, берега рек, озер, водохранилищ как рекреационные зоны. Бальнеологические ресурсы.

Тема 8. Рекреационные ресурсы России (2часа)

Основные рекреационные районы России: Северный Кавказ, Северо-Запад и Север европейский части России, ЦР, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток.

Тема 9. Рекреационные ресурсы ХМАО (4 часа)

Рекреационные ресурсы округа. Главные достопримечательности и основные туристические маршруты.

Тема 10. Итоговое занятие (2 часа)

Защита проекта городка (моделирование) для отдыха или оздоровления населения.

Литература для учителя:

  1. Максаковский В.П. Развитие и география международного туризма //География в школе. – 2000. – № 8. – С. 3–10.
  2. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений.– М. Просвещение, 2000.
  3. Одессер С.В. Международный туризм в системе мирового хозяйства //География в школе. – 1991. – № 6. – С. 15–18.
  4. Страны мира. Энциклопедический справочник.– Минск: Миринда, 2000.
  5. Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебник для 10–11-х классов с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М. Просвещение, 2002.

Литература для учащихся:

  1. Географические атласы для средней школы.
  2. Детские энциклопедии.
  3. Дмитриевский Ю.Д. Туристические районы мира. Учебное пособие. – Смоленск: СГУ, 2000.
  4. Иванова О.Ю. Величайшие чудеса света.– Смоленск: Русич, 2000.
  5. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений.– М. Просвещение, 2000.